← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Парад Победы-2015: «Тайфун», «Ансат», «Сивуч» и другие «ревущие звери» родом из Татарстана


8 мая 2015 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Нынешний парад Победы, безусловно, будет особым. Главная причина — накаленная международная обстановка. А потому и демонстрация военной техники приобретает особый смысл. Новинок, символизирующих переосознающую себя Россию, будет предостаточно. «БИЗНЕС Online» решил напомнить, какое место в этом строю (и в столице, и в других городах) занимает продукция татарстанских оборонных предприятий. И здесь не обошлось без премьер.

ТУ-160: ЖДЕМ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ
 
По всей видимости, к ракетоносцам Ту-160 будет приковано особое внимание. И не только из-за его эффектного вида и из-за того, что в кабине одного из них будет главком ВВС России Виктор Бондарев. Будучи недавно в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сделал этот символ холодной войны звездой новостей — заявил о необходимости возобновлении производства Ту-160: «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160». Напомним, Ту-160 выпускался на Казанском авиазаводе (КАЗ) с 1984 года, но уже в 1992-м производство решили прекратить (в этом же году стратегическая авиация России перестала патрулировать удаленные регионы планеты). По открытым данным, построено 34 самолета, в строю сегодня находятся 16.
 
Отметим, что о вероятности принятия решения о перезапуске Ту-160 «БИЗНЕС Online» писал еще в марте, и тогда эксперты разделились во мнении, способна ли страна потянуть такой сложный проект. И нужен ли он вообще? «Не знаю, насколько нам необходим Ту-160, это вопрос стратегам, — отметил вчера в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «АвиаРу» Роман Гусаров. — Возможно, речь идет только о замене, поскольку имеющиеся машины вырабатывают ресурс и рано или поздно их придется списывать».
 
Безусловно, строительство новых машин дало бы резкий толчок Казанскому авиазаводу. Но насколько мы можем надеяться на такой поворот? «Должно быть соответствующее постановление правительства, если не указ президента, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — И самое главное — возобновление производства Ту-160 еще нужно ввести в госпрограмму вооружений... Помните, не так давно в Казань приезжали премьер-министр, министр обороны, президент Объединенной авиастроительной корпорации? Они заявили: будем здесь строить Ан-70. Мы расчистили площадку, сделали проект. И что получилось? Будем ждать официальных документов».
 
«ВЫСТРЕЛ»: РАКЕТНЫЙ АНТИТЕРРОР
 
Казанцам впервые покажут легкобронированный автомобиль сопровождения «КАМАЗ 43269» «Выстрел» (выпускается с 2001 года). Он выпускается отпочковавшимся в 2012 году от камского автогиганта и ставшим ОАО заводом «Ремдизель». Известно, что «Выстрелы» используют спецподразделения федеральной службы исполнения наказаний и подразделения антитеррора ракетных войск стратегического назначения. В конце 2014 года «Выстрелы» были замечены на учениях армии Луганской народной республики.
 
ТУ-22М3: САМЫЙ КРАСИВЫЙ САМОЛЕТ
 
Если Ту-160 — будущее (будем надеяться) Казанского авиазавода, то дальний ракетоносец Ту-22М3 — это его хлеб насущный. С 2013 года предприятие занимается капитальным ремонтом этой машины под постоянные увещевания минобороны активизировать работу. Так было и во время недавнего визита Шойгу в Казань.
 
Сегодня эти цифры кажутся удивительными, но в 1978 - 1993 годах завод выпустил (помимо других самолетов) 268 Ту-22М3. По некоторым данным, сегодня в строю находится 41 машина и 109 — на хранении. До 2020 года 30 ракетоносцев должны быть доведены до формата Ту-22М3М. От предыдущей модели модификацию будут отличать расширенная номенклатура вооружения, современное оборудование и улучшенная эргономика кабины. Утверждают, что, по сути, получится новый самолет. Словом, работы у КАЗа будет выше крыши.
 
Отметим, что в Казани Ту-22М3 увековечен дважды. Один такой самолет установлен возле КАЗа. А второй... держит в руке Андрей Туполев: памятник авиаконструктору установили летом 2013 года. Правда, здесь есть некоторая художественная вольность. «Тройку» начали проектировать в 1974 году, то есть через два года после смерти авиаконструктора, так что в реале держать модель Ту-22М3 в руках он вряд ли мог. Но вот как аллегория... Лучшего символа туполевской фирмы и не найти — красивая, легко узнаваемая, массовая, а главное — она завоевала любовь летчиков. Заслуженный летчик-испытатель России Михаил Ковбасенко, который в годы становления Ту-22М3 был шеф-пилотом КАЗа, рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает — если даже ей управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить «бочку», за что в свое время Анатолий Бессонов (1929 - 2004; заслуженный летчик-испытатель СССР — прим. авт.) был лишен класса на год. Мы почти все проходили через эти «бочки»... И очень красивый самолет».
 
«АНСАТ-У»: ПОШЕЛ ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
 
Это детище конструкторского бюро ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) широкой публике покажут впервые, хотя первый полет «Ансат-У» совершил 12 лет назад. Несмотря на малые размеры, значение машины воистину велико — это первый современный российский вертолет для обучения курсантов военных училищ. Недаром, приехав в 2013 году на КВЗ, Шойгу подчеркнул, что легкие учебные машины — вертолетный вопрос №1. Напомним, минобороны договорилось с КВЗ о поставке в 2011 - 2018 годах 32 «Ансатов-У» (предположительно, 23 уже в строю; до этого контракта было поставлено 8 машин), но, как отмечают на КВЗ, военным этого уже недостаточно — увеличиваются и количество курсантов, и их налет. В конце прошлого года генеральный директор КВЗ, заместитель генерального директора ОАО «Вертолеты России» Вадим Лигай рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, что для завода 2014-й стал вехой еще и потому, что это был первый учебный летный год на «Ансатах-У»: «29 курсантов получили оценку отлично. В следующем году уже 59 человек пройдут летную практику на «Ансате-У».
 
Пикантность появления «Ансата-У» на параде в том, что на этой машине устанавливаются канадские двигатели Pratt&Whitney Canada PW207K — своих движков такого класса в России нет. Пока санкции не коснулись этой продукции — вертолет-то, вроде как, небоевой. Но пролет над Красной площадью может заставить американцев (Pratt&Whitney — американская компания) с канадцами скорректировать свою точку зрения на не такой уж «простой» вертолет. Правда, КВЗ, как стало известно «БИЗНЕС Online», на такой случай подстраховался. «У нас контракт по «Ансатам-У» до 2018 года, но мы уже сегодня закомплектовались — не стали ждать проблем и выкупили все двигатели, — рассказал газете заместитель гендиректора Лигай. — Впрочем, сегодня партии уже небольшие». Можно предположить, что по контракту еще предстоит поставить 9 машин, то есть это 18 двигателей.
 
Но если канадцы все-таки прекратят поставки? Как тогда быть со все растущими аппетитами военных? Наверное, выход на этот случай есть. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» идеолог создания «Ансата» — бывший заместитель генерального директора КВЗ Валерий Карташев, возможные сложности с поставками обсуждались еще на заре программы, то есть лет 15 назад: «Сами канадцы нам когда-то говорили: «Чего вы переживаете? Если нас прижмут (американцы — прим. авт.), вы через третьих лиц всегда купите эти двигатели — мы их продаем всему миру».
 
Впрочем, недавно появилась надежда и на свой движок. В начале апреля минпромторг России обнародовал план-график импортозамещения в авиастроении до 2020 года. Попал в него и PW207K. По словам замгендиректора КВЗ, «компания «Климов» в планах для себя поставила: за 5 - 8 лет новый двигатель запустить для нас». А гендиректор уточнил: «У нас есть вариант — ВК-800. Его надо довести до ума». По его словам, завод-производитель пока не определен (напомним, некогда этот двигатель намеревались делать в Казани, на ОАО «КМПО»). По словам Карташева, ВК-800 рассматривался генштабом на случай, «если с канадцами не получится». Вместе с тем он не понимает, почему двигатель просто бросили: «Климовская фирма его за свой счет тащила-тащила. Но родное государство «Климова» не финансировало, так двигатель и засох на корню. А его уже довели до изготовления агрегатов. И нужно-то было года три подряд по 70 миллионов выделять». Он уверен, что ВК-800 подойдет для «Ансата»: «Мы этот двигатель примеряли. Он немного не лезет, но ничего, можно приспособить».
 
«ТАЙФУН-К»: РЕШАЮЩИЙ 2015-Й
 
Вопросы по импортозамещению есть и к другому участнику парада — защищенному автомобилю «КАМАЗ-63968» «Тайфун-К». По Красной площади он проедет во второй раз (впервые — в прошлом году), а вот на площади Свободы в Казани будет дебют этого красивого автомобиля (во всяком случае, на репетиции 5 мая он был заявлен, хотя так и не появился на площади — возможно, машины прибудут непосредственно 9 мая). Эксперты, в общем-то, уже по косточкам разобрали эту машину, и при общей положительной оценке акцентируют внимание на переизбытке иностранных комплектующих (коробка передач Allison, мосты Timoney и так далее). «Там не только коробка автоматическая импортная — много иностранного по электронике, и тормозная система, и даже шины», — рассказывал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Примечательно, что в этом году на параде впервые покажут защищенный автомобиль по теме «Тайфун» от другого производителя — «Урала». Так вот, в нем по словам Мураховского, почти нет импортных комплектующих.
 
Но, как бы то ни было, похоже, минобороны благосклонно к работе челнинцев. Об этом говорит и приглашение на парад, и то, что «Тайфуны» обеспечивали безопасность Олимпиады в Сочи. В конце этого года военные должны завершить испытания партии из 30 «Тайфунов-К» и решить вопрос с их принятием на снабжение.
 
«СИВУЧ»: ТО СЕВАСТОПОЛЬ, ТО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
 
В парадную эскадру Черноморского флота включен построенный в Зеленодольске ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) «Бора». Это головной корабль проекта 1239 «Сивуч» (проектант — петербургское ЦМКБ «Алмаз»), сданный Зеленодольским заводом им. Горького флоту в 1989 году. В 1992-м спустили на воду первый серийный — «Самум». «Сивучи» — крупнейшие (водоизмещение — 1050 т, длина — 65,6 м, ширина — 17,2 м) в своем подклассе в практике мирового кораблестроения быстроходные боевые корабли, использующие гидродинамическую платформу — катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой (два узких корпуса, перекрытых платформой, впереди находится эластичный экран). Назначение РКВП — уничтожение крупных кораблей противника и прикрытие своих соединений и конвоев в прибрежных районах и во внутренних морях.
 
«Самум» наделал шума в сентябре прошлого года, совершив бросок в Средиземное море. До этого «Сивучи» не выходили за пределы Черного и Балтийского морей, поэтому поход «Самума» был воспринят как своего рода эксперимент. Также напомним, что в ходе операции по присоединению Крыма «Самум» заблокировал главную базу украинских ВМФ в Севастополе.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/5/8/25853/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.