Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракеты в Амазонии


18 июня 2015 года Lenta.ru


США и Россия конкурируют за возможность стать основным космическим партнером Бразилии и таким образом получить доступ к космодрому Алкантара у экватора для недорогих запусков коммерческих спутников. Ожидается, что правительство крупнейшей латиноамериканской страны определится с союзником в ближайшие три месяца, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники.

В последнее десятилетие основным космическим партнером Бразилии была Украина. Она должна была построить для Бразилии стартовый комплекс и предоставить ракету-носитель «Циклон-4». Однако латиноамериканская страна свернула это сотрудничество, заявив, что финансовые проблемы Украины, а также многолетние задержки и срывы планов сделали невозможным выполнение ею обязательств по проекту.
 
«Программа с Украиной не получилась», — сказал министр обороны Бразилии Жак Вагнер. По его словам, страна готова к диалогу с любой заинтересованной в коммерческих запусках спутников стороной, в том числе и с США.
 
Президент Бразилии Дилма Русеф при выборе нового партнера планирует учитывать в том числе такие факторы как уровень дипломатических отношений и качество предлагаемых технологий. Уже 30 июня 2015 года она посетит Белый дом, однако, как заявили представители обеих стран, тема запуска коммерческих спутников не значится в повестке этого визита. Сближению Бразилии и США мешает шпионский скандал: в 2013 году Русеф отменила государственный визит в Вашингтон после того как в прессу просочилась информация об отслеживании ее телефонных разговоров и переписки спецслужбами США.
 
Приэкваториальный космодром Алкантара особенно привлекателен для США из-за своего расположения, — для вывода спутников на геостационарную орбиту ракете требуется минимум топлива при максимуме выводимой на орбиту полезной нагрузки. В этом контексте Бразилия выступает потенциальным конкурентом Европе, чья компания Arianespace владеет примерно половиной рынка коммерческих запусков спутников на геостационарную орбиту. Свои старты Arianespace осуществляет с более северного космодрома Куру в соседней с Бразилией Французской Гвиане.
 
Пока неясно, каким образом Бразилия продолжит строительство космодрома. В недолгой истории Алкантары немало прискорбных дат и событий. Трижды Бразилия пыталась запустить четырехступенчатую твердотопливную ракету VLS-1, все попытки закончились неудачей. Так, 2 декабря 1997 года у VLS-1 V01, несущей экспериментальный спутником SCD-2A, не запустился один из четырех ускорителей, и ракету подорвали на 65 секунде ее полета. Второй неудачный старт состоялся 11 декабря 1999 года — тогда отказал двигатель второй ступени VLS-1 V02, и носитель вместе со спутником SACI-2 подорвали на 200-й секунде.
 
22 августа 2003 года на Алкантаре произошла третья авария: в ходе предстартовой подготовки на 200-й секунде испытаний взорвалась ракета VLS-1 V03, несущая небольшие спутники SATEC и Unosat-1. Взрыв и последовавший пожар уничтожили стартовую площадку и привели к гибели 21 человека.
 
Именно эта катастрофа заставила Бразилию усомниться в самостоятельном создании национального ракетно-космического комплекса и подтолкнула ее к сотрудничеству с Украиной.
 
Это не единственный партнер Бразилии: в период с 14 октября 1999 года по 7 декабря 2014 года Китай вывел для латиноамериканской страны пять малых спутников (из них один раз, в 2013-м году — неудачно) совместного производства, предназначенных для наблюдения за окружающей средой в сельскохозяйственных районах и тропических лесах Амазонии.
 
В 2014 году в результате шпионского скандала, когда Эдвард Сноуден обнародовал секретные документы Агентства национальной безопасности США, Бразилия отказалась от cотрудничества с американской компанией Boeing в пользу европейской Thales, которая занялась производством геостационарного спутника. Аппарат стоимостью 400 миллионов долларов, как ожидается, будет запущен компанией Arianespace в 2016 году с космодрома Куру.
 
Все это показывает, что Бразилия по-прежнему нуждается в старшем партнере для реализации национальной программы по запуску спутников. Ракетные и спутниковые технологии, которые она может приобрести в ходе такого сотрудничества, могут дать большой толчок к развитию аэрокосмической промышленности страны.
 
Если в качестве основного партнера Бразилия выберет США, основной выигрыш придется на компанию Boeing, которая кроме самолетов производит ракеты и спутники, а также имеет прочные связи с компанией Embraer S.A. — ведущим бразильским и третьим в мире (после Airbus и Boeing) производителем пассажирских самолетов.
 
Между тем, по мнению директора Бразильского космического агентства Хосе Раймундо Коэльо, Россия также заинтересована в сотрудничестве с Бразилией и находится «в авангарде» космических технологий. США, по его мнению, являются основным источником для спутниковых технологий, но сотрудничеству Бразилии с ними мешают особые трудности, которые «мы должны преодолеть».
 
Так, в 2000 году страны заключили соглашение, предусматривающее запуск спутников США на американских ракетах с космодрома Алкантара. Эта сделка предполагала, что основное управление космодромом будет осуществлять американская сторона, а также накладывала ограничение на доступ к пусковой площадке и аэрокосмическим технологиям третьих сторон. Предшественник Русеф на посту президента Бразилии, Луис Инасиу Лула да Силва, расторг договор в 2003 году, вскоре после вступления в должность.
 
В настоящее время Вашингтон значительно смягчил требования, выдвигаемые в качестве потенциального партнера в космической программе Бразилии, однако по-прежнему настаивает на подписании соглашения о неразглашении технологических секретов третьим странам. Именно это, если не учитывать осадок от шпионского скандала, заставляет Бразилию воздерживаться от партнерства с США.
 
Такое сотрудничество помешает стабильному двадцатилетнему партнерству с Китаем, доступа которого к своим космическим технологиям так боятся США. Но если Бразилия сориентируется на Россию и Китай, она рискует потерять доступ к более перспективным технологиям США.
 
В прошлом году правительство США облегчило правила экспортного контроля и значительно сократило список запрещенных к вывозу в третьи страны компонентов космических аппаратов. По заявлениям американской стороны, в настоящее время для создания современного спутника у США можно свободно приобрести до 70 процентов его комплектующих.
 
«Они становятся более гибкими, пытаясь приблизиться к нам и стараясь занять позиции, которые они потеряли в других странах», — сказал отставной полковник армии Бразилии Армандо Лемос, директор Associação Brasileira das Indústrias de Materiais de Defesa e Segurança (ABIMDE).
 
В январе 2015 года Бразилию посетил глава НАСА Чарльз Болден. В мае того же года министр науки и технологий правительства Бразилии Альдо Рибело (который ранее был министром спорта) посетил Вашингтон и встретился в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института с главой НАСА. Позже министр сообщил журналистам, что переговоры Бразилии по космической программе с США продолжаются, но отказался сообщить подробности.
 
Основная проблема, с которой сталкивается при создании собственного ракетного комплекса седьмая экономика мира, заключается в нерегулярном финансировании проектов (которое в разы меньше необходимого) и отсутствии квалифицированных кадров. В 2009 году Бразилия заключила с Россией соглашение о помощи в разработке нового семейства ракет-носителей на основе VLS (легкого класса) и «Ангары» (среднего и тяжелого классов). Завершить работы по этому проекту, получившему название Southern Cross, планировалось к 2022 году. К сожалению, дальше декларативных заявлений о намерениях сторон дело не продвинулось.
 
Степень готовности ракеты «Циклон-4», по словам главы Государственного космического агентства Украины Олега Уруского, в настоящее время превышает 80 процентов, а к концу года страна планирует довести ее до 90 процентов. Однако оценки перспектив этого проекта у Украины и Бразилии кардинально отличаются. Первая сторона отдает себе отчет в том, что заокеанский партнер потерял интерес к программе, однако все еще надеется на возобновление сотрудничества путем привлечения третьей стороны.
 
В ситуации, когда Бразилия не в полном объеме вкладывается в свою ракетную отрасль, а Россия (не говоря уже об Украине) ограничена в средствах, инвестировать в строительство пусковых площадок на космодроме Алкантара могут только США. В случае если отношения между Штатами и Бразилией улучшатся, выбор партнера предопределен. А это означает, что Россия потеряет огромный и перспективный латиноамериканский рынок коммерческих пусков и окажется под угрозой изоляции своих ракетно-космических технологий.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer