Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иранская отзывчивость


22 июня 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Вчера замминистра иностранных дел Ирана Муртаза Сармади заявил, что Тегеран и Москва ведут переговоры об отзыве иска на $4 млрд, поданного в третейский суд Женевы из-за отказа России поставлять Ирану пять дивизионов системы ПВО С-300ПМУ-1. По информации "Ъ", как только судебный процесс будет свернут, Россия заключит с Ираном новый контракт на новейшую систему "Антей-2500". Негативной реакции от одного из главных противников российско-иранского военно-технического сотрудничества — Израиля — не ожидается, поскольку именно по просьбе Тель-Авива был разорван контракт на С-300 между Россией и Сирией.

О ведущихся переговорах господин Сармади заявил агентству Sputnik, подчеркнув, что на данный момент "результаты положительные": "Мы затронули тему изменений в контракте, новых цен, которые необходимо установить, и обсудили механизм отзыва иска". В "Рособоронэкспорте" вчера слова иранского дипломата "Ъ" комментировать не стали.
 
Контракт на поставку пяти дивизионов системы С-300ПМУ-1 стоимостью около $800 млн Москва и Тегеран подписали в 2007 году. В 2010 году, после принятия Совбезом ООН резолюции N1929 (о запрете на продажу или передачу Ирану тяжелых вооружений), президент РФ Дмитрий Медведев запретил поставлять Ирану современные вооружения, введя в отношении Тегерана еще более жесткие санкции, чем это предусмотрено резолюцией ООН. Сделка была аннулирована, Тегерану вернули аванс ($167 млн), а предназначавшиеся для иранских военных ЗРК утилизировали. Иран в ответ подал иск к "Рособоронэкспорту" (он заключал контракт) на сумму около $4 млрд.
 
В феврале 2015 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов официально подтвердил информацию "Ъ" о том, что Россия предложила взамен комплексов С-300ПМУ-1 систему "Антей-2500" (модернизированный экспортный вариант войсковой системы С-300В), формально не подпадавшую под эмбарго. Однако уже 13 апреля президент Владимир Путин отменил указ господина Медведева, дав зеленый свет поставкам находившихся под запретом систем ПВО. Это решение сразу осудили в Израиле и США (см. "Ъ" от 14 апреля). Но и после шага России Иран хотел сначала получить комплексы С-300ПМУ-1 и только после — отозвать иск. Такой вариант был и остается неприемлемым для Москвы, что вчера подтвердил источник "Ъ" в Кремле: "Прекращение судебных разбирательств будет первым шагом к реализации сделки, это принципиально".
 
Отметим, что система С-300ПМУ-1 (в отличие от "Антея-2500") уже снята с производства концерна ВКО "Алмаз-Антей". По словам топ-менеджера предприятия, "идти на возобновление производства ради важного, но все же одного контракта никто не собирается". По информации "Ъ", эта позиция была донесена до иранских военных, которые после некоторых раздумий предварительное согласились взять "Антей-2500". На руку Москве было то, что Тегеран хотел получить системы ПВО быстро, а это можно гарантировать только при серийном производстве.
 
Собеседники "Ъ" в сфере военно-технического сотрудничества говорят, что Россия могла бы — чисто теоретически — выйти с предложением по системам С-400 "Триумф". Но тогда возникли бы сразу две проблемы: во-первых, многократно возрастает цена (четыре дивизиона этой системы обошлись Китаю в $1,9 млрд), а во-вторых, производственные мощности "Алмаз-Антея" практически полностью загружены заказами Минобороны РФ, которое к 2020 году должно получить 56 полковых комплектов С-400. "Передавать эти системы сразу нескольким странам сложно",— говорил "Ъ" гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин.
При заключении твердого российско-иранского контракта на пять дивизионов "Антей-2500", Тегеран станет третьим обладателем комплекса: в 2013 году "Рособоронэкспорт" продал два дивизиона С-300ВМ Венесуэле (уже переданы заказчику), в 2014 году заключено соответствующее соглашение с Египтом (поставка двух дивизионов должна завершиться в 2016 году).
 
Потенциальная сделка наверняка вызовет негативную реакцию со стороны США. Критики же со стороны Израиля, по информации "Ъ", в Москве не ожидают, поскольку именно по просьбе Тель-Авива был расторгнут контракт с Сирией на поставку комплексов С-300ПМУ-2. Косвенно об этом Владимир Путин говорил во время прямой линии 16 апреля: "Израильтяне выразили опасения по поводу поставок тех же систем С-300 другой стране региона, поскольку с ее территории С-300 может доставать территорию Израиля". По его словам, Россия эту озабоченность разделила и после непродолжительных консультаций вернула заказчику $400 млн аванса. Сведения об интересе Саудовской Аравии к продукции российской оборонки (в частности, к оперативно-тактическим комплексам "Искандер-Э"), источники "Ъ" также связывают с активизацией российско-иранского сотрудничества, к которому Эр-Рияд, в силу напряженных отношений с Тегераном, относится с большим опасением.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer