Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиапром РФ обречен сотрудничать с Украиной


24 июня 2015 года Юрий Гладыш, Росбалт


Почти треть авиационного парка СССР составляли крылатые машины, сделанные на украинских заводах. В их числе как скромные труженики полей Ан-2, так и пассажирские лайнеры Ан-24, Ан-10, а также транспортники Ан-12 и воздушные гиганты Ан-22 "Антей", Ан-225 "Мрия", Ан-124 "Руслан". Позже, уже российский авиапарк пополнили Ан-3, Ан-148 и Ан-158. А украинские двигатели стояли практически на всех вертолетах, созданных в конструкторских бюро Камова и Миля.

И после распада СССР то, что авиационная промышленность России в значительной степени зависит от поставок из соседнего государства, политику властей которого далеко не всегда даже в ту пору можно было охарактеризовать как дружественную, мало кого волновало. Проблемы начались совсем недавно, и прежде всего они коснулись поставок двигателей для российских производителей вертолетов, а также боевых и военно-транспортных самолетов.
 
Напомним, что в советской Украине существовало почти три с половиной тысячи предприятий, относящихся к военно-промышленному комплексу. Сейчас их осталось всего 143. Однако это в том числе заводы, обеспечивающие, скажем без особого преувеличения, нормальное и бесперебойное функционирование российской авиационной промышленности. Список их достаточно велик. Назовем только киевские "Серийный завод "Антонов" и "Арсенал", а также запорожский "Мотор-Сич". Без поставок техники и комплектующих с этих предприятий российской "оборонке" пока не обойтись. На сегодняшний день эксперты отмечают особую, если не сказать критическую, зависимость российских вертолетостроителей от поставок продукции упоминавшегося завода "Мотор-Сич".
 
Этот завод был основан в 1907 году, с 1921 года он производит авиационные двигатели. В советское время предприятие называлось "Моторным заводом № 29". Сегодня "Мотор-Сич" является ведущим с мире предприятием по изготовлению авиадвигателей, выпуская их аж 55 типов для 61 вида летательных аппаратов. И практически все вертолеты российского производства, в том числе все боевые и военно-транспортные винтокрылые машины, сегодня оснащаются двигателями, созданными запорожскими машиностроителями.
 
Завод "Мотор-Сич" производит движки для российских Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. Кроме того, здесь также изготавливают двигатели для многих гражданских самолетов, в том числе уже и не выпускающихся, но находящихся в эксплуатации: Ил-18, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Бе-12, Бе-200, Як-40, Як-42.
 
Основными потребителями продукции завода в Российской Федерации являются  предприятия, входящие в холдинг "Вертолеты России" — ОАО "Роствертол", ОАО "Климов", а также самолетостроительные заводы ОАО "ВАСО", ОАО "ТНТК им. Г.М.Бериева", ОАО "Авиакор" — авиационный завод".
 
В 2011 году "Мотор-Сич" заключил контракт с ОАО "Вертолеты России" на сумму в полтора миллиарда долларов. Контракт предусматривал ежегодную поставку до 270 двигателей. Соглашение было рассчитано на пять лет, следовательно, ежегодно завод должен был поставлять в Россию продукции на 300 миллионов долларов. Всего же на до недавнего времени доля завода на российском рынке авиадвигателей составляла примерно 30 процентов.
 
Многие специалисты и сегодня полагают, что, как минимум, до 2018 года реальной альтернативы запорожским авиадвигателям найти не удастся – слишком долго выстраивалась цепочка кооперации предприятий и слишком надежной казалась связь между ними. Поэтому решение украинского правительства приостановить поставки продукции военного назначения в России может оказаться весьма болезненным для российского авиапрома. В среде экспертов поначалу ходило мнение, что отечественную авиационную промышленность ожидает нечто вроде коллапса в случае прекращения украинских поставок. Предсказывали даже временную приостановку производства российских вертолетов.
 
Также справедливо мнение, что разрыв хозяйственных связей губительно скажется и на авиапроме самой Украины. Например, лишившись рынка сбыта, запорожские машиностроители могут оказаться перед необходимостью срочной переориентации направлений реализации своей продукции. Решить эту задачу будет непросто. В 2013 году "Мотор-Сич" отправил в Россию семьдесят процентов всего, что произвел. Понятно, что в случае полного прекращения поставок двигателей на российские предприятия украинские авиастроители окажутся в затруднительном положении. Производство может остановиться именно в Запорожье, а отнюдь не в России.
 
Тем не менее, власти в Киеве в категоричной форме заявляют, что поставки вертолетных двигателей в Россию категорически запрещены — еще с прошлого года. Бывший тогда министром финансов Украины Александр Шлапак даже сказал, что если "Мотор-Сич" все же станет продавать двигатели в Россию, то его руководитель будет немедленно арестован. Правда, официальные представители компании продолжали публично настаивать на сохранении сотрудничества со "страной-агрессором", подчеркивая, что "Мотор-Сич" является частным предприятием, поэтому прямое влияние на него правительственных директивных актов должно быть ограничено. Аргумент, прямо скажем, спорный.
 
Недавно бывший генеральный директор, а ныне почетный президент "Мотор-Сич", доктор технических наук и академик АИН Украины Вячеслав Богуслаев выразил уверенность, что сотрудничество с РФ продолжится, поскольку от него зависят вопросы роста доходов Украины и сохранения рабочих мест. Он напомнил, что "Мотор-Сич" ежегодно платит в казну миллиард гривен налогов. Возможно, он знает больше, чем другие, а, может быть, просто и таким образом лоббирует интересы украинских моторостроителей.
 
По неофициальным данным, моторсичевские двигатели все же продолжали поступать в Россию вплоть до конца 2014 года. Есть сведения, что поставки продолжались и в начале 2015-го. О состоянии дел на текущий момент достоверной информации нет.
 
По оценке аналитика Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, поскольку сегодня зависимость России от Украины в поставках вертолетных двигателей почти стопроцентная, через год-полтора у РФ могут возникнуть серьезные проблемы с производством новых летательных аппаратов. Эксперт считает, что украинские производители и их российские партнеры могут начать искать "лазейки". Например, как вариант, — Украина будет поставлять двигатели в Белоруссию или в Казахстан, а те потом станут реэкспортировать их в Россию.
 
Правда, в Российской Федерации уже приступили к решению вопроса импортозамещения в этой сфере. Базовым предприятием для производства вертолетных двигателей станет петербургское ОАО "Климов". Владислав Масалов, генеральный директор ОАО "УК "Объединенная двигательностроительная корпорация" ("Климов" входит в ОДК), утверждает, что на объем производства в 500 едениц ежегодно можно будет выйти уже к концу 2015-го. При этом, по оценке господина Масалова, стоимость одного вертолетного двигателя, произведенного в России, составит около 25 миллионов рублей, что по нынешнему курсу будет чуть больше 450 тысяч долларов. Следовательно, российский двигатель окажется в два с лишним раза дешевле украинского. Полностью же освоить производство изделий, аналогичных украинской продукции, россияне намерены в течение восьми – десяти лет.
 
Однако, возможно, все не так радужно. Специалисты затрудняются оценить реалистичность прогноза руководителей завода "Климов", а некоторые считают достижение озвученных показателей в ближайшее время неосуществимым. Завод в Санкт-Петербурге, по экспертным оценкам, в нынешнем своем состоянии может производить не более пятидесяти вертолетных двигателей в год. При том, что объем производства вертолетов в России составляет порядка трехсот в год, ну а самих движков и вовсе нужно втрое больше.
 
Однако, несмотря на все сомнения, совершенно точно известно, что завод "Климов" уже в прошлом году приступил к реорганизации производства с тем, чтобы увеличить производство двигателей в десять раз. Источник "Росбалта" на заводе на условиях анонимности сообщил, что в этом заводчанам помогает внушительная бригада украинских специалистов из Запорожья.
 
Так что сотрудничество с украинскими оборонщиками продолжается, хотя и на другом уровне. Но в любом случае — потери уже понесли и еще понесут обе стороны, рискуя потерять свои позиции в мировом авиастроении, в котором и россияне, и их украинские партнеры играли далеко не последнюю роль.


комментарии (5):

Сашочек      25/06/2015 [10:56:58]#1
Кто такой Юрий Гладыш?

crj-2      25/06/2015 [19:26:08]#2
Свидомый???

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      27/06/2015 [15:11:15]#3
Господин Гладыш немного напутал. Двигатели на вертолетах всегда стояли российские, просто производились на украинском заводе.

Читатель 1      27/06/2015 [23:11:49]#4
Это какие такие украинские заводы выпускали самолёт Ан-2 ?

Nicky      30/06/2015 [12:45:21]#5
Читатель 1
КБ Антонова "создалось" в Новосибирске при создании Ан-2, и на украине оказалось потому, что в Киеве на тот момент был "свободный" авиазавод, на котором и планировали выпускать Ан-2.
И выпускали - до конца 50-х, когда производство в рамках СЭВ передали Польше.













Материалы рубрики


РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?



Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer