Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С корабля на воздух


29 июня 2015 года Дмитрий Быков, КоммерсантЪ


Укрепление и развитие морской авиации ВМФ РФ является важной составляющей масштабного плана по обновлению российского флота. С учетом необходимости защиты интересов страны в районах Арктики и Черного моря данное направление приобретает особую актуальность. Общий налет морской авиации российского ВМФ за 2014 год составил 25 тыс. часов, что превышает показатель 2013 года на 20%. В 2015 году в боевой подготовке, по заявлениям представителей военного ведомства, будут преобладать практические формы обучения. При этом летчики будут получать как модернизированные, так и новые боевые машины.

Морская авиация российского флота включает в себя самолеты и вертолеты различного назначения — ракетоносные, противолодочные, истребительные, разведывательные и вспомогательные, и практически по всем этим направлениям запланировано обновление.
 
В настоящее время в составе российского ВМФ есть лишь один тяжелый авианесущий крейсер — "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", на котором базируется около пятидесяти самолетов и вертолетов. Определенные перспективы в росте числа палубных вертолетов связывали с поставкой в войска двух "Мистралей", но из-за геополитических событий вопрос передачи кораблей российскому флоту как минимум отложен. Представители оборонно-промышленного комплекса (ОПК) при этом обращают внимание на то, что разрабатываемые для "Мистралей" вертолеты найдут применение и на других кораблях ВМФ.
 
Высший пилотаж
 
Среди прочего в 2015 году морская авиация российского ВМФ должна получить партию МиГ-29К. Этот самолет входит в унифицированное семейство истребителей поколения "4++", серийный выпуск которых начался одноименной корпорацией в 2005 году. Истребитель предназначен для решения задач ПВО корабельных соединений, поражения надводных и наземных целей. Его максимальная скорость полета у земли и на большой высоте — 1400 и 2200 км/ч соответственно, на вооружении — управляемые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", корректируемые бомбы и встроенная пушка калибра 30 мм.
 
Базироваться МиГ-29К может на авианосцах водоизмещением от 28 тыс. тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Основные технологические новшества, внедренные на истребителе, включают в себя усовершенствованный планер с долей композиционных материалов около 15%, складываемое крыло с усовершенствованной механизацией, обеспечивающее улучшенные взлетно-посадочные характеристики и цифровую комплексную электродистанционную систему управления самолетом с четырехкратным резервированием.
 
На истребителе существенно снижена заметность в радиолокационном диапазоне, увеличена боевая нагрузка и емкость топливной системы. При этом самолет имеет собственную систему дозаправки топливом в полете, а также способен обеспечить дозаправку других самолетов. Предполагается, что партия МиГ-29К, поступающая в этом году в войска, составит основу нового подразделения морской авиации на Северном флоте.
 
На Черноморском флоте РФ оборонное ведомство планирует продолжить работу по замене самолетов Су-24, эксплуатация которых была начата еще в 1970-х годах, на боевой самолет семейства Су-30 СМ. Двухместный истребитель, по данным производителя, корпорации "Иркут", обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
 
Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Поставка самолетов Минобороны РФ ведется с 2012 года, однако технические характеристики в официальных материалах "Иркута" не раскрываются. При этом данные о самолетах семейства Су-30 МКИ, продолжением линейки которых является Су-30 СМ, засекреченными не являются.
 
На 2015 год также запланирована передача в войска модернизированных противолодочных самолетов Ил-38 с комплексом "Новелла". Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций и установки минных заграждений.
 
Машина оснащена пилотажно-навигационным комплексом, в состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а также автоматизированная поисково-прицельная система, способная обнаруживать надводные корабли, а также подводные лодки под перископами. Крейсерская скорость самолета — 570-600 км/ч.
 
Планируется, что в текущем году морская авиация начнет получать гидросамолеты Бе-200. Поисково-спасательный Бе-200 может барражировать в двухсотмильной зоне в течение 6,5 часа. В его оборудование входят надувная лодка, тепловизионные и оптические средства поиска, а также средства оказания первой помощи пострадавшим. Самолет может брать на борт до 45 человек. Его конструкция представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого удлинения с переменной поперечной килеватостью. Особенностью Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать самолет для выполнения широкого круга задач.
 
Помимо поставок упомянутых самолетов, в планах морской авиации модернизация палубных истребителей Су-33 и самолетов-амфибий Бе-12 в части обновления бортового противолодочного комплекса.
 
Кроме того, в 2016 году в РФ планируется начать серийное производство истребителей пятого поколения Т-50, которые предполагается выпускать и в модификации для морской авиации. В многоцелевом истребителе предусмотрено использование композиционных материалов и инновационных технологий. Аэродинамическая компоновка самолета и характеристики двигателя должны обеспечить ему беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Первый полет прототипа Т-50 состоялся в 2010 году.
 
В надводных целях
 
Вертолетная составляющая российской морской авиации представлена в основном машинами "Камов".
 
В 2015-2017 годах планируется масштабная модернизация противолодочных Ка-27ПЛ. Вертолет предназначен для поиска, отслеживания и поражения подводных лодок на глубинах их погружения до 500 м и скоростях хода до 75 км/час. Он оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой "Осьминог", гидроакустической опускаемой станцией, магнетометром, может нести кассеты с гидроакустическими буями, торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. Дальность полета вертолета составляет 750 км, максимальная скорость — 285 км/ч.
 
В конце мая со ссылкой на генерального конструктора вертолетной техники холдинга "Вертолеты России" Сергея Михеева появилась информация о том, что в войска для испытаний переданы первые четыре других корабельных вертолета "Камов" — Ка-52К "Катран". Они являются модификацией боевого разведывательно-ударного вертолета нового поколения Ка-52 "Аллигатор", который предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника. Дальность полета вертолета составляет 460 км, а максимальная скорость — 300 км/ч.
 
Отличие Ка-52К от традиционного Ка-52 заключается в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России, для чего на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией и автоматической пушкой калибра 30 мм.
 
В состав морской авиации, кроме прочего, входит вертолет радиолокационного дозора и наведения Ка-31Р. Он обеспечивает обнаружение воздушных целей (в том числе маловысотных, на фоне земли или моря), а также надводных целей и автоматическую передачу информации о них на наземные и корабельные пункты управления или комплексы ПВО.
 
Курс на обновление
 
В материалах Минобороны РФ отмечается, что на современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием и широкого внедрения электронно-вычислительной техники. В данном сегменте российского флота также планируется внедрение новых систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создание средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышение незаметности и боевой устойчивости самолетов и вертолетов. В частности, среди планов по совершенствованию морской авиации — создание самолетов и вертолетов, способных функционировать как с летчиком, так и в беспилотном режиме.
 
Стимулом для развития морской авиации на фоне неясной ситуации с "Мистралями" может послужить увеличение числа авианосных кораблей. В мае появилась информация о том, что Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца 23000Э "Шторм".
 
Корабль предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону. Длина корабля должна составить 330 метров, ширина — 40 метров, осадка — 11 метров, а скорость будет достигать 30 узлов. В его авиагруппу должны войти вышеупомянутые машины — истребители МиГ-29К, Т-50 и многоцелевые вертолеты Ка-27.
 
Со ссылкой на начальника управления кораблестроения ВМФ РФ Владимира Тряпичникова также сообщалось, что авианесущий крейсер нового поколения будет построен для российского флота в 2026-2027 годах, однако представитель оборонного ведомства не уточнял, о каком именно проекте идет речь. Кроме того, по его словам, в настоящее время в России разрабатываются и проекты аналогов "Мистралей". Предполагается, что это будет океанский десантный корабль большого водоизмещения, который сможет перевозить большое количество боевой техники и личного состава.
 
Представители оборонного ведомства неоднократно отмечали, что планы по обновлению техники в войсках, в том числе и в морской авиации, предусмотренные госпрограммой вооружений до 2020 года, сохраняются. Аналитики и эксперты с осторожностью высказывались по поводу таких заявлений, принимая во внимание экономическую и политическую ситуации. Тем не менее в настоящее время поставка новой и модернизация существующей техники продолжается, но вопрос о том, насколько интенсивно этот процесс будет происходить в будущем, остается открытым.


комментарии (1):

Читатель 1      02/07/2015 [16:21:07]#1
Хм, "на воздух" -взорвался чтоль?













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer