Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиатор на оперной сцене


15.07.15 11:56 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Талантливый человек – талантлив во всем. Этот известный афоризм вполне применим ко многим специалистам, ярко проявившим себя не только в авиационной сфере, но и в других областях: литературе, музыке, изобразительном искусстве, спорте… Одним из наглядных примеров успешной реализации своих многогранных способностей является Владимир Петрович Гребняк.

Автор статьи познакомился с Владимиром Гребняком в 80-х гг. в период работы в инженерно-авиационной службе Министерства гражданской авиации СССР. Наше знакомство давно переросло в дружбу, но я по-прежнему не перестаю удивляться уникальной судьбе этого замечательного человека. Судите сами: ему уже несколько десятилетий удается благополучно сочетать авиационную деятельность с успешными выступлениями на ведущих оперных сценах и концертных площадках России и других стран. Результат его деятельности в разнополярных, по сути, ипостасях оценен высокими отраслевыми знаками отличия: он удостоен званий «Почетный работник транспорта Российской Федерации» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (по-моему, единственный в авиационной отрасли).
 
А начиналась авиационная биография Владимира Гребняка в 1960 г., когда он после окончания штурманского отделения аэрофотосъемки Московского топографического политехникума начал летать штурманом самолета Ли-2 в 143-м летном отряде в Хабаровске. Отмечу, что через некоторое время после соответствующего обучения он также получил свидетельство пилота самолета Ан-2. Молодой штурман и пилот выполнял полеты на Севере, Колыме, Чукотке, Якутии и в других регионах страны, открывал трассу Хабаровск–Мирный (Якутия).
 
Вспоминая этот период, Владимир Гребняк рассказал о нескольких запомнившихся на всю жизнь полетах, что называется, «на грани фола». 
 
Вот один из них. «Зимой 1961 г. в поселок Нелькан на востоке Якутии (конечная точка ветки от БАМа) необходимо было забросить остов (его вес 2,5 т) электростанции, без которой поселок не выживет. По конфигурации груз в Ил-14 не входит. 
 
В самолет Ли-2 вошел, но грузовая дверь не закрывается приблизительно на 30 см. Погода: температура -53°С, ветер 2 м/сек, метель. Аэродром – река Нелькан, которая промерзает зимой до дна. Все население поселка (40 человек) в течение двух дней утрамбовывало снег, создавая ВПП.
 
Проходим на малой высоте – первый заход. Затем с бортмехаником по команде командира корабля переходим в хвост самолета и открываем пассажирскую дверь, чтобы, если самолет скапотирует, без команды выпрыгнуть из него. Вес остова электростанции удерживает самолет на пробеге в горизонтальном положении. А пробег составил приблизительно 100 м. Двигатели не выключали, боялись – замерзнут. Выгрузили электростанцию. Прорулили 3-4 раза, делая колею для взлета, и уходили.» 
 
Параллельно с авиационной начиналась и музыкальная стезя Владимира Гребняка. Еще в старших классах у него неожиданно открылся низкий голос, почти бас-профундо (очень низкий бас, грудной, объемнейший мужкой голос). После окончания школы он занимался на подготовительных курсах Института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) в классе профессора Г.Г. Адена, где также отметили дарование Владимира. В 1960 г., уже работая на Дальнем Востоке, он в перерывах между полетами и общественной работой занимался в Хабаровске с первым своим педагогом по пению Евгенией Григорьевной Венгеровой. 
 
Казалось бы, молодому человеку следовало сделать выбор: авиация или музыка? Но Владимир решил: и авиация, и музыка! В 1961 г. он добился приема у начальника ГУ ГВФ Е.Ф. Логинова (будущего Министра гражданской авиации СССР) и получил разрешение о переводе на работу в Москву в 61-й летный отряд в Быково с одновременным поступлением на вечернее отделение музыкального училища им. Гнесиных в класс Николая Дмитриевича Панчехина. Его однокурсниками были будущие известные солисты оперы Большого театра народный артист СССР Евгений Райков и народная артистка Российской Федерации Галина Калинина. Кстати, в период учебы он дважды пел легендарной Елене Фабиановне Гнесиной. 
 
В 1963 г. Владимир Гребняк, не прерывая занятий вокалом, поступает на дневное отделение Московского авиационного института. Преддипломную практику он проходил в ГосНИИ ГА в 1969 г., а в феврале 1970 г. защитил дипломом по теме «Система кондиционирования самолета Ту-144». И здесь в его биографии происходит еще один неожиданный поворот: по обращению Министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в Министерство высшего и среднего специального образования СССР молодому авиационному специалисту, выпускнику МАИ было разрешено с 10 февраля 1970 г. стать штатным солистом оперы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко без отработки обязательных в то время трех лет по распределению вуза. Конечно, это был прецедент: после технического вуза – в музыкальный театр!
 
1970-1972 гг. – единственный период в трудовой деятельности Владимира Гребняка, когда он полностью посвятил себя только музыкальному искусству. Время работы в театре для молодого певца стало очень активным и насыщенным. Он был занят в 14 постановках репертуара театра (оперы и классические оперетты), в том числе, пел главные партии в операх «Иоланта» (король Рене) и «Евгений Онегин» (Зарецкий, князь Гремин) П.И. Чайковского и «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Дон Базилио). Запомнилась Владимиру и работа с выдающимся композитором Дмитрием Кабалевским над оперой «Кола Брюньон». Молодой исполнитель пел и на ведущих концертных площадках Москвы, участвуя, в частности, в авторских концертах Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, и был представлен этим знаменитым композиторам. 
 
 Несмотря на активную творческую жизнь, Владимир Гребняк не собирался окончательно завершать авиационную карьеру. И он принял поистине «соломоново» решение: остаться в театре на контрактной основе, а на штатной работать в ГосНИИ ГА, где он, в свое время, проходил преддипломную практику. За семилетний период работы в институте ведущим инженером и старшим научным сотрудником Владимир Гребняк принимал активное участие в государственных и эксплуатационных испытаниях самолетов Ту-154, Ил-62М, Л-410, а также в испытаниях по отдельным программам Ту-134, Ил-18, Як-40, Ан-12 и др. 
 
В 1979 г. В.Гребняка приглашают на работу в Министерство гражданской авиации СССР. Здесь он в течение десяти лет работает ведущим инженером, заместителем начальника отдела, отвечая за комплекс вопросов по обеспечению освоения эксплуатации самолетов Ту-144, Ил-86, Ил-96 и взаимодействию в этой сфере с Министерством авиационной промышленности СССР и другими ведомствами. Это было очень ответственное направление в работе министерства, оно постоянно находилось под контролем министра Б.П. Бугаева. 
 
Владимир Гребняк работал в государственных авиационных органах и после распада СССР: Департамент воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Государственный центр «Безопасность полетов». Он прошел обучение в ведущих авиастроительных фирмах США и Европы и, получив необходимые сертификаты по самолетам Boeing и Airbus, курировал вопросы освоения эксплуатации этой авиатехники в авиакомпаниях России. 
 
А творческая деятельность Владимира Гребняка никогда не прерывалась и до сегодняшнего дня. С 1974 г. он солист вокально-оперной студии Центрального дома ученых Российской Академии наук (РАН), которую долгие годы возглавлял знаменитый бас Большого театра, народный артист СССР Иван Петров, а в последние шесть лет до недавней безвременной кончины – выдающаяся певица, народная артистка СССР Елена Образцова.
 
В.Гребняк активно и регулярно выступает в сольных и сборных концертах, часто гастролирует в России и за рубежом, в том числе, с известными оркестрами и хорами. Он – лауреат престижных международных конкурсов. В его творческой биографии было, в частности, участие в спектаклях знаменитого театра Ла Скала во время его гастролей в СССР вместе с мировыми звездами Пласидо Доминго и Монтсеррат Кабалье.
 
На концертах Владимира Гребняка всегда присутствуют его друзья и коллеги по работе в отечественной авиации. Среди них – выдающийся авиаконструктор, многолетний руководитель ОКБ С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, академик РАН Г.В. Новожилов. 
 
Мне хочется закончить эту статью словами Генриха Васильевича Новожилова, которого связывают с Владимиром Гребняком многолетние дружеские отношения: «Я познакомился с Владимиром Петровичем в начале 80-х гг. в период внедрения в эксплуатацию первого отечественного широкофюзеляжного самолета Ил-86. Он очень профессиональный и ответственный специалист, внес весомый вклад в освоение эксплуатации самолетов Ил-86 и Ил-96. Со временем я узнал его и как замечательного вокалиста и творческого человека с уникальным голосом и артистичностью. Я и моя супруга Людмила Ивановна – поклонники его таланта, мы часто бываем на концертах Владимира Петровича, у которого в июле знаменательный юбилей. Желаю ему здоровья и творческого долголетия.»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTFbs
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/delivery/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer