← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиатор на оперной сцене


15.07.15 11:56 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Талантливый человек – талантлив во всем. Этот известный афоризм вполне применим ко многим специалистам, ярко проявившим себя не только в авиационной сфере, но и в других областях: литературе, музыке, изобразительном искусстве, спорте… Одним из наглядных примеров успешной реализации своих многогранных способностей является Владимир Петрович Гребняк.

Автор статьи познакомился с Владимиром Гребняком в 80-х гг. в период работы в инженерно-авиационной службе Министерства гражданской авиации СССР. Наше знакомство давно переросло в дружбу, но я по-прежнему не перестаю удивляться уникальной судьбе этого замечательного человека. Судите сами: ему уже несколько десятилетий удается благополучно сочетать авиационную деятельность с успешными выступлениями на ведущих оперных сценах и концертных площадках России и других стран. Результат его деятельности в разнополярных, по сути, ипостасях оценен высокими отраслевыми знаками отличия: он удостоен званий «Почетный работник транспорта Российской Федерации» и «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (по-моему, единственный в авиационной отрасли).
 
А начиналась авиационная биография Владимира Гребняка в 1960 г., когда он после окончания штурманского отделения аэрофотосъемки Московского топографического политехникума начал летать штурманом самолета Ли-2 в 143-м летном отряде в Хабаровске. Отмечу, что через некоторое время после соответствующего обучения он также получил свидетельство пилота самолета Ан-2. Молодой штурман и пилот выполнял полеты на Севере, Колыме, Чукотке, Якутии и в других регионах страны, открывал трассу Хабаровск–Мирный (Якутия).
 
Вспоминая этот период, Владимир Гребняк рассказал о нескольких запомнившихся на всю жизнь полетах, что называется, «на грани фола». 
 
Вот один из них. «Зимой 1961 г. в поселок Нелькан на востоке Якутии (конечная точка ветки от БАМа) необходимо было забросить остов (его вес 2,5 т) электростанции, без которой поселок не выживет. По конфигурации груз в Ил-14 не входит. 
 
В самолет Ли-2 вошел, но грузовая дверь не закрывается приблизительно на 30 см. Погода: температура -53°С, ветер 2 м/сек, метель. Аэродром – река Нелькан, которая промерзает зимой до дна. Все население поселка (40 человек) в течение двух дней утрамбовывало снег, создавая ВПП.
 
Проходим на малой высоте – первый заход. Затем с бортмехаником по команде командира корабля переходим в хвост самолета и открываем пассажирскую дверь, чтобы, если самолет скапотирует, без команды выпрыгнуть из него. Вес остова электростанции удерживает самолет на пробеге в горизонтальном положении. А пробег составил приблизительно 100 м. Двигатели не выключали, боялись – замерзнут. Выгрузили электростанцию. Прорулили 3-4 раза, делая колею для взлета, и уходили.» 
 
Параллельно с авиационной начиналась и музыкальная стезя Владимира Гребняка. Еще в старших классах у него неожиданно открылся низкий голос, почти бас-профундо (очень низкий бас, грудной, объемнейший мужкой голос). После окончания школы он занимался на подготовительных курсах Института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) в классе профессора Г.Г. Адена, где также отметили дарование Владимира. В 1960 г., уже работая на Дальнем Востоке, он в перерывах между полетами и общественной работой занимался в Хабаровске с первым своим педагогом по пению Евгенией Григорьевной Венгеровой. 
 
Казалось бы, молодому человеку следовало сделать выбор: авиация или музыка? Но Владимир решил: и авиация, и музыка! В 1961 г. он добился приема у начальника ГУ ГВФ Е.Ф. Логинова (будущего Министра гражданской авиации СССР) и получил разрешение о переводе на работу в Москву в 61-й летный отряд в Быково с одновременным поступлением на вечернее отделение музыкального училища им. Гнесиных в класс Николая Дмитриевича Панчехина. Его однокурсниками были будущие известные солисты оперы Большого театра народный артист СССР Евгений Райков и народная артистка Российской Федерации Галина Калинина. Кстати, в период учебы он дважды пел легендарной Елене Фабиановне Гнесиной. 
 
В 1963 г. Владимир Гребняк, не прерывая занятий вокалом, поступает на дневное отделение Московского авиационного института. Преддипломную практику он проходил в ГосНИИ ГА в 1969 г., а в феврале 1970 г. защитил дипломом по теме «Система кондиционирования самолета Ту-144». И здесь в его биографии происходит еще один неожиданный поворот: по обращению Министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в Министерство высшего и среднего специального образования СССР молодому авиационному специалисту, выпускнику МАИ было разрешено с 10 февраля 1970 г. стать штатным солистом оперы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко без отработки обязательных в то время трех лет по распределению вуза. Конечно, это был прецедент: после технического вуза – в музыкальный театр!
 
1970-1972 гг. – единственный период в трудовой деятельности Владимира Гребняка, когда он полностью посвятил себя только музыкальному искусству. Время работы в театре для молодого певца стало очень активным и насыщенным. Он был занят в 14 постановках репертуара театра (оперы и классические оперетты), в том числе, пел главные партии в операх «Иоланта» (король Рене) и «Евгений Онегин» (Зарецкий, князь Гремин) П.И. Чайковского и «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Дон Базилио). Запомнилась Владимиру и работа с выдающимся композитором Дмитрием Кабалевским над оперой «Кола Брюньон». Молодой исполнитель пел и на ведущих концертных площадках Москвы, участвуя, в частности, в авторских концертах Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, и был представлен этим знаменитым композиторам. 
 
 Несмотря на активную творческую жизнь, Владимир Гребняк не собирался окончательно завершать авиационную карьеру. И он принял поистине «соломоново» решение: остаться в театре на контрактной основе, а на штатной работать в ГосНИИ ГА, где он, в свое время, проходил преддипломную практику. За семилетний период работы в институте ведущим инженером и старшим научным сотрудником Владимир Гребняк принимал активное участие в государственных и эксплуатационных испытаниях самолетов Ту-154, Ил-62М, Л-410, а также в испытаниях по отдельным программам Ту-134, Ил-18, Як-40, Ан-12 и др. 
 
В 1979 г. В.Гребняка приглашают на работу в Министерство гражданской авиации СССР. Здесь он в течение десяти лет работает ведущим инженером, заместителем начальника отдела, отвечая за комплекс вопросов по обеспечению освоения эксплуатации самолетов Ту-144, Ил-86, Ил-96 и взаимодействию в этой сфере с Министерством авиационной промышленности СССР и другими ведомствами. Это было очень ответственное направление в работе министерства, оно постоянно находилось под контролем министра Б.П. Бугаева. 
 
Владимир Гребняк работал в государственных авиационных органах и после распада СССР: Департамент воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Государственный центр «Безопасность полетов». Он прошел обучение в ведущих авиастроительных фирмах США и Европы и, получив необходимые сертификаты по самолетам Boeing и Airbus, курировал вопросы освоения эксплуатации этой авиатехники в авиакомпаниях России. 
 
А творческая деятельность Владимира Гребняка никогда не прерывалась и до сегодняшнего дня. С 1974 г. он солист вокально-оперной студии Центрального дома ученых Российской Академии наук (РАН), которую долгие годы возглавлял знаменитый бас Большого театра, народный артист СССР Иван Петров, а в последние шесть лет до недавней безвременной кончины – выдающаяся певица, народная артистка СССР Елена Образцова.
 
В.Гребняк активно и регулярно выступает в сольных и сборных концертах, часто гастролирует в России и за рубежом, в том числе, с известными оркестрами и хорами. Он – лауреат престижных международных конкурсов. В его творческой биографии было, в частности, участие в спектаклях знаменитого театра Ла Скала во время его гастролей в СССР вместе с мировыми звездами Пласидо Доминго и Монтсеррат Кабалье.
 
На концертах Владимира Гребняка всегда присутствуют его друзья и коллеги по работе в отечественной авиации. Среди них – выдающийся авиаконструктор, многолетний руководитель ОКБ С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, академик РАН Г.В. Новожилов. 
 
Мне хочется закончить эту статью словами Генриха Васильевича Новожилова, которого связывают с Владимиром Гребняком многолетние дружеские отношения: «Я познакомился с Владимиром Петровичем в начале 80-х гг. в период внедрения в эксплуатацию первого отечественного широкофюзеляжного самолета Ил-86. Он очень профессиональный и ответственный специалист, внес весомый вклад в освоение эксплуатации самолетов Ил-86 и Ил-96. Со временем я узнал его и как замечательного вокалиста и творческого человека с уникальным голосом и артистичностью. Я и моя супруга Людмила Ивановна – поклонники его таланта, мы часто бываем на концертах Владимира Петровича, у которого в июле знаменательный юбилей. Желаю ему здоровья и творческого долголетия.»



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/7/15/26049/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.