Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Прерванный полет


7 июля 2015 года Lenta.ru


На рейсах российских авиакомпаний растет число инцидентов с участием разбушевавшихся пассажиров. «Аэрофлот» через соцсети распространил информацию о том, что за первое полугодие 2015-го на его рейсах были совершены три вынужденные посадки из-за агрессивного поведения граждан на борту.

Так, 3 февраля на рейсе Москва — Санкт Петербург гражданин Индии начал вести себя неадекватно, ударил ногой одну из пассажирок, в результате экипаж принял решение вернуть лайнер в аэропорт Шереметьево. Пассажира-нарушителя передали правоохранительным органам, впоследствии он был привлечен к административной ответственности.
 
11 февраля на рейсе Ереван — Москва скандал устроил россиянин: находящийся в неадекватном состоянии пассажир создал угрозу безопасности полета, и командир принял решение совершить вынужденную посадку в Волгограде.
 
19 июня гражданка Израиля устроила дебош на рейсе Иркутск — Москва: поливала водой пассажиров, кричала, требовала у экипажа нож, запиралась в туалетной комнате и т.п. По решению командира самолет совершил вынужденную посадку в Челябинске. Буйную гражданку сняли с рейса и передали сотрудникам полиции.
 
Для сравнения: за 2013 и 2014 годы было зафиксировано в общей сложности шесть подобных случаев. И это при том, что количество нарушений на борту самолетов «Аэрофлота» не столь значительно за счет активной работы по выявлению потенциально опасных пассажиров еще до взлета. Только за первые шесть месяцев 2015 года «Аэрофлот» отказал в перевозке 394 гражданам (в 2014 году — 1023), нарушившим правила поведения пассажиров авиакомпании до начала полета.
 
Ответ на вопрос, почему растет число происшествий в воздухе, найти несложно: безнаказанность развязывает руки склонным к буйству пассажирам. В России до сих пор снисходительно относятся к авиадебоширам: нарушение правил полета квалифицируется как мелкое хулиганство. Мягкое отношение к скандалистам является одной из причин постоянно увеличивающегося количества ЧП на воздушных судах.
 
Стоит ли говорить о том, что пьяный дебош на высоте опасен. Возникшая в самолете свалка может сбить самолет с курса. Опасны повреждения кресел, внутренней обшивки, иллюминаторов — все это может привести к разгерметизации салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это не мелкое хулиганство, а реальная угроза безопасности пассажиров и экипажа.
 
Поименные списки
 
Несколько лет назад авиакомпании предложили легализовать черные списки пассажиров, неофициально составляемые их сотрудниками. С такой инициативой выступал «Аэрофлот», в базе которого числятся 2693 нарушителя правил поведения на борту воздушного судна (плюс 5156 человек, нарушивших правила поведения до взлета). Вероятно, аналогичные базы имеются и у других авиаперевозчиков.
 
Аналогичные списки официально ведут многие зарубежные авиакомпании. В некоторых странах — США, Канаде, Китае — они едины для всех авиаперевозчиков. У нас в стране они пока составляются для внутреннего пользования сотрудниками авиакомпаний. Законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» (по работе с черными списками пассажиров) был рассмотрен и принят в первом чтении Госдумой в июне 2014 года и до сих пор дорабатывается ко второму чтению.
 
«Аэрофлот» неоднократно выступал за ужесточение законодательства в отношении «недисциплинированных» пассажиров, для чего обращался в Минтранс и Госдуму. Перевозчик считает, что для эффективной борьбы с авиахулиганами необходимо не только легализовать базы «нежелательных» пассажиров, но и обеспечить неотвратимость наказания для таких «героев».
 
С этим согласны юристы. «Любой гражданин должен осознавать, что в случае совершения им противоправного поступка в ходе полета он неизбежно будет привлечен к суровой ответственности», — говорит Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».
 
По мнению представителей авиаотрасли, также следует перевести ответственность за нарушения правил поведения на воздушном судне из административной в уголовную, кратно увеличить штрафы за правонарушения и разрешить членам экипажа применять средства сдерживания, например наручники.
 
«Говоря о предоставлении экипажу прав на задержание дебошира, хочется отметить, что в уголовном законодательстве существует статья, предусматривающая освобождение от ответственности лица, действующего в состоянии необходимой обороны. Она в полной мере распространяется и на членов экипажа, осуществляющих задержание дебошира либо пресечение его насильственных действий на борту», — говорит Корчаго. Однако практика правоприменения этой статьи в сфере пассажирской авиации пока достаточно редка, поэтому перевозчикам остается лишь набирать в стюарды крепких молодых людей.
 
Лучше сразу отказать
 
В «Аэрофлоте» считают также, что нужно разрешить компаниям отказывать в перевозке тем пассажирам, которые ранее были признаны виновными в совершении правонарушений на борту самолетов — нанесении вреда жизни и здоровью членам экипажа или пассажирам, материального ущерба авиакомпании и т.д.
 
Самый важный момент — отсутствие в российской правовой системе специального закона, регламентирующего ответственность авиадебоширов. Минтранс России в 2012 году подготовил законопроект, позволяющий экипажу применять физическую силу и средства ограничения подвижности по отношению к буйным пассажирам. Он устанавливает полномочия членов экипажа воздушного судна, легализует ведение черных списков и прописывает механизм отказа от заключения договора перевозки. Кроме того, вводится административный арест, повышаются штрафы за правонарушения и, что немаловажно, предусматривается уголовная ответственность за хулиганство на борту.
 
Однако закон до сих пор находится на рассмотрении в Госдуме. И даже громкий инцидент с саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым, пытавшимся угнать самолет во время полета в Египет в январе 2013 года, не ускорил принятие этого закона. Между тем и юристы, и сотрудники авиационной отрасли, и рядовые пассажиры сходятся во мнении: специальный закон для борьбы с воздушным хулиганством жизненно необходим. Ведь пока пассажиры российских авиакомпаний, находясь на борту, никак не защищены от распоясавшихся хулиганов, уверенных в своей безнаказанности и гуманном отношении российских судей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer