Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос сэкономит на спецсвязи


11 августа 2015 года Иван Чеберко, Известия


Роскосмос вынужден пересмотреть планы по созданию национальной системы спутниковой конфиденциальной мобильной связи (ССКМС) и существенно переформатировать сам проект. Как поясняется в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, которая сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах, система защищенной спутниковой конфиденциальной связи будет развернута с 2021 по 2025 год и будет состоять из двух спутников на геостационарной орбите (ГСО) и двух на высокой эллиптической орбите (ВЭО). Общая смета проекта — 43,1 млрд рублей. Финансирование опытно-конструкторской работы ССКМС Роскосмос предлагает начать с 2016 года.

Как пояснил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, очевидно, что опытно-конструкторская работа (ОКР) ССКМС появилась в результате совмещения двух проектов: создания космического комплекса «Эллипс» в составе четырех космических аппаратов на высокой эллиптической орбите (это позволяет обеспечить устойчивую связь в высоких широтах, откуда геостационарные спутники не видны) и системы связи «Енисей» — ее планировалось строить на основе трех спутников на геостационарной. ОКР «Енисей» и «Эллипс» были прописаны в черновом варианте ФКП на 2016–2025 годы, которую Роскосмос подготовил летом прошлого года. 
 
— Последний «экономный» вариант ФКП двух систем связи не потянул, и решено было сделать одну интегрированную систему в минимальном составе космических аппаратов, — пояснил собеседник в космическом агентстве. — Запуск первого аппарата перенесли с 2019 года на 2021-й.
 
В 2021 году первый аппарат, созданный в рамках ОКР ССКМС, должен быть выведен на ГСО. В 2023-м намечен старт второго аппарата системы на ВЭО, а в 2025-м планируется запустить еще два спутника: один — на ГСО, второй — на ВЭО.
 
— В идеале нужно иметь не два, а больше спутников на ВЭО для обеспечения связи в Арктическом регионе, потому что в случае выхода из строя одного спутника перерывы в доступности связи в северных широтах могут достигать шести часов, — пояснил собеседник в Росокосмосе. — Но нам объяснили, что больше денег сейчас нет, дальнейшее развитие системы будет заложено в ФКП последующих периодов. Также под секвестр попали ряд ОКР по созданию оборудования и системы управления для ССКМС. Например, ранее планировалось начать создание абонентского оборудования для системы в 2016 году, сейчас начало этих работ перенесено на 2020 год. Это означает, что фактически ССКМС будет доступна пользователю даже в экспериментальном виде не раньше 2023 года.
 
Сейчас в России системы конфиденциальной спутниковой связи в том или ином виде поддерживаются геостационарными спутниками вещания: запускаемые аппараты «Экспресс» и АМУ предусматривают возможность организации связи по защищенным линиям, в частности, для обеспечения коммуникациями руководителей государства. Но невысокая надежность ракетной техники, из-за которой эти аппараты часто не долетают до орбиты, а также непродолжительный срок службы аппаратов ставят под вопрос надежность и стабильность защищенных каналов связи.
 
Минобороны для своих нужд использует Единую систему спутниковой связи (ЕССС) Вооруженных сил. Это резервный канал так называемой системы «Судного дня» — сеть узлов связи, передающих станций и компьютерных терминалов, которые обеспечивают устойчивую, помехозащищенную и закрытую связь с любой точкой земного шара. Именно они дают сигнал на боевое применение всех стратегических ядерных сил. Создание началось еще в 1970-х годах. ЕССС состоит из двух подсистем — на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Стационарная подсистема состоит из спутников «Радуга» (сейчас эксплуатируются два аппарата), а высокоэллиптическая — на аппаратах «Меридиан» (на орбите работают четыре аппарата).
 
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отмечает, что предложенная система не будет иметь глобального покрытия.
 
— Такая система не обеспечит глобальной связи — два геостационарных спутника и два аппарата на ВЭО по определению не охватят все территории Земли, — говорит Ионин. — Тогда теряется главное преимущество спутниковой системы связи — ее глобальность... В целом пик применения космоса для традиционных военных приложений, таких как связь и разведка, пройден на рубеже тысячелетий, и сейчас идет глубокий пересмотр этих технологий. Альтернативы есть — например, это относительно дешевые и мало живущие микроспутники для решения тактических и оперативных задач, которые при необходимости выводятся целыми «роями» на низкие орбиты. Создание дорогих и сложных группировок долгоживущих спутников — это, на мой взгляд, инерционный подход, его нужно пересматривать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer