Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дозаправка


20 августа 2015 года Андрей Красавин, Деловой еженедельник "Компания"


Рискованная финансовая политика и надежда на скорое восстановление рынка могут привести к банкротству нескольких крупных авиаперевозчиков. «ЮТэйр» уже больше года договаривается с кредиторами о реструктуризации долгов. Суды были завалены исками о банкротстве компании. В аналогичную ситуацию может попасть «Трансаэро».

На прошлой неделе «дочка» «Роснефти» отказалась заправлять самолет авиакомпании в аэропорту Владивостока, объясняя это долгом за поставленное топливо. Самолет все-таки вылетел в Москву. В «Роснефти» и «Трансаэро» официально не подтвердили проблему с заправкой, заявив, что компании работают друг с другом в обычном режиме. Как объяснил «Ко» бывший топ-менеджер одной из топливозаправочных компаний (ТЗК), скорее всего, это была обычная угроза, чтобы перевозчик заплатил. И от угроз до отказа в заправке самолета очень далеко. При этом сумма долга может быть произвольной – и 1, и 100, и 500 млн руб. Все зависит от решения руководства. Как стало известно, долг «Трансаэро» топливозаправочным структурам «Роснефти» составляет 3,66 млрд руб. Собеседник «Ко» вспоминает, что угрозами незаправки самолетов принуждали «Трансаэро» заплатить долги несколько лет назад в одном из столичных аэропортов. И это работало. 
 
И все-таки звонок для «Трансаэро» прозвучал. И уже не первый. За несколько дней до этого Минэкономразвития выступило с заявлением, что не будет финансово поддерживать должников. Отрасль убыточна, и виноваты в этом сами авиакомпании. 
 
Убыточный Крым
 
Видимые проблемы сегодня у двух российских авиакомпаний – «ЮТэйр» и «Трансаэро». У обеих проблема в неверной стратегии, которая дала серьезный сбой в кризис. «ЮТэйр» продолжала расширять парк самолетов вплоть до осени прошлого года, а «Трансаэро» делала ставку на туристические направления. Исходя из этого, подбирался и флот. Boeing 747, вместимостью около 500 пассажиров. На нем хорошо летать в Доминику, Таиланд и на Кубу. Но эти направления просели в последнее время более чем на 40%. 
 
«Туроператоры по сравнению с прошлым годом сократили свои полетные программы на 30–50%. Это экспертная оценка самих операторов, – рассказывает официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В первом квартале, по данным Росстата, зарубежный турпоток снизился на 40%. Отсюда и снижение доходов. Понятно, что везти пассажира в Симферополь или Сочи гораздо дешевле, чем в Тиват или на Майорку. 
 
«Трансаэро», как и многие другие перевозчики, переставила самолеты на внутрироссийские направления. В первом полугодии на внутренних маршрутах «Трансаэро» рост пассажиропотока составил 26,8%. Как сообщила компания, рост в этом году обеспечили южные курорты РФ: перевозки в Крым выросли в 6,5 раза, в Сочи – в 2,7 раза. Правда, темпы роста снижаются. В первом полугодии прошлого года рост был 44,6%.
 
Статистику «Трансаэро» подтверждают данные Росавиации. Число пассажиров на международных рейсах российских авиакомпаний по итогам первого полугодия 2015 г. сократилось на 14,2%, до 18,294 млн человек. При этом на внутренних рейсах отмечен рост в 13,5%, до 22,912 млн человек. Общее число пассажиров в период с января по июнь текущего года сократилось на 0,7% год к году, до 41,206 млн человек. То есть три миллиона человек, не улетевших за границу, полетели по России? «Это не совсем так, – полагает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. – Поток выездного туризма сократился в среднем на 30%, а внутренний туризм вырос максимум на 15–18%». Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун говорит, что «международные перевозки, которые генерируют операционную прибыль, уменьшаются», а убыточные внутренние – растут. По прогнозам АЭВТ, авиакомпании покажут по итогам первого полугодия не менее 30 млрд руб. убытков.
 
Кредитная доля
 
У «Трансаэро» ситуация, как выразился председатель правления «Сбербанка» Герман Греф, «сложная, но контролируемая». Сбербанк уже дважды продлял авиакомпании конвенантные каникулы. Какую сумму «Трансаэро» должна выплатить Сбербанку, неизвестно. «Проблема «Трансаэро» – большой портфель заимствований. Но авиакомпания может быть операционно эффективной», – считает эксперт думского комитета по транспорту Роман Гусаров.
 
«Компания всегда очень внимательно относилась к банкам и не допускала дефолтов», – отмечает глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. ВТБ выдал авиакомпании целевой кредит в 9 млрд руб под правительственные гарантии в конце прошлого года. Тем не менее за I квартал 2015 г. чистый убыток «Трансаэро» составил 5,7 млрд руб. по РСБУ. Чистый долг вырос на 3,5%, до 67,6 млрд руб. Две трети – 43,9 млрд руб. – это краткосрочный долг. Крупнейшими кредиторами являются (на март 2015 г.) ВТБ (12,7 млрд руб.) и Газпромбанк (7,7 млрд руб.). 
 
«Трансаэро» ищет способы договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Около месяца назад компания обратилась в Минтранс с просьбой поддержать продление ковенантных каникул со стороны Сбербанка, ВТБ и ВБРР. Речь также идет о реструктуризации долга и синдицированном кредите. Но для этого вновь потребуются правительственные гарантии, которые государство сейчас раздает очень неохотно. И изменение стратегии, на чем настаивают кредиторы. Речь идет об отказе от части воздушных судов и переориентации на внутрироссийские направления. 
 
Тем временем тенденция к падению объемов авиапервозок сохраняется. Даже «Аэрофлот», увеличив выручку в первом полугодии на 48%, показал убыток в 1 млрд руб. против прибыли год назад в 3,4 млрд руб. Долги компании (долгосрочные и краткосрочные заемные средства) оцениваются всего в 26 млрд руб., что при выручке в 156 млрд руб. совсем не много. 
 
У конкурентов «Аэрофлота» в первой пятерке дела обстоят хуже. Исключением может быть разве что «Сибирь» (S7 Airlines). Правда, после того, как супруги Филевы докупили у государства 25% акций авиакомпании, доведя свой пакет до 97%, ЦБ освободил их от обязанности публиковать финансовые результаты. Авиакомпания тяжело пережила кризис 2008 г., набрав долгов на обновление парка. С тех пор компания ведет довольно взвешенную финансовую политику. Правда, и особыми результатами не блещет – минус 0,3% перевезенных пассажиров в I полугодии. 
 
Аутсайдером на авиарынке уже давно стала «ЮТэйр», проблемы у нее начались еще прошлым летом. За полгода объемы перевозок сократились почти на 40%. Это вполне объяснимо: для минимизации расходов компания вывела из эксплуатации 55 самолетов. Самыми дорогими из сокращенных самолетов были Airbus A321: месяц их аренды стоил $400 000–600 000. Но заработать столько компания на них уже не могла из-за падения рынка. 
 
Общий долг «ЮТэйр», по ее собственной оценке, на середину декабря 2014 г. составлял 167 млрд руб. (крупнейшие кредиторы – Альфа-банк и Сбербанк). Перевозчик запрашивал у правительства госгарантии на сумму около 40 млрд руб., но ему отказали. Сейчас заявка снижена до 9 млрд руб. И в ближайшее время она должна быть рассмотрена на правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. 
 
Жесткая посадка
 
В Минэкономразвития считают, что уход крупных компаний неизбежен, поскольку возврат кредитов невозможен «без масштабных инвестиций собственников». В кризис 2008 г. восстановлению рынка авиаперевозок помогло банкротство Air Union, занимавшей 15% рынка. Кстати, тогда проблемы у перевозчика начались с отказа топливных компаний заправлять его самолеты.
 
На сторону Минэкономразвития встал Центробанк. Максимальные темпы роста просроченной задолженности Банк России обнаружил у авиакомпаний: за год она увеличилась в 7 раз, хотя ее величина и не так значительна – 16,6 млрд руб. Объем кредитования авиакомпаний также неуклонно растет, за год до 1 июля 2015 г. он вырос на 44%, до 229 млрд руб. (+44%). Наиболее сложным для отрасли было лето прошлого года и конец 2014 г. – начало 2015 г., отмечают в ЦБ. «После обвала рубля спрос на международные перевозки резко упал, фактически, пропорционально падению рубля, – отмечает Олег Пантелеев. – Образовался избыток авиапарка, от которого перевозчики начали в массовом порядке отказываться. Самолеты либо перевели на внутренние линии, что тут же сказалось на тарифах, либо, в большинстве случаев, вернули лизингодателю». 
 
Полагаясь на бесконечный рост рынка, авиакомпании подошли к началу 2015 г. с огромным профицитом самолетного парка. Сейчас рынок встал. В результате зимой пришлось вывести из эксплуатации около 130 воздушных судов – почти 12% всего парка российских авиакомпаний.
 
Загрузкой кресел авиакомпании все равно не блещут. В первой пятерке лидирует «Трансаэро» с загрузкой 82,5%. На втором месте «Аэрофлот» – 76,9%, у «Сибири» 75,6%, а у «ЮТэйр» всего 70,5%.
 
В чью пользу?
 
Перераспределение рынка будет происходить в первую очередь в пользу крупных игроков – «Аэрофлота» и S7 Group. Недаром эти две компании еще весной выступили против господдержки убыточных перевозчиков. Если год-два назад расклад на авиарынке был: «Аэрофлот» плюс три авиакомпании плюс все остальные, то сейчас рынок трансформируется: останется группа «Аэрофлот» с львиной долей рынка, возможно, «Сибирь», плюс все остальные, как правило, небольшие региональные перевозчики. В первом полугодии доля группы «Аэрофлот» в перевозках пассажиров составила 43,3%. «Рынок будет сокращаться не только за счет ухода мелких и средних перевозчиков. Возможно банкротство и крупных. Кандидат номер один – «ЮТэйр», – предполагает Роман Гусаров, – перевозчик пытается выйти на операционную рентабельность, но у него огромный долг. Выручка снизилась, и обслуживать его стало тяжелее». Впрочем, по его мнению, банкротство крупных компаний не поддается экономической логике. Это политический вопрос. У «Трансаэро» достаточно ресурса, чтобы обеспечить более-менее стабильную работу. «Момент истины наступит осенью, когда закончится высокий сезон, – говорит Роман Гусаров. – Тогда начинается период возврата долгов и взятия новых кредитов, чтобы на них дотянуть до весны». Сейчас, когда спрос на авиаперевозки продолжает падать, нужно либо дальше сбрасывать парк, либо надеяться на банкротство одного из крупных игроков. В этом случае освободившаяся рыночная доля позволит другим выжить, не прибегая к кардинальным мерам (к сокращению парка. – Прим. «Ко»), а просто поделить пассажиров, – говорит Олег Пантелеев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer