Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дозаправка


20 августа 2015 года Андрей Красавин, Деловой еженедельник "Компания"


Рискованная финансовая политика и надежда на скорое восстановление рынка могут привести к банкротству нескольких крупных авиаперевозчиков. «ЮТэйр» уже больше года договаривается с кредиторами о реструктуризации долгов. Суды были завалены исками о банкротстве компании. В аналогичную ситуацию может попасть «Трансаэро».

На прошлой неделе «дочка» «Роснефти» отказалась заправлять самолет авиакомпании в аэропорту Владивостока, объясняя это долгом за поставленное топливо. Самолет все-таки вылетел в Москву. В «Роснефти» и «Трансаэро» официально не подтвердили проблему с заправкой, заявив, что компании работают друг с другом в обычном режиме. Как объяснил «Ко» бывший топ-менеджер одной из топливозаправочных компаний (ТЗК), скорее всего, это была обычная угроза, чтобы перевозчик заплатил. И от угроз до отказа в заправке самолета очень далеко. При этом сумма долга может быть произвольной – и 1, и 100, и 500 млн руб. Все зависит от решения руководства. Как стало известно, долг «Трансаэро» топливозаправочным структурам «Роснефти» составляет 3,66 млрд руб. Собеседник «Ко» вспоминает, что угрозами незаправки самолетов принуждали «Трансаэро» заплатить долги несколько лет назад в одном из столичных аэропортов. И это работало. 
 
И все-таки звонок для «Трансаэро» прозвучал. И уже не первый. За несколько дней до этого Минэкономразвития выступило с заявлением, что не будет финансово поддерживать должников. Отрасль убыточна, и виноваты в этом сами авиакомпании. 
 
Убыточный Крым
 
Видимые проблемы сегодня у двух российских авиакомпаний – «ЮТэйр» и «Трансаэро». У обеих проблема в неверной стратегии, которая дала серьезный сбой в кризис. «ЮТэйр» продолжала расширять парк самолетов вплоть до осени прошлого года, а «Трансаэро» делала ставку на туристические направления. Исходя из этого, подбирался и флот. Boeing 747, вместимостью около 500 пассажиров. На нем хорошо летать в Доминику, Таиланд и на Кубу. Но эти направления просели в последнее время более чем на 40%. 
 
«Туроператоры по сравнению с прошлым годом сократили свои полетные программы на 30–50%. Это экспертная оценка самих операторов, – рассказывает официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В первом квартале, по данным Росстата, зарубежный турпоток снизился на 40%. Отсюда и снижение доходов. Понятно, что везти пассажира в Симферополь или Сочи гораздо дешевле, чем в Тиват или на Майорку. 
 
«Трансаэро», как и многие другие перевозчики, переставила самолеты на внутрироссийские направления. В первом полугодии на внутренних маршрутах «Трансаэро» рост пассажиропотока составил 26,8%. Как сообщила компания, рост в этом году обеспечили южные курорты РФ: перевозки в Крым выросли в 6,5 раза, в Сочи – в 2,7 раза. Правда, темпы роста снижаются. В первом полугодии прошлого года рост был 44,6%.
 
Статистику «Трансаэро» подтверждают данные Росавиации. Число пассажиров на международных рейсах российских авиакомпаний по итогам первого полугодия 2015 г. сократилось на 14,2%, до 18,294 млн человек. При этом на внутренних рейсах отмечен рост в 13,5%, до 22,912 млн человек. Общее число пассажиров в период с января по июнь текущего года сократилось на 0,7% год к году, до 41,206 млн человек. То есть три миллиона человек, не улетевших за границу, полетели по России? «Это не совсем так, – полагает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. – Поток выездного туризма сократился в среднем на 30%, а внутренний туризм вырос максимум на 15–18%». Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун говорит, что «международные перевозки, которые генерируют операционную прибыль, уменьшаются», а убыточные внутренние – растут. По прогнозам АЭВТ, авиакомпании покажут по итогам первого полугодия не менее 30 млрд руб. убытков.
 
Кредитная доля
 
У «Трансаэро» ситуация, как выразился председатель правления «Сбербанка» Герман Греф, «сложная, но контролируемая». Сбербанк уже дважды продлял авиакомпании конвенантные каникулы. Какую сумму «Трансаэро» должна выплатить Сбербанку, неизвестно. «Проблема «Трансаэро» – большой портфель заимствований. Но авиакомпания может быть операционно эффективной», – считает эксперт думского комитета по транспорту Роман Гусаров.
 
«Компания всегда очень внимательно относилась к банкам и не допускала дефолтов», – отмечает глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. ВТБ выдал авиакомпании целевой кредит в 9 млрд руб под правительственные гарантии в конце прошлого года. Тем не менее за I квартал 2015 г. чистый убыток «Трансаэро» составил 5,7 млрд руб. по РСБУ. Чистый долг вырос на 3,5%, до 67,6 млрд руб. Две трети – 43,9 млрд руб. – это краткосрочный долг. Крупнейшими кредиторами являются (на март 2015 г.) ВТБ (12,7 млрд руб.) и Газпромбанк (7,7 млрд руб.). 
 
«Трансаэро» ищет способы договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Около месяца назад компания обратилась в Минтранс с просьбой поддержать продление ковенантных каникул со стороны Сбербанка, ВТБ и ВБРР. Речь также идет о реструктуризации долга и синдицированном кредите. Но для этого вновь потребуются правительственные гарантии, которые государство сейчас раздает очень неохотно. И изменение стратегии, на чем настаивают кредиторы. Речь идет об отказе от части воздушных судов и переориентации на внутрироссийские направления. 
 
Тем временем тенденция к падению объемов авиапервозок сохраняется. Даже «Аэрофлот», увеличив выручку в первом полугодии на 48%, показал убыток в 1 млрд руб. против прибыли год назад в 3,4 млрд руб. Долги компании (долгосрочные и краткосрочные заемные средства) оцениваются всего в 26 млрд руб., что при выручке в 156 млрд руб. совсем не много. 
 
У конкурентов «Аэрофлота» в первой пятерке дела обстоят хуже. Исключением может быть разве что «Сибирь» (S7 Airlines). Правда, после того, как супруги Филевы докупили у государства 25% акций авиакомпании, доведя свой пакет до 97%, ЦБ освободил их от обязанности публиковать финансовые результаты. Авиакомпания тяжело пережила кризис 2008 г., набрав долгов на обновление парка. С тех пор компания ведет довольно взвешенную финансовую политику. Правда, и особыми результатами не блещет – минус 0,3% перевезенных пассажиров в I полугодии. 
 
Аутсайдером на авиарынке уже давно стала «ЮТэйр», проблемы у нее начались еще прошлым летом. За полгода объемы перевозок сократились почти на 40%. Это вполне объяснимо: для минимизации расходов компания вывела из эксплуатации 55 самолетов. Самыми дорогими из сокращенных самолетов были Airbus A321: месяц их аренды стоил $400 000–600 000. Но заработать столько компания на них уже не могла из-за падения рынка. 
 
Общий долг «ЮТэйр», по ее собственной оценке, на середину декабря 2014 г. составлял 167 млрд руб. (крупнейшие кредиторы – Альфа-банк и Сбербанк). Перевозчик запрашивал у правительства госгарантии на сумму около 40 млрд руб., но ему отказали. Сейчас заявка снижена до 9 млрд руб. И в ближайшее время она должна быть рассмотрена на правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. 
 
Жесткая посадка
 
В Минэкономразвития считают, что уход крупных компаний неизбежен, поскольку возврат кредитов невозможен «без масштабных инвестиций собственников». В кризис 2008 г. восстановлению рынка авиаперевозок помогло банкротство Air Union, занимавшей 15% рынка. Кстати, тогда проблемы у перевозчика начались с отказа топливных компаний заправлять его самолеты.
 
На сторону Минэкономразвития встал Центробанк. Максимальные темпы роста просроченной задолженности Банк России обнаружил у авиакомпаний: за год она увеличилась в 7 раз, хотя ее величина и не так значительна – 16,6 млрд руб. Объем кредитования авиакомпаний также неуклонно растет, за год до 1 июля 2015 г. он вырос на 44%, до 229 млрд руб. (+44%). Наиболее сложным для отрасли было лето прошлого года и конец 2014 г. – начало 2015 г., отмечают в ЦБ. «После обвала рубля спрос на международные перевозки резко упал, фактически, пропорционально падению рубля, – отмечает Олег Пантелеев. – Образовался избыток авиапарка, от которого перевозчики начали в массовом порядке отказываться. Самолеты либо перевели на внутренние линии, что тут же сказалось на тарифах, либо, в большинстве случаев, вернули лизингодателю». 
 
Полагаясь на бесконечный рост рынка, авиакомпании подошли к началу 2015 г. с огромным профицитом самолетного парка. Сейчас рынок встал. В результате зимой пришлось вывести из эксплуатации около 130 воздушных судов – почти 12% всего парка российских авиакомпаний.
 
Загрузкой кресел авиакомпании все равно не блещут. В первой пятерке лидирует «Трансаэро» с загрузкой 82,5%. На втором месте «Аэрофлот» – 76,9%, у «Сибири» 75,6%, а у «ЮТэйр» всего 70,5%.
 
В чью пользу?
 
Перераспределение рынка будет происходить в первую очередь в пользу крупных игроков – «Аэрофлота» и S7 Group. Недаром эти две компании еще весной выступили против господдержки убыточных перевозчиков. Если год-два назад расклад на авиарынке был: «Аэрофлот» плюс три авиакомпании плюс все остальные, то сейчас рынок трансформируется: останется группа «Аэрофлот» с львиной долей рынка, возможно, «Сибирь», плюс все остальные, как правило, небольшие региональные перевозчики. В первом полугодии доля группы «Аэрофлот» в перевозках пассажиров составила 43,3%. «Рынок будет сокращаться не только за счет ухода мелких и средних перевозчиков. Возможно банкротство и крупных. Кандидат номер один – «ЮТэйр», – предполагает Роман Гусаров, – перевозчик пытается выйти на операционную рентабельность, но у него огромный долг. Выручка снизилась, и обслуживать его стало тяжелее». Впрочем, по его мнению, банкротство крупных компаний не поддается экономической логике. Это политический вопрос. У «Трансаэро» достаточно ресурса, чтобы обеспечить более-менее стабильную работу. «Момент истины наступит осенью, когда закончится высокий сезон, – говорит Роман Гусаров. – Тогда начинается период возврата долгов и взятия новых кредитов, чтобы на них дотянуть до весны». Сейчас, когда спрос на авиаперевозки продолжает падать, нужно либо дальше сбрасывать парк, либо надеяться на банкротство одного из крупных игроков. В этом случае освободившаяся рыночная доля позволит другим выжить, не прибегая к кардинальным мерам (к сокращению парка. – Прим. «Ко»), а просто поделить пассажиров, – говорит Олег Пантелеев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100



Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer