Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны в контрасте


25 августа 2015 года Анна Назарова, РБК+


Легкие и многотонные, конвертопланы и самолеты — беспилотные летательные аппараты уже плотно вошли в современную жизнь, образовав огромный мировой рынок производства и сбыта. Россия уверенно уступает в этой технологической борьбе индустриально развитым странам, и есть ли у нее шансы попасть в авангард беспилотных технологий — вопрос открытый.

Беспилотная авиация считается ровесником пилотируемой — ее история начинается в 1910-х годах, однако широкое распространение такие аппараты получили лишь в 1960-е годы и, разумеется, в военном контексте. «Беспилотными» лидерами вплоть до 1990-х годов были две страны — США и СССР, однако после распада Советского Союза наша страна из гонки выпала. В XXI веке вектор развития беспилотных технологий несколько изменился: помимо военного применения они стали разрабатываться и использоваться для гражданских нужд. На сегодняшний день доля гражданских разработок составляет лишь 14%, а 86% — это беспилотники военного назначения, по данным авторитетного международного консалтингового агентства Teal Group. «В настоящее время беспилотники — это не только вооружение, средство разведки или игрушка. Они находят все большее применение в специализированных областях: картография и видеосъемка местности, наблюдение за очагами лесных пожаров, измерение состояния лесного фонда, мониторинг дорожной обстановки, оценка состояния систем трубопроводов и линий электропередачи», — рассказывает Игорь Насенков, первый заместитель генерального директора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). По-реактивному быстрое и широчайшее распространение беспилотных систем в самых разных сферах зеркальным отражением легло на карту мира — в разработке дронов принимают участие индустриальные и развивающиеся страны пяти континентов. Согласно данным Международной ассоциации беспилотных систем (AUVSI), ее участниками являются 7500 организаций из 60 стран мира. Только в США всего за три года, с 2010 по 2013-й благодаря беспилотникам было создано 70 тыс. новых рабочих мест. Эксперты едины во мнении, что ближайшие перспективы рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) будут астрономически привлекательными.
 
«За последнее десятилетие рынок беспилотников стал самым динамично растущим в мире, — убежден Филип Финнеган, директор Teal Group по корпоративной аналитике. — Мы прогнозируем, что темпы роста рынка увеличатся почти вдвое: с $6,4 млрд ежегодного прироста в настоящее время до $11,5 млрд к 2025 году». Teal Group резюмирует, что к 2025 году рынок БПЛА в денежном выражении достигнет $91 млрд. Основными игроками на нем выступят США, Европа, Южная Америка и Израиль, а в перспективе — Индия, Республика Корея и Китай.
 
Дроны гнездятся на Западе
 
Колоссальные возможности молодого беспилотного рынка привлекают не только традиционных авиастроителей, но и неофитов. Например, компания Facebook в 2015 году сообщила об успешном испытании дрона, который заряжается от солнечной энергии и обеспечивает доступ к интернету через лазерный луч. Этот проект был создан совместно с Nokia, Qualcomm и Samsung, заинтересованными в том, чтобы доступ к Сети стал более широким. Размах крыла интернет-дрона от Facebook будет больше, чем у самолета Boeing 737; через три-пять лет эти беспилотники будут летать на высоте до 2,7 км и выполнять главную задачу — обеспечивать доступ в интернет для 10% населения Земли, обитающего в отдаленных регионах. От передовиков Кремниевой долины не отстают и традиционные игроки авиационной отрасли. Так, итальянский вертолетостроитель AgustaWestland тестирует революционную разработку — Project Zero (на фото). Это первый в мире беспилотный конвертоплан с электрическими двигателями. Его создали для отработки сразу нескольких технологий: электрической силовой установки, несущих винтов в кольцевых обтекателях и поворотного механизма для быстрого полета. Электродвигателям в отличие от традиционных двигателей, работающих на топливе и требующих для его сжигания кислород, последний не нужен. Соответственно, на больших высотах, где кислорода мало, Project Zero обходится без компрессоров, которые помогают поршневым, турбовинтовым и реактивным моторам компенсировать нехватку кислорода. Это позволяет снизить вес машины и увеличить ее эффективность на больших высотах. И хотя в серию Project Zero, вероятно, не пойдет, он призван отточить до совершенства те технологии, которые позднее, возможно, будут применены в вертолетах будущего.
 
Уже существующие области применения БПЛА способны удивить обывателя не меньше футуристических разработок. Например, английский лоукост-перевозчик EasyJet в рамках Всемирной выставки Expo Milano 2015 представил инновационную разработку — программируемый квадрокоптер Riser, который должен к 2020 году радикально решить проблему задержек вылета «по техническим причинам» и существенно сократить оборотное время в аэропорту. С помощью дрона, стоимость которого несопоставима с убытками от задержки рейса, время осмотра самолета сократится до одного-двух часов.
 
Немецкая почтовая служба DHL, один из лидеров мирового логистического рынка, в 2014 году осуществила первую коммерческую поставку груза клиенту посредством дрона, доставив лекарства на остров Юйст в Северном море. Пилотный проект, в рамках которого «посылкокоптер» (Parcelcopter) вылетал по заранее запрограммированному маршруту протяженностью 12 км, длился один месяц. Теперь DHL намерена продемонстрировать, что технология достаточно отработана, и рассчитывает на разрешение европейских регулирующих органов использовать беспилотники в отдаленных малонаселенных районах с недостаточно развитой инфраструктурой.
 
Опять пролетаем?
 
В международных прогнозах, затрагивающих географию стран — разработчиков дронов, Россия, к сожалению, не фигурирует. Руководитель департамента Военно-воздушных сил «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев в 2012 году сообщал, что доля российского производства БПЛА к 2022 году составит 5%. Однако речь идет о мировом рынке вооружений, для которого создаются 750-килограммовые и двухтонные БПЛА, находящиеся на различных этапах проектирования и разработки. Согласно планам госкорпорации «Ростех», в 2015–2016 годах в России будет создан пятитонный БПЛА, а в 2018 году, как ожидается, появится новый тяжелый ударный беспилотник массой 20 т. «На сегодняшний день по линии государственного оборонного заказа задан в разработку и находится в различных степенях готовности практически полный комплект БПЛА, — делится Игорь Насенков из КРЭТ. — Часть беспилотных аппаратов проходит наземные и летные испытания, отдельные экземпляры запущены в серийное производство».
 
Но если в военном секторе российские разработчики еще имеют какие-то традиции и заделы на будущее, то гражданские дроны с маркировкой «Сделано в России» — вопрос куда более отдаленного будущего. Источник, знакомый с ситуацией, объясняет, что большинство работ по беспилотникам ведется по линии и заказу Министерства обороны. Существует ли государственная поддержка гражданских образцов беспилотников и каковы перспективы БПЛА в публичном пространстве, узнать не удалось: разработчики — компании Zala Aero Group и «Транзас», а также Ассоциация беспилотных систем России от комментариев отказались.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj6HC
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/realestate/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer