Правительство Молдавии планирует расторгнуть договор с компанией Avia Invest, взявшей в концессию Международный аэропорт Кишинева, сообщил ТАСС со ссылкой на премьера Валерия Стрельца. "Выводы Национального антикоррупционного центра показали, что у правительства не было необходимости сдавать аэропорт в концессию, он работал в нормальном режиме и приносил выгоду",— сообщил премьер. Исходя из результатов расследования, арендатор нарушает условия контракта. "Инвестиций со стороны Avia Invest не заметно: компания вкладывает в развитие аэропорта деньги, которые зарабатывает здесь же",— подчеркнул господин Стрелец (эти данные в Кишиневе обещают опубликовать в ближайшие дни), а часть денег шла и на другие проекты, например на футбольный клуб "Милсами".
Премьер Молдавии сообщил также о создании специальной рабочей группы: "В течение месяца представители Минфина, Минюста, Госканцелярии и силовых ведомств оценят реальную ситуацию с аэропортом, определят степень серьезности нарушений и проанализируют юридические и финансовые последствия разрыва контракта". На основе выводов группы будет принято постановление правительства. Вчера в Avia Invest "Ъ" сообщили, что все работы по модернизации аэропорта ведутся штатно и в соответствии с заявленными сроками, не уточнив сумму вложенных средств.
Аэропорт Кишинева расположен в 13 км от столицы, из него летают 19 авиакомпаний (Air Moldova, S7, Turkish Airlines и др.). Длина ВПП — 3590 м. В 2014 году обслужил 1,7 млн пассажиров (рост на 34,2%), грузопоток — 2188 тонн.
Передать ГП "Кишиневский аэропорт" в концессию правительство решило в мае 2013 года для "полной модернизации инфраструктуры", на которую у государства не было денег. По итогам конкурса победителем признали российский консорциум Avia Invest (по 50% компании принадлежало Хабаровскому аэропорту и Коломенскому заводу, входящему в "Трансмашхолдинг"). Но решение вызвало публичный скандал из-за непрозрачности: об итогах закрытого конкурса стало известно из СМИ. Аэропорт передали в концессию на 49 лет, инвестор должен был вложить €245 млн и выплачивать роялти государству в размере 1% от доходов. Управляющий партнер молдавской адвокатской конторы Turcan Cazac Александр Цуркан соглашается, что передача аэропорта в концессию прошла в сжатые сроки без извещения потенциальных участников, и добавляет, что расторжение контракта зависит от политической воли правительства.
В начале 2014 года собственники Avia Invest сменились: доля Хабаровского аэропорта уменьшилась до 5%, Коломенский завод исчез из совладельцев, а 95% получило российское ООО "Комаксавиа". Его акционерами сначала были Хабаровский аэропорт и ООО "УК "Комакс"", но в сентябре 2014 года их заменила британская TB Team Management LLP (ею владеют Dylox United Ltd с Британских Виргинских островов и Valtara A.V.V. с Арубы). По информации молдавских СМИ, аэропорт контролирует местный бизнесмен Илан Шор, возглавляющий с 2014 года административный совет Avia Invest, но он это отрицал.
Сейчас господин Шор является обвиняемым по громкому делу о выводе из трех молдавских банков через "плохие кредиты" около €1 млрд. Этот скандал разразился в начале года, и после него власти вспомнили об истории с концессией. В мае тогдашний глава правительства Кирилл Габурич заявил о необходимости проверки передачи аэропорта и просил Генпрокуратуру принять меры. А президент Молдавии Николае Тимофти требовал от правительства проверить исполнение договора концессии и не допустить "сюрпризов, связанных с аэропортом".