Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевая мощь во всей красе


25 августа 2015 года Алексей Хазбиев, Российская газета


Новые проекты перспективных истребителей и программы модернизации существующих самолетов, которые наши производители покажут на авиасалоне МАКС-2015, имеют отличные шансы быть реализованными не только в интересах российской армии, но и иностранных заказчиков.

Западные санкции против России в корне изменили формат нашего участия в крупных международных авиасалонах. Если раньше лидеры отечественного авиапрома тратили миллионы долларов на показ своих новинок в британском Фарнборо и французском Ле Бурже, то теперь все самое интересное они приберегли для МАКСа-2015, который сейчас становится важнейшей площадкой для демонстрации новейших образцов российской авиатехники и обсуждения крупных контрактов. Это объясняется не столько политическими причинами, сколько новыми перспективами, которые открывает перед Россией кооперация с государствами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Прежде всего, речь идет об Индии и Китае, которые выступают нашими партнерами сразу в нескольких крупных проектах по созданию новых самолетов.
 
Едва ли не самым зрелищным событием МАКСа-2015 обещают стать демонстрационные полеты перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50, более известного как истребитель пятого поколения. Эта машина, предназначенная для завоевания господства в воздухе, призвана обеспечить технологический паритет нашей страны с США в области фронтовой авиации. Она должна поддерживать сверхзвуковую скорость на крейсерском режиме полета и оснащаться радаром с активной фазированной антенной решеткой. Точные характеристики Т-50 до сих пор остаются тайной. Известно лишь, что он сможет развивать скорость более 2 тыс. км/час и летать на расстояния более 5 тыс. км с дозаправкой. При этом Т-50 будет практически незаметен для радаров противника. Эффективная площадь отражающей поверхности нового истребителя равна всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30 МКИ. Это означает, что если Су-30 МКИ на радаре виден как металлический объект размером 5 на 4 метра, то отражение на экране радара у Т-50 будет в 40 раз меньше.
 
Сейчас истребителя пятого поколения есть только у американцев. Это тяжелые самолеты F-22 Raptor и легкие - F-35. Впрочем, монополия США в этом виде вооружений уже в следующем году будет разрушена. Как сообщил главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, с 2016 года российские истребители пятого поколения начнут поступать на вооружение ВВС. "Мы завершаем испытания самолета, и с 2017 года он пойдет в серию", - подчеркнул Бондарев. На первых порах ВВС закупят одну эскадрилью Т-50 из 12 самолетов, а общий объем заказа в ближайшие десять лет может составить около 65 таких истребителей.
 
А вот экспорт Т-50 в обозримой перспективе не предусмотрен. Тем не менее самолеты пятого поколения на основе Т-50 довольно скоро могут появиться в Индии. С этой страной Россия еще в 2007 году подписала межправительственное соглашение о совместном создании истребителя пятого поколения FGFA для индийских ВВС. Научно-исследовательские работы по определению предварительной конструкции самолета уже сделаны. Ожидается, что в самое ближайшее время обе страны подпишут уже финальный контракт на проведение опытно-конструкторских работ и производство FGFA. В общей сложности Индия вложит в этот проект примерно 6 млрд долл. При этом общий объем заказа может составить 154 самолета. Правда, до сих пор индийская сторона не определилась с тем, будут ли все эти машины одноместными или какая-то часть из них будет двухместными.
 
Если самолеты пятого поколения наши ВВС только готовятся принять на вооружение, то усовершенствованные истребители четвертого поколения они уже полностью освоили. На аэродроме в Жуковском эта техника будет представлена сразу несколькими образцами. Это, прежде всего, фронтовые бомбардировщики Су-34 и тяжелые многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35С. В этом году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже передала ВВС шесть Су-34, а до конца года должна поставить еще 10 таких самолетов.
 
Их главная отличительная особенность - это увеличенная до 4 тыс. км дальность полета. При этом Су-34 могут нести до 8 тонн боевой нагрузки и развивать скорость до 1900 км в час. Впрочем, главную ставку наше минобороны сейчас делает на Су-30СМ и Су-35. Эти самолеты относятся к так называемому поколению 4++, они способны применять высокоточное оружие, как по воздушным, так и по наземным целям. Минобороны России заказало в общей сложности более сотни таких машин, в том числе 48 истребителей Су-35С. Эта модель оснащается двигателями с управляемым вектором тяги и способна выполнять боевые задачи на скорости около 2,4 тыс. км в час. На высоте 15 км у российских военных летчиков теперь нет конкурентов - такая скорость для зарубежных аналогов недостижима. ОАК уже передала ВВС России 36 самолетов Су-35С. "В этом году запланированы поставки еще 12 таких машин", - говорит технический директор филиала ОАК в Комсомольске-на-Амуре Андрей Чипизубов.
 
Уже сейчас есть все основания полагать, что в ближайшие годы Су-35С станет основным боевым самолетом, экспортируемым из России. Как минимум 24 такие машины намерен приобрести Китай. "Мы надеемся, что контракт с Китаем будет подписан до конца нынешнего года", - сообщил президент ОАК Юрий Слюсарь.
 
Еще около 50 Су-35С может быть продано в Индонезию, Малайзию и Вьетнам. Главный маршал ВВС Индонезии Агус Суприатна прямо заявил: "Мы бы хотели иметь на вооружении эти самолеты и надеемся, что правительство страны примет во внимание наше желание закупить Су-35". Сейчас "Рособоронэкспорт" ждет лишь объявления соответствующего тендера. По словам начальника департамента ВВС "Рособоронэкспорта" Сергея Корнева, как только тендер объявят, мы обязательно будем в нем участвовать и направим наши предложения индонезийской стороне. Что же касается Су-30СМ и его предшественника Су-30К, то контракты на закупку этих машин Россия заключила с Казахстаном и Анголой.
 
Если новые истребители фирмы Сухого имеют ярко выраженную экспортную ориентацию, то перспективы нашего второго производителя боевых самолетов - РСК "МиГ" - связаны в основном с модернизацией существующих моделей, стоящих на вооружении ВВС России. Прежде всего речь идет о высотных перехватчиках МиГ-31 и многофункциональных легких истребителях МиГ-29СМТ и их корабельной версии МиГ-29К, которые будут демонстрироваться на МАКСе. Самолет МиГ-31 - настоящая икона холодной войны. У американцев он получил прозвище "убийца бомбардировщиков", так как способен уничтожать самолеты дальней авиации противника, в том числе B-52 и B-1, на скорости 2,5 тыс. км в час на высоте более 20 км. При этом группа из четырех таких истребителей спокойно может контролировать все воздушное пространство протяженностью до 1 тыс. км по фронту. Сейчас МиГ-31 проходят модернизацию в вариант МиГ-31БМ, в результате которой они получат новую систему управления вооружением и новую РЛС "Заслон-М". Этот радар отличается увеличенной до 1,4 метра в диаметре антенной. Таким образом, дальность обнаружения воздушных целей у МиГ-31БМ выросла до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. Первые 24 МиГ-31БИ уже поступили в российские Вооруженные силы. "Ежегодно будет поставляться более десяти таких самолетов, - говорит замминистра обороны Юрий Борисов. - После модернизации мы ожидаем свыше 130 МиГ-31БМ в войсках".
 
Но, пожалуй, самым грозным оружием, представленным на МАКСе, станет сверхзвуковой стратегический бомбардировщик дальней авиации с изменяемой геометрией крыла Ту-160. Он несет на борту 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками (мощностью до 200 килотонн) или бомбы с лазерным наведением и может выполнять полеты на расстояние до 14 тыс. км. Это со всей очевидностью было продемонстрировано семь лет назад, когда два Ту-160 совершили тринадцатичасовой беспосадочный перелет из Оленегорска в Мурманской области на аэродром Либертадор ВВС Венесуэлы. Сейчас полтора десятка Ту-160, стоящих на вооружении нашей армии, проходят модернизацию, которая завершится к 2019 году.
 
А вот новых таких самолетов у нас уже не строится. Впрочем, министр обороны России Сергей Шойгу на днях заявил о необходимости восстановить серийное производство этих машин в новом облике - Ту-160М2. Они, в частности, должны получить новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и новое вооружение, в том числе новые крылатые ракеты в неядерном исполнении. "Это будут принципиально новые самолеты, их боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с существующими машинами", - сообщил Юрий Борисов. В общей сложности ВВС намерено приобрести не менее 50 таких самолетов. Их производство начнется после 2023 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer