Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уже 50


26 августа 2015 года Михаил Кукушкин, РБК+


В этом году исполняется полвека с начала серийного выпуска вертолета Ми-8. Сегодня многочисленные модификации этой машины служат основой отечественного вертолетного парка и одним из самых узнаваемых за рубежом экспортных продуктов российского авиапрома. По прогнозам холдинга «Вертолеты России», при условии непрерывного совершенствования Ми-8/17 смогут оставаться лидерами в своей нише еще 15–20 лет.

Общее количество собранных машин этого семейства достигло 12 тыс., что ставит его на второе место в мире по популярности. Большим тиражом может похвастаться только американский вертолет Bell UN-1, ставший зрительным символом вьетнамской войны и до сих пор остающийся на вооружении армии. Машин этой марки, если считать вместе с лицензионным производством за пределами США, сделали 16 тыс. штук. Что, впрочем, не мешает Министерству обороны США фигурировать сегодня среди покупателей Ми-8. Хотя американские вертолеты очень хороши, для некоторых задач Пентагон все же предпочитает российские. В 2012–2014 годах 63 вертолета Ми-17В-5 (одна из последних модификаций семейства Ми-8) были поставлены в Афганистан по контракту с сухопутными войсками США для поддержки действий подопечной им местной армии в суровых условиях гор и пустынь.
 
Любопытно, что советские военные на первых порах отнеслись к проекту Ми-8 без восторга. В конце 1950-х годов, когда авиаконструктор Михаил Миль начал продвигать идею создания нового среднего транспортного вертолета, машина такого класса в Советской армии уже была — Ми-4. Собственно, это был первый в СССР военно-транспортный вертолет, сконструированный под руководством того же Миля в начале пятидесятых. Конструктор считал, что пришло время заменить его более совершенной моделью, которая, в частности, имела бы не один, а два мотора, чтобы повысить надежность и безопасность. Военные не были уверены, что это в самом деле нужно.
 
В итоге Миль нашел понимание у гражданских заказчиков, а именно Министерства гражданской авиации СССР, которое в те годы проявляло большой интерес к развитию воздушных перевозок на местных линиях. Кроме того, государственно-партийному руководству и лично Никите Хрущеву нужен был вертолет представительского класса, на котором при случае было бы не стыдно появиться перед главами других стран.
 
Постановление Совета министров СССР о разработке вертолета грузоподъемностью 1,5–2 т, получившего рабочее название В-8, вышло 20 февраля 1958 года. Министерство обороны присоединилось к этому проекту только год спустя, заказав дополнительно к основной пассажирской модификации разработку транспортно-десантного, вооруженного и противолодочного вариантов.
 
Тем не менее речь по-прежнему шла не о создании нового вертолета, а только о глубокой модернизации имеющегося Ми-4. Из тактических соображений Миль вынужден был до поры до времени скрывать глубину своего замысла. В частности, первоначально В-8 считался одномоторным, и только в процессе проектирования конструкторы сумели убедить заказчика в необходимости второго мотора. Постановление Совета министров о постройке в дополнение к однодвигательному В-8 двухдвигательного варианта В-8А появилось 30 мая 1960 года. Через некоторое время дополнительный вариант стал основным и единственным.
 
Громкий международный успех пришел к Ми-8 сразу же после начала его серийного производства в 1965 году на Казанском вертолетном заводе. В том же году машина вместе с другими вертолетами, разработанными в КБ Миля, удачно выступила на Международном авиасалоне в Ле-Бурже.
 
За следующие полвека была создана примерно сотня модификаций Ми-8 гражданского и военного назначения. Дважды он проходил серьезную модернизацию, результатом которой каждый раз становилась качественно новая платформа, служащая основной для различных модификаций под конкретные задачи. В 1980 году появился Ми-8МТ с более мощными, чем у исходного варианта, двигателями. В экспортном варианте ему присвоили наименование Ми-17, и с тех пор оно стало торговой маркой этого семейства машин для внешних рынков. В 1991 году был создан Ми-8АМТ (он же Ми-171).
 
Очередная волна модернизации сейчас как раз на подходе. В конце прошлого года приступил к летным испытаниям первый опытный экземпляр вертолета Ми-171А2, в котором повышение надежности и экономичности достигнуто за счет модернизации сразу нескольких ключевых элементов: несущей системы и трансмиссии, фюзеляжа, установки интегрированного пилотажно-навигационного комплекса и современной авионики.
 
Параллельно проходит сертификацию Ми-38 — вертолет нового поколения, являющийся, однако, прямым потомком Ми-8. Предназначенный для решения примерно того же круга задач, он предлагает клиентам более высокую грузоподъемность и скорость, а экипажу — комфорт и надежность управления.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer