Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неопределенный лизинг


26 августа 2015 года Алексей Синицкий, РБК+


С начала года российские власти предприняли две меры, направленные на развитие лизинга коммерческих воздушных судов российского производства. В марте правительство распространило возможность субсидирования сделок не только финансового, но и операционного лизинга. А в апреле было принято решение о докапитализации лизинговых компаний на 27 млрд руб. — на эти средства они должны закупать региональные самолеты Sukhoi Superjet 100 и сдавать их в лизинг авиаперевозчикам. Однако и этих мер может оказаться недостаточно для поддержания рынка.

В России лизинг авиационной техники развивается с большим трудом с конца 1990-х годов. Основных проблем две: высокая стоимость долгосрочных кредитов и несовершенство нормативной базы. И если вторая проблема постепенно решается, то с первой ситуация сейчас выглядит весьма не определенно, хотя государство пытается оказать рынку посильную помощь.
 
Игроки
 
По состоянию рынка десятилетней давности почти 100% коммерческих самолетов и все воздушные суда иностранного производства были взяты в лизинг у иностранных лизинговых компаний. Активно лизинг авиационной техники российского производства продвигала только компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), специализирующаяся именно на лизинге воздушных судов. К началу 2014-го ситуация на рынке заметно изменилась, доля российских лизинговых компаний достигла примерно 35%. К ИФК добавились три дочерние лизинговые компании крупнейших российских банков — «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг», а также подконтрольная Минтрансу Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Модели бизнеса у этих компаний разные. ГТЛК до недавнего времени занималась лизингом воздушных судов для региональных перевозок, а дочерние компании крупнейших банков работали по схеме так называемого возвратного лизинга (SLB, Sale-Leaseback). В типичной сделке SLB авиакомпания сама заказывает самолеты у производителя в соответствии со своими потребностями, вносит все авансовые платежи, но, когда приближается срок поставки, продает заказанные самолеты лизинговой компании и берет их у нее в лизинг. Компания обычно выбирается по итогам тендера: кто предложит меньшие лизинговые ставки. Фактически роль лизинговой компании в сделке SLB сводится к привлечению по возможности более дешевых долгосрочных кредитов для финансирования (кредитное плечо в таких сделках достигает 90–95%). Неудивительно, что дочерние компании крупнейших российских банков, имевших хорошие кредитные рейтинги и доступ на международные финансовые рынки, смогли неплохо продвинуться в конкуренции с иностранными лизинговыми компаниями.
 
Сделки SLB привлекательны при устойчивом состоянии рынка, к тому же при больших объемах финансирования они имеют маленькую маржу для лизинговых компаний. При этом принципиально важным критерием для лизинговой компании выступает финансовая надежность авиакомпании-лизингополучателя: если перевозчик окажется несостоятельным, не сможет платить и вернет самолет лизинговой компании, у нее возникнет серьезная проблема по поиску нового заказчика, а самолет в это время будет стоять на земле и приносить огромные убытки. Хотя дочерние лизинговые компании российских банков накапливают опыт работы по ремаркетингу самолетов на вторичном рынке, его у них пока недостаточно.
 
У ИФК изначально была другая модель бизнеса: компания сама покупает самолеты для размещения на рынке. У нее меньше объем сделок по сравнению с крупнейшими лизинговыми компаниями, но ИФК работает с большей маржой, в компании есть свои специалисты по маркетингу и техническому обслуживанию. Благодаря такому подходу ИФК может в большей степени полагаться на самолеты как финансовые активы, а не только на надежность авиакомпаний как плательщиков.
 
Правила игры
 
В последние годы немало было сделано для совершенствования нормативной базы — в частности, было узаконено понятие «операционный лизинг», который прежде считался просто арендой и не мог претендовать на льготы, предоставляемые государством для развития лизинга. В этой ситуации крупнейшие лизинговые компании России начали активнее работать с самолетами российского производства, в первую очередь с SSJ 100, и заключать сделки, по структуре близкие к операционному лизингу. В 2013 году на рынке наметились серьезные подвижки, и разница в бизнес-подходах ИФК и дочерних лизинговых компаний крупнейших банков стала не столь разительной. Однако после введения экономических санкций ситуация в корне изменилась. Стоимость зарубежного кредитования резко выросла, возможность получать новые кредиты на привычных западных рынках практически исчезла. Выход на азиатские рынки капитала довольно труден. К тому же азиатские банки не хотят портить отношения со своими западными партнерами, а относительно небольшие запросы со стороны России для них не столь уж привлекательны.
 
Перспективы рынка
 
Для рынка лизинга авиационной техники указанные выше обстоятельства влекут неприятные последствия. Прежде всего, у российских авиаперевозчиков существенно снижаются возможности для расширения и обновления парка. На данный момент это не особенно актуально, поскольку из-за падения спроса на перевозки авиакомпании столкнулись с избытком провозных емкостей, и с конца прошлого года лизингодателям, как правило зарубежным, было возвращено около 120 самолетов из всего магистрального парка, который на тот момент насчитывал примерно 740 машин. Тем не менее при сохранении текущей ситуации проблема может обостриться. Далее, из-за девальвации рубля сильно выросла стоимость лизинговых платежей. При этом международные перевозки сокращаются, а внутренние многие годы остаются убыточными, так что их рост только ухудшает финансовое состояние авиакомпаний.
 
В такой ситуации правительство РФ приняло меры по поддержке авиационного лизинга: распространило возможность субсидирования сделок не только финансового, но и операционного лизинга и решило докапитализировать лизинговые компании на 27 млрд руб. Однако дальнейшая инфляция может свести на нет эффективность этих мер. Цена самолетов SSJ 100 номинирована в долларах, и объема докапитализации лизинговых компаний может не хватить для приобретения нужного количества самолетов (по неофициальным данным, вся сумма может быть направлена в ГТЛК, которая в результате станет главным лизингодателем самолетов SSJ 100). Поэтому придется привлекать дорогие банковские кредиты, что неминуемо увеличит лизинговые ставки для авиакомпаний. Впрочем, не исключено, что лизинговые платежи за SSJ 100 будут переведены в рубли уже в текущем году, однако пока трудно прогнозировать, как это скажется на экономике производства этих самолетов.
 
В сложившейся ситуации рынок лизинга авиационной техники переживает стагнацию как по воздушным судам западного производства, так и по российским.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer