← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Лунный бюджет Роскосмоса попал под секвестр


31 августа 2015 года Иван Чеберко , Известия


Бюджет Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025) будет ощутимо сокращен в сравнении с ее проектом, который сейчас рассматривается в министерствах. Как пояснил «Извес­тиям» высокопоставленный собеседник в Роскосмосе, в сентябре в правительство будет вноситься уже сокращенный вариант, бюджет которого будет ниже обсуждаемых сегодня 2 трлн руб­лей. При этом наибольшему секвестру будут подвергнуты проекты 2016–2018 годов. Вероятнее всего «под нож» пойдут дорогостоящие перспективные программы по обеспечению пилотируемого полета на Луну.

На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в нынешней ситуации вряд ли стоит выделять значительные суммы из бюджета на такие масштабные проекты, как освоение Луны. При том что ранее, 12 апреля 2014 года, именно он объявил создание лунной базы стратегической целью.
 
— Сейчас идет уже третий секвестр ФКП. Отдельные проекты вычеркивают, у оставшихся срезают 10% бюджета, — говорит высокопоставленный источник в Роскосмосе. — Программу в целом сокращают на треть, поскольку покупательная способность оставшихся средств снизилась из-за изменения курсов валют. Например, производители спутников 70% оборудования в среднем приобретают за рубежом. Космическая программа за год усохла втрое уже, об этом можно говорить уверенно. И никто не понимает, как в таких условиях будет осуществляться столь дорогостоящий проект, как полет человека на Луну. Отмена, перенос, как хотите это можно назвать, но в целом ясно, откладывать Луну придется.
 
По словам собеседника «Извес­тий» в Роскосмосе, Рогозин своим высказыванием задал направление мысли тем, кто сейчас думает над секвестром проекта ФКП. Если на Луну мы пока не летим, значит, лунные проекты можно передвинуть на следующие периоды финансирования. Так уже отчасти сделано — еще в начале года Роскосмос вынужденно подрезал бюджеты таких проектов лунного назначения, как ракета-носитель сверхтяжелого класса, или ППТК-2 (перспективный пилотируемый транспортный комплекс), в рамках которого ведется разработка лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК).
 
Но в том или ином виде работы по этим направлениям в проекте ФКП заложены до сих пор. Например, сверхтяжелый носитель планируется разрабатывать в рамках опытно-конструкторской работы «Элементы сверхтяжелого комплекса» с предполагаемым бюджетом 36,473 млрд рублей. Речь идет о разработке новых материалов для кислородно-водо­родных блоков сверхтяжелой ракеты, новых двигателей, технологических процессов и специального оборудования для крупногабаритных блоков.
 
ОКР «ППТК-2» с бюджетом 20,8 млрд рублей предполагает создание до уровня «Начало наземной экспериментальной отработки комплекса в 2024 году» лунного посадочного модуля.
 
В разрабатываемом сейчас варианте ППТК — это корабль лунного назначения, что означает высокую автономность, возможность входа в атмосферу со второй космической скорости и ряд других возможностей. В рассматриваемом ныне проекте ФКП-2025 на ОКР «ППТК» заложено 66,689 млрд рублей. Эта сумма может быть уменьшена, предположил собеседник в Рос­космосе. Об отказе от проекта речь не идет, но снижение финансирования наверняка скажется на сроках создания кораб­ля. Сейчас его старт планируется на 2021 год в беспилотном варианте, но если задач для лунного корабля в ближайшее время не предвидится, то график его создания может быть пересмотрен.
 
Можно сказать, что растягивание проектов во времени — традиционный прием для Рос­космоса. Так, например, создавался новый ракетный комплекс «Ангара» — ракету планировали впервые запустить в 2005 году, но из-за неритмичного финансирования первый старт состоялся только в 2014-м.
 
— Покорение Луны у всех стран мира сейчас осуществляется только на бумаге, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Никто практических шагов в данном направлении не предпринимает. Но космическим агентствам крупных стран лунная перспектива нужна для обоснования бюджетов. Ни США, ни Китай, ни Россия не могут придумать задачи, ради решения которой требовался бы полет на Луну. В 60-х годах прошлого века США искали проект, который показал бы всему миру их технологическое преимущество. После запуска СССР спутника и первого человека в космос американцам нужно было доказывать лидерство и вот они придумали лунную программу. Если говорить о сотрудничестве в рамках БРИКС, то начинать разговор с Луны бесполезно — в силу астрономичности бюджета это будет пустая болтовня, парт­неры не готовы сразу потратить огромное количество денег на непонятно зачем и кому нужную Луну. Начинать надо с малого и чего-то понятного и нужного. Более реален проект совместной орбитальной станции, это вполне может заинтересовать партнеров по БРИКС.
 
В секретариате Дмитрия Рогозина отметили, что вице-премьер, говоря о неактуальности лунной программы, высказал свою точку зрения, а за формирование ФКП отвечает в любом случае Роскосмос.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2015/8/31/26212/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.