Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как и почему "ушли" главу Госавиаслужбы


23 сентября 2015 года Александр Ланецкий, Forbes Украина


В начале сентября глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк был уволен с занимаемой должности распоряжением Кабмина с формулировкой «за нарушение присяги госслужащего». Этому предшествовала серия публичных пикировок руководителя ГАСУ, в частности, с главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили. Одна из них завершилась временным отстранением Антонюка и началом служебного расследования против него. Впрочем, после двухмесячных разбирательств Антонюк вернулся к работе, хотя и ненадолго. По мнению эксперта Forbes Александра Ланецкого, за столь тернистым карьерным путем главы авиационного ведомства стоит не столько забота об интересах рынка, сколько нежелание пропрезидентской вертикали в Украине делиться рычагами влияния.

Как и почему «ушли» главу Госавиаслужбы
 
Пример бывшего руководителя Госавиаслужбы (ГАС) Украины Дениса Антонюка очень показателен в плане реформ чиновничьего аппарата страны. Антонюк, до этого ни дня не проработав на госслужбе, пришел и активно начал реформировать вверенное ему направление. И в целом добился хороших результатов – возможно, единственный в транспортной отрасли Украины, кому это удалось – но затем отступил под натиском интриганов и пиарщиков.
 
Госавиаслужба и Ассоциация предприятий авиационной отрасли
 
Самым главным критиком работы Антонюка в авиационных кругах выступает Ассоциация предприятий авиационной отрасли (АПАО), объединяющая 70% авиакомпаний Украины, перевозящих... 6% всех пассажиров страны. При этом АПАО часто устраивало громкие акции против экс-главы ГАС, обвиняя его в трех «перегибах».
 
1. Лоббирование интересов МАУ и предвзятость по отношению к остальным авиакомпаниям
 
Не стоит забывать, что МАУ – это отраслеобразующая авиакомпания, и потому естественно, что авиационные власти поддерживают своего перевозчика в конкуренции. Так происходит везде в Европе: из последних громких дел можно назвать конфликты Ryanair с французскими, итальянскими и испанскими властями; во всех из них лоукост в итоге отступил. Что касается работы в МАУ, то из 20 руководителей авиационных администраций (САА) в странах ЕС, США, Турции и России, по крайней мере, семеро (Латвия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Финляндия и Эстония) долгое время работали в национальной авиакомпании. Это помогает понять специфику работы отрасли.
 

Страна

Руководитель САА

Специальность

Опыт работы в авиации

Опыт работы в авиакомпании

Какой ВУЗ окончил

Примечание

1

EASA

Patrick Ky

Инженер транспорта

+

 

Ecole polytechnique

Госчиновник, более 20 лет работы в транспорте

2

Великобритания

Dame Deirdre Hutton

Юрист

-

 

Cranfield Univ

35 лет опыта работы на госслужбе по защите потребителей

3

Дания

Carsten Falk Hansen

Экономист

+

 

Københavns Universitet

Госчиновник

4

Ирландия

Eamonn Brennan

Экономист/бухгалтерия

+

 

University College Galway

Пилот-любитель

5

Италия

Vito Riggio

Юрист

-

 

Università di Palermo

30 лет опыта работы на госслужбе 

6

Латвия

Maris Gorodcovs

Инженер

+

Air Baltic

Riga’s Aviation University Department of Aircraft and Power-plant Mechanics

 

7

Литва

Joris Gintilas

Юрист

+

 

Law University of Lithuania (Master of Commercial Laws) 

 

8

Норвегия

Stein Erik Nodeland

Военный пилот

+

 

Luftforsvarets flygeskole/ Norges Handelshøyskole (магистр экономики и администрирования)

Генерал-майор ВВС 

9

Польша

Piotr Ołowski

Пилот/ Авиационный юрист

+

LOT

University of Gdansk/ Technical University of Szczeci

 

10

Россия

Александр Нерадько 

Инженер

+

Аэрофлот

Московский институт инженеров ГА

 

11

Румыния

Petrescu Armand

Инженер авиации

+

TAROM S.A.

Politehica din Bucureşti

 

12

США

Michael Huerta

Политолог международных отношений

-

 

University of California

Госчиновник, более 20 лет в транспорте, руководил морским портом

13

Турция

Bilal Eksi

Инженер электроники

+

Turkish Airlines

Yildiz Technical University

 

14

Финляндия

Pekka Henttu

Пилот/ Инженер

+

Finnair

Finnair Aviation College/ Helsinki University of Technology

 

15

Франция

Patrick Gandil

Инженер

-

 

l’Ecole polytechnique, de l’Ecole nationale des ponts et chaussées

30 лет опыта работы на госслужбе в транспортной сфере

16

ФРГ

Jörg Mendel

Юрист

+

 

Bonn

Опыт работы в Минтрансе около 20 лет, работал в IKAO

17

Чешская республика

Josef Rada

Инженер

+

 

 

 

18

Швейцария

Peter Müller

Юрист

-

 

Universität Zürich

Госчиновник, посол страны в Перу

19

Швеция

Maria Ågren

Специалист по гражданскому строительству

-

 

Luleå tekniska universitet

Госчиновник

20

Эстония

Kristjan Telve

Специалист управления полетами

+

Copterline OÜ

 Tallinna Tehnikaülikoolis

 

Кроме того, МАУ – это более 60% пассажиров в украинских аэропортах и более 90% всех перевозок украинских авиакомпаний. Компания выполняет большинство внутренних рейсов не потому, что других не пускают. Только МАУ как сетевой перевозчик может позволить себе дотировать одни направления за счет других.
 
Что касается предвзятости к авиакомпаниям-участницам АПАО – то новое руководство ГАС (как, впрочем, и предшественники) проявило к ним завидную лояльность, несмотря на сигналы от заокеанских партнеров Украины, недовольных тем, что флот этих авиакомпаний зачастую работает в Иране, что прямо запрещают санкции Госдепартамента США. ГАС традиционно предпочитает иметь свое мнение по поводу возможности работы на таких рынках, понимая, что это экспорт услуг украинского бизнеса.    
 
2. Ухудшение работы по безопасности полетов
 
Именно Денис Антонюк внедрил систему оценки рисков субъектов отрасли и в рамках построения государственной системы безопасности полетов обеспечил большее делегирование перевозчикам прав и привилегий.  За время руководства ГАС Антонюком число инцидентов снизилось на 38,5%, а серьезных инцидентов – на 66,6% (по сравнению с предыдущим периодом). По единственной катастрофе – малайзийского боинга – претензий к украинским авиавластям у следственной комиссии не возникло.
 
3. Отсутствие должного авиационного опыта и образования
 
Денис Антонюк – авиационный инженер, выпускник Национального авиационного университета в Киеве. 18 лет проработал в «Международных авиалиниях Украины» (за это время компания несколько раз сменила собственников). Последние годы в авиакомпании Антонюк отвечал за развитие маршрутной сети, очень много общался с авиационными администрациями различных государств. Единственный опыт, который на момент назначения в ГАС отсутствовал у Антонюка, – это опыт работы госчиновником. Антонюк не политик, и не бюрократ, он скорее технократ, пришедший навести порядок в отрасли.
Тут стоит заметить, что, например, в США и еще как минимум в пяти странах Западной Европы госавиаадминистрации возглавляют руководители без какого-либо опыта работы в авиационной сфере и без профильного образования (Великобритания, Италия, Франция, Швейцария, Швеция). Чаще всего это опытные госчиновники с юридическим образованием.  
 
Михеил Саакашвили vs Денис Антонюк
 
Зачем одесский губернатор ввязался в конфликт с руководителем Госавиаслужбы, мы можем только догадываться. Все это похоже на неприкрытый лоббизм бизнес-интересов. Но в лице Антонюка он вдруг столкнулся с человеком, не побоявшимся ему не просто перечить, но и публично его критиковать, уличая в, скажем так, не вполне правдоподобных высказываниях.
 
Не стоит забывать, что на тот момент Денис Антонюк был руководителем авиационной отрасли всей страны. Он лично отвечал за безопасность полетов не только миллионов украинских пассажиров, но и всех летящих транзитом над ней. И вот «простой губернатор» Саакашвили, публично угрожая, требует от госчиновника высшего национального ранга незаконных решений в пользу лоббируемой ним компании. Трудно представить себе подобную ситуацию в ЕС или США.
Фактически, увольнение Антонюка стало не просто «актом возмездия», но и сигналом всему чиновничьему аппарату Украины: главное – это полная лояльность к президенту и его людям. А не то, насколько активным реформатором ты являешься.
 
Украина и «открытое небо» с Евросоюзом
 
Но самое печальное в ситуации с Антонюком – то, что подобные инциденты не остаются незамеченными европейскими коллегами. На Западе они трактуются однозначно: политики, связанные лоббистскими интересами с определенными участниками рынка, оказывают неприкрытое давление на руководство регулирующего органа, продавливая удобные себе решения. А несговорчивого руководителя не просто увольняют – в назидание другим возбуждают против него уголовное дело.
 
И это значит, что в Украине политики в угоду каким-то своим интересам могут заставить авиационные власти принять любое решение, без учета того, соответствует ли оно требованиям безопасности полетов и не ставит ли под угрозу жизни пассажиров и остальных граждан, над чьими головами летают самолеты.
 
А то, что судебная система в Украине далека от справедливости и полностью зависит от руководства страны, ни для кого в Евросоюзе не новость еще со времен суда над  Юлией Тимошенко. Но если быть откровенным, европейцев это мало волнует, так как не влияет на их собственную безопасность. А вот невозможность авиационных властей контролировать подотчетную им отрасль в стране напрямую затрагивает интересы граждан ЕС, поскольку самолеты из Украины выполняют рейсы практически над всей Европой.
 
Во избежание потенциальных рисков у Евросоюза есть давно выработанная процедура: те страны, авиавласти которых не в состоянии должным образом контролировать авиационную отрасль на государственном уровне, вносятся в черный список Еврокомиссии – и их авиакомпаниям просто запрещают летать в ЕС. Сейчас в этом списке числится более 300 авиакомпаний из 22 стран, в том числе разрекламированный Габон.
 
На основании всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: «ломая через колено» неугодного чиновника, руководство страны ставит под угрозу годами распиаренную концепцию развития недорогих авиаперевозок в Европу. Такие заявления и поступки приближают Украину не к единому авиапространству с Евросоюзом, а к «черному списку», в котором уже бывали некоторые отечественные авиакомпании – члены АПАО.
 
Фактически Денис Антонюк как чиновник опередил свое время – он стал работать по-европейски: по закону, высказывая начальству свое мнение и отстаивая его, не признавая «телефонное право» и т.д.
 
При этом, конечно, авиация остается элитным видом транспорта, которым пользуется максимум 5% населения Украины. А скандалы вокруг нее стали хорошей информационной завесой, отвлекающей внимание населения от проблем «Укрзализныци», городского общественного транспорта и удручающего состояния дорог в целом. А ведь ими, в отличие от самолетов, пользуется практически каждый.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6ufk
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/junk/ можно найти здесь.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/passenger/, подробности здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer