Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Трансаэро" за рубль. Зачем "Аэрофлот" покупает разорившуюся авиакомпанию


3 сентября 2015 года Юлия Дудкина , Snob


В ближайшее время две крупнейшие авиакомпании России собираются заключить сделку: государственный «Аэрофлот» покупает частную «Трансаэро», которая задолжала кредиторам и поставщикам 120 млрд рублей. Сотрудник Высшей школы экономики и независимый консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко помог «Снобу» разобраться, кому нужна эта покупка и как она повлияет на рынок авиаперевозок.

Что случилось
 
Государственная компания «Аэрофлот» собирается купить 75% + 1 акцию авиакомпании «Трансаэро». Об этом стало известно 1 сентября после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова. 3 сентября пройдет заседание совета директоров «Аэрофлота», посвященное этой покупке. По данным источников «Ведомостей», правительство даст директорам «Аэрофлота» указание проголосовать за эту сделку. Сумма, которую госкомпания заплатит за акции «Трансаэро», будет чисто символической — 1 рубль. Федеральная антимонопольная служба уже пообещала одобрить это решение — ее сотрудники считают, что после перехода «Трансаэро» под крыло «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок в России по-прежнему будет несколько крупных игроков, поэтому сделка будет соответствовать законодательству. На совещании, где принимали решение, вице-премьер потребовал, чтобы все обязательства перед пассажирами и сотрудниками «Трансаэро» были выполнены. Источник «Ведомостей» рассказал, что передача одной авиакомпании под контроль другой будет происходить постепенно и этот процесс займет около года.
 
Решение о консолидации авиакомпаний было принято из-за тяжелого финансового положения «Трансаэро». К концу марта 2015 года ее чистый долг составлял 67,6 млрд рублей, из них 43,9 млрд приходились на краткосрочный долг. Если бы компания не согласилась на сделку, ей грозило бы банкротство.
 
«Данное решение в сложившейся достаточно сложной ситуации на авиационном рынке является наиболее правильным. Это, с одной стороны, позволит погасить задолженность компании перед кредиторами, а с другой — обеспечить все взятые на себя обязательства перед пассажирами», — говорится в сообщении Минэкономразвития.
 
Как «Трансаэро» оказалась на грани банкротства
 
До 2014 года, пока страну не настиг кризис, компания активно наращивала свой парк. После падения рубля затраты на лизинг самолетов сильно выросли, и «Трансаэро» стало тяжело обслуживать свою задолженность перед банками (ее основные кредиторы — ВТБ и Сбербанк). Осенью 2014 года руководители компании попросили у Минтранса предоставить государственные гарантии по кредитам. В декабре гендиректор компании Ольга Плешакова отправила в правительство письмо, где говорилось, что «Трансаэро» может приостановить полеты уже к концу года из-за нехватки средств, чтобы платить контрагентам. Компания задолжала 2,5 млрд рублей «Роснефти» и почти 2 млрд рублей «Газпром-Аэро». Тогда в конце декабря правительство выделило «Трансаэро» государственные гарантии в размере 9 млрд рублей.
 
В марте 2015-го года в «Ведомостях» появилась информация, что «Трансаэро» собирается снова попросить госгарантии — на этот раз на сумму 40-50 млрд рублей. Потом предполагаемый объем вложений вырос до 70 млрд. В последние месяцы источники, близкие к контрагентам компании, рассказывали, что «Трансаэро» задерживала крупные платежи поставщикам. К концу лета компания начала распродажу авиабилетов на зимний сезон по низким ценам. 19 августа у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание по поводу сложившейся ситуации. По итогам совещания источник РБК сообщил, что «Трансаэро» нужно получить 22 млрд рублей госгарантий, чтобы решить свои финансовые проблемы. Впрочем, в компании эту цифру опровергли. После этого Дворкович сказал, что правительство готово помогать авиакомпаниям, но только если у них «есть понятная финансовая модель выхода из сложной ситуации». Тогда же компания представила кредиторам свою новую бизнес-модель, «учитывающую последние рыночные и нормативные изменения». После этого Сбербанк сообщил, что продлит ковенантные каникулы по кредитам компании до 1 октября. Впрочем, никакого решения по итогам совещания у Дворковича так и не приняли, а к тому моменту компания уже получила первый крупный иск от кредиторов — банк «Финансовая корпорация Открытие» потребовала взыскать с «Трансаэро» 1,3 млрд рублей.
 
Изначально в правительстве скептически относились к идее помогать компании. «Правильно ли вновь выдавать авиакомпании кредиты под госгарантии, а затем постоянно просить банки о поддержке?» — спрашивал федеральный чиновник в беседе с «Коммерсантом».
 
Андрей Крамаренко, сотрудник ВШЭ, независимый консультант по воздушному транспорту:
 
Главная проблема, из-за которой «Трансаэро» оказалась на грани банкротства, — это плохой менеджемент. При этом в последнее время они выбрали абсолютно рациональную стратегию: продавали кучу билетов с большой глубиной и шантажировали этим правительство — ведь пассажиры пострадают, если компания приостановит деятельность. При этом остановить «Трансаэро» было бы очень просто: Сбербанк мог бы не продлевать финансовые каникулы и истребовать задолженность через суд. Ведь поставщикам «Трансаэро» задолжала больше, чем Сбербанку. Тогда на компанию обрушился бы вал отказов от обслуживания в долг и работа бы встала. Это могло случиться буквально в ближайшие недели, если бы не нашлось решения, а искали его больше полугода.
 
Зачем это «Аэрофлоту»
 
Алексей Германович, который в 2012-2014 году входил в совет директоров «Аэрофлота», рассказал «Интерфаксу», что, по его мнению, в среднесрочной и долгосрочной перспективе покупка «Трансаэро» может повысить акционерную стоимость «Аэрофлота». Государственная авиакомпания увеличит долю рынка, избавится от конкуренции с «Трансаэро» на некоторых маршрутах и укрепит свои позиции в конкуренции с международными авиаперевозчиками. При этом он признает, что в ближайшее время эта сделка может сильно обеспокоить инвесторов «Аэрофлота».
 
Андрей Крамаренко:
 
Я думаю, «Аэрофлот» не хотел покупать «Трансаэро», ровно как и «Трансаэро» не хотела, чтобы ее покупал «Аэрофлот». Это решение приняли на уровне первого вице-премьера. Вы бы стали покупать компанию, у которой долгов на 120 миллиардов? Впрочем, дела у «Аэрофлота» не станут хуже за исключением отчетностей на тот период, пока «Трансаэро» еще будет проводить операции. Еще госкомпании нужно будет в срочном порядке найти кучу менеджеров и топ-менеджеров, чтобы обеспечить в «Трансаэро» вертикаль исполнения решений.
 
Что будет с «Трансаэро»
 
Официальный представитель компании «Аэрофлот» сказал, что деятельность «Трансаэро» реструктурируют, а саму компанию интегрируют в группу «Аэрофлот». При этом после заключения сделки главные акционеры «Трансаэро» Александр и Ольга Плешаковы, которым принадлежат 36,62% акций компании, покинут руководящие посты и выйдут из капитала. Ольга Плешакова, которая 14 лет была гендиректором «Трансаэро», уже покинула свой пост. Исполняющим обязанности гендиректора назначили Дмитрия Ерзаковича, который раньше был заместителем Плешаковой.
 
При этом, как считает главный редактор федерального журнала «Линия полета» Роман Захаров, вряд ли «Аэрофлот» оставит у себя сотрудников «Трансаэро». Он считает, что в начале 2016 года пилотов и бортпроводников начнут увольнять. По мнению гендиректора отраслевого агентства Infomost Бориса Рыбака, «Аэрофлот» не будет увеличивать свой парк за счет «Трансаэро» и больше половины самолетов авиакомпании передадут лизингодателям. Государственную компанию, на его взгляд, могут заинтересовать разве что Boeing 777. Остальные самолеты рассчитаны на гораздо большее количество пассажиров и с лета 2014 года они перестали быть выгодными.
 
Андрей Крамаренко:
 
«Трансаэро» не интегрируема в «Аэрофлот», думаю, даже речи об этом не будет. У компаний разнотипный парк и бизнес-модели. Дочки «Аэрофлота» интегрировали по нескольку лет, а в данном случае речь идет о компании, которая не намного меньше самого «Аэрофлота». Так что, думаю, «Трансаэро» просто будет постепенно сжиматься до нуля. При этом «Аэрофлоту» вряд ли нравится эта идея, ему бы больше понравилось, если бы «Трансаэро» с треском рухнула. Но тогда были бы большие проблемы для правительства. Вы только представьте: по всем каналам показывали бы, как во всех аэропортах мира вповалку лежат пассажиры, которые не могут улететь домой. Чтобы развезти их, потребовались бы большие бюджетные расходы, а на подобные цели бюджета в 2015 году почти не предусмотрено. Так что из положения нашли изящный выход: «Аэрофлот» будут использовать просто как подушку безопасности между нынешним состоянием «Трансаэро» и ее уходом с рынка.
 
Рассчитываться по долгам «Трансаэро» «Аэрофлоту» не придется: все хозяйствующие субъекты хозяйствуют отдельно. Думаю, банк и кредиторы могут рассчитывать на то, что останется от конкурсной массы после расчета с персоналом и государством.
 
Что говорят в «Трансаэро»
 
2 сентября на сайте авиакомпании появилось заявление исполнительного директора Александра Плешакова, где говорится, что ни компания, ни ее акционеры не были инициаторами консолидации с «Аэрофлотом». По словам Плешакова, руководство «Трансаэро» предлагало другие сценарии: создать банковский синдикат или докапитализировать компанию. Он добавил, что на совещании с вице-премьером Шуваловым не рассматривался вопрос о том, чтобы выделить бюджетные средства на консолидацию «Трансаэро», но обсуждалась возможность оформить госгарантию для тех, кто будет осуществлять консолидацию.
 
Что будет с билетами и ценами
 
Те, кто успел купить билеты у «Трансаэро», смогут ими воспользоваться — этого на совещании потребовал вице-премьер Дворкович. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, цены на еще не проданные билеты вырасти не должны. То, что «Аэрофлот» покупает «Трансаэро», по мнению эксперта, не означает, что на рынке появится монополист. Доля государственной компании превысит 50% на рынке авиаперевозок, но все-таки есть и другие крупные авиакомпании. «Как минимум, на международных линиях всегда будет иностранный перевозчик, который составит конкуренцию "Аэрофлоту". Что касается внутренних линий, здесь любая авиакомпания может заявиться на любой маршрут "Аэрофлота" и летать по своим тарифам», — считает Роман Гусаров.
 
Андрей Крамаренко:
 
Для пассажиров ничего не изменится, они смогут улететь по своим билетам. А в глобальном плане рыночную экономику никто не отменял. Нетрудно предположить, что конкуренция на рынке снизится, как и предложение, и цены на билеты могут вырасти, для этого даже не нужно быть экспертом по авиарынку. Впрочем, детали будут зависеть от ситуации в макроэкономике и от того, как поведут себя другие авиакомпании.


комментарии (1):

Stayer      05/09/2015 [21:35:53]#1
Из первой пятерки одна авиакомпания определена. Остается еще одну определить и будет результат. К концу года можно ожидать первые намеки.













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6dgq
Аренда автобуса для школьников в Санкт - Петербурге, http://perevozki.youdo.com/sankt-peterburg/passenger/buses/school/ по ссылке.
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/halal-food/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer