Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игра на вылет


30 сентября 2015 года Сергей Калашников, Олег Мухин, КоммерсантЪ - Воронеж


Регионы Черноземья выбрали для своих аэропортов два противоположных пути развития. Курский, липецкий и тамбовский остались в госсобственности, а воронежский и белгородский перешли в частные руки. Судя по увеличению пассажиропотока и расширению карты полетов, выигрышным оказалось именно привлечение негосударственных инвестиций. Подогреваемый местными властями интерес крупных перевозчиков к развивающимся аэропортам, прежде всего воронежскому, позволяет прогнозировать стабильный рост показателей этих авиапредприятий в условиях кризиса.

Полет с пересадками
 
Аэропорт Воронежа (расположен в 10 км к северу от областного центра по трассе М-4 «Дон») с начала 90-х контролировался своим ныне обанкротившимся базовым перевозчиком, первой частной авиакомпанией России — «Полетом» Анатолия Карпова. Сам бизнесмен в беседах с „Ъ“ признавал, что аэропорт для него — непрофильный бизнес: «Мы его взяли в свое время не от хорошей жизни. Актив нужно развивать». Почти сразу после своего назначения в Воронежскую область губернатор Алексей Гордеев заявил, что региональные власти начали подыскивать покупателей на подконтрольные господину Карпову акции управляющего тогда аэропортом ОАО «Авиакомпания „Воронежавиа“». На тот момент бизнесмен через авиакомпанию «Полет» и офшорные структуры владел крупнейшим пакетом акций аэропорта в 44,14%. Еще 35% акций были у ООО «Секьюритизинвестгрупп» (по неофициальной информации, контролировалось структурами Глеба Фетисова, экс-сенатора от Воронежской области), 4,9% акций принадлежало региональным властям, остальные находились в собственности миноритариев.
 
Желающих вложиться в развитие аэропорта искали более двух лет. В апреле 2013-го стал известен инвестор. Им стала местная финансовая компания «Аксиома» (основатель — депутат Госдумы Сергей Журавлев). Став мажоритарным акционером воронежского аэропорта, «Аксиома» начала усиливать контроль над активом, вытесняя других совладельцев. Вскоре топ-менеджмент «Аксиомы» получил большинство в совете директоров авиапредприятия. Весной 2014 года по иску близкого к финкомпании юрлица «Воронежавиа» ушла в процедуру банкротства. В самой «Аксиоме» процесс называли «санацией, которая позволит открыть аэропорт для серьезных инвестиций». Банкротство юрлица аэропорта позволило «Аксиоме» получить полный контроль над активом. Прошлой осенью «Воронежавиа» была признана банкротом, и оператором аэропорта стало входящее в структуру финкомпании ООО «Управляющая компания “Авиасервис”». Правительство РФ передало этой компании в аренду на 49 лет находящуюся в госсобственности часть имущества аэропорта (взлетно-посадочная полоса и примыкающие к ней части летного поля). В начале сентября «Авиасервис» за 62 млн руб. купил на торгах активы старого юрлица аэропорта.
 
Рост ВВП 
 
Летом 2014 года «Аксиома» анонсировала проект реконструкции аэропорта. Основной его пункт — строительство в течение пяти лет нового здания аэровокзала площадью 25 тыс. кв. м и пропускной способностью до 3 млн человек в год. Планировалось также удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 300 м. Объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб. Пока инвестору удалось отремонтировать существующее здание, инфраструктуру и часть летного поля. После завершения реконструкции действующей ВПП и обоих этажей аэровокзала пропускная способность аэропорта выросла с 40–70 до 180 пассажиров в час на международных рейсах и до 250 пассажиров в час на внутренних. Как стало известно „Ъ“, запланирована также реконструкция находящейся в госсобственности части летного поля аэропорта: ремонт прилегающих к ВПП рулежных дорожек и перрона, а также строительство 21 стояночного места для самолетов (сейчас их три). По словам гендиректора «Авиасервиса» Александра Белевича, за модернизацию может взяться входящее в ранее принадлежавший Аркадию Ротенбергу холдинг «Мостотрест» ООО «Трансстроймеханизация». От подрядчика до конца лета 2016 года ожидают освоения 800 млн руб. из федерального бюджета. Реконструкция различных частей летного поля будет вестись за счет бюджета РФ — на эти цели уже выделено более 1 млрд руб. Отметим, что запланированное на 2017 год финансирование аэропорт получил уже в 2014-м, что в регионе связывают с лоббистскими усилиями областных властей. В Воронеже постоянно проводятся совещания под руководством министра транспорта Игоря Левитина, во многом инициированные губернатором Алексеем Гордеевым; в результате область получает не только своевременную поддержку из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, но и повышенное внимание авиаперевозчиков.
 
Воронежскому аэропорту в течение последних лет удается стабильно наращивать пассажиропоток — один из основных показателей эффективности таких предприятий, обусловливающий рентабельность перевозок. По итогам 2014 года услугами аэропорта воспользовались 405,3 тыс. пассажиров, а за первые шесть месяцев нынешнего года он увеличил пассажиропоток еще на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 190,6 тыс. человек. Впрочем, сейчас аэропорт загружен менее чем наполовину: с 1980-х годов и до распада Советского Союза он обслуживал более 1 млн пассажиров в год.
 
Воронеж связан внутренними рейсами практически со всеми крупными городами России. Рейсы в Москву — в Домодедово, Внуково и Шереметьево — выполняют четыре перевозчика: «ЮТэйр», «Сибирь» (S7), «Руслайн» и «Аэрофлот». Пока что большая часть международных направлений нацелена на популярные у туристов Египет, Турцию, Грецию, Армению. Лайнеры из Воронежа летают в Шарм-Эль-Шейх, Хургаду, Анталью, Ираклион, Салоники, Ереван несколько раз в неделю. При этом местные власти уверены, что у аэропорта Воронежа есть потенциал и для развития авиасообщения с Европой.
 
Ранее Воронеж был связан регулярными рейсами с Мюнхеном, которые выполняла авиакомпания «Полет». Но в конце ноября 2014-го юрлицо перевозчика ушло под наблюдение, а лицензия Росавиации на пассажирские перевозки была отозвана. Впрочем, губернатор Алексей Гордеев заявляет о желании возобновить авиасообщение по этому маршруту. В ходе своей поездки в Германию в середине августа он провел несколько рабочих встреч, итогом которых стала «заинтересованность немецкой стороны воронежским направлением». Как стало известно „Ъ“, рейсы в Мюнхен может «расконсервировать» авиакомпания Red Wings на самолетах Sukhoi Superjet-100.
 
Летная школа
 
Другой крупный аэропорт Черноземья — белгородский — тоже находится в руках частного инвестора: с начала 2015 года 51% контролирует агрохолдинг «Агро-Белогорье» Владимира Зотова. Господин Зотов объяснил „Ъ“, что приобретение нового актива связано с «желанием регионального правительства найти для аэропорта эффективного собственника». До этого аэропорт несколько раз менял мажоритарных акционеров, переходя из госсобственности в частную и наоборот. В 2011-м белгородские власти решили заняться реконструкцией своего аэропорта. Реконструированный за 4,7 млрд руб. с привлечением кредитов Сбербанка белгородский аэропорт открылся летом 2013 года, хотя первоначально открытие было намечено на май 2012. Был построен новый аэровокзал (450 человек в час), удлинена и расширена взлетно-посадочная полоса, реконструирован перрон, возведены грузовой международный пункт пропуска и командно-диспетчерский пункт. Пассажиропоток за 2014 год составил 396,9 тыс. человек (280 тыс. в 2013-м). За первое полугодие 2015-го аэропорт обслужил 182,8 тыс. пассажиров.
 
В белгородском аэропорту, по собственным данным, на международных и внутренних направлениях работают более 20 авиакомпаний. Большинство рейсов за рубеж рассчитаны на курортный сезон и чартерную программу. Российские направления — Краснодар, Минеральные Воды, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь.
 
В сентябре 2014 года завершилась реконструкция аэропорта Липецка, который находится в областной собственности и управляется профильным казенным предприятием. Реконструкция проводилась с июня 2013 года и обошлась в 780 млн руб. федеральных средств и порядка 500 млн руб. областных. Впрочем, летом липецкие власти объявили о выделении еще 330 млн руб. из казны региона на продолжение реконструкции. Самолеты из Липецка сейчас летают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи. С начала полетов в сентябре 2014-го до конца прошлого года аэропорт обслужил 13,8 тыс. пассажиров. За первые шесть месяцев 2015-го услугами аэропорта воспользовались 19,2 тыс. человек.
 
Небольшой аэропорт, находящийся в собственности областных властей, работает в Курске. Из него, по собственным данным, сейчас можно улететь в Москву и Санкт-Петербург. В 2014-м, как уточнили „Ъ“ в обладминистрации, работали также курортные направления в Анапу, Сочи и Симферополь. Пассажиропоток в январе-июне 2015-го составил 13,9 тыс. человек (11,6 тыс. за аналогичный период прошлого года). Еще один некрупный государственный авиаузел, постоянное авиасообщение в котором налажено только со столицей, находится в пригороде Тамбова. Как сообщили „Ъ“ в региональном управлении транспорта, в первом полугодии 2015 года услугами местного аэропорта воспользовались 9,5 тыс. человек. В прошлом году показатель этого периода был немного выше — 11,9 тыс. человек.
 
Единственным регионом Черноземья, в котором нет действующего аэропорта, с середины 2000-х остается Орловская область. Ее глава Вадим Потомский с осени прошлого года пытается прийти к окончательной договоренности с инвестором законсервированного более десяти лет назад и находящегося сейчас в плачевном состоянии местного аэропорта Орел-Южный. Орловские власти предлагают взять аэропорт в концессию на 49 лет столичной «Инженерной корпорации Самсонова». Она должна за 665 млн руб. построить в регионе ряд объектов аэропортовой инфраструктуры и провести масштабный ремонт ВПП. Представители предполагаемого инвестора пока публично не высказывались о своих планах на аэропорт.
 
Почти всем аэропортам в Черноземье с начала этого года удалось увеличить основной показатель эффективности, влияющий на рентабельность перевозок, — пассажиропоток. Больше остальных преуспели в этом авиапредприятия, доставшиеся частным инвесторам, в первую очередь — воронежский аэропорт. Впрочем, руководители аэропортов в беседах с „Ъ“ напоминают — последнее слово в выборе инвестора и передаче ему государственного объекта инфраструктуры остается за региональными властями.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer