Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании Вологодской области пытаются расти в пикирующем рынке


11 октября 2016 года Юрий Антушевич, РБК


Реальный рост авиакомпании «Северсталь» опирается на системную работу предыдущих лет, а такие же реальные убытки Вологодского авиапредприятия во многом — следствие стагнации рынка, которую не смог спрогнозировать основной акционер — правительство региона.

В январе — августе российские авиакомпании перевезли 58,3 млн пассажиров, свидетельствуют оперативные данные Транспортно-клиринговой палаты, что на 8,7%, или 5,6 млн человек меньше, чем за аналогичный период 2015 г. За четыре месяца пиковых перевозок (май — август) было перевезено 35,8 млн т (-11,6%, или 4,7 млн человек). При этом, как отмечают аналитики, падение, вызванное общим снижением потребления со стороны населения, коснулось в основном слабых игроков. Ведущие авиакомпании, напротив, показывают уверенный рост: к примеру, «Аэрофлот» за восемь месяцев увеличил пассажиропоток на 10%, входящая в S7 Group авиакомпания «Сибирь» — на 19,5%, а «дочка» «Аэрофлота» «Россия» и вовсе на 50%.

РБК Вологодская область решил посмотреть на то, как в этой ситуации чувствуют себя две авиационные компании Вологодской области.

Стальные крылья Череповца

Директор по организации перевозок ООО «Авиапредприятие «Северсталь» (дочерней компании одноименного горно-металлургического холдинга) Эдуард Соловьев обращает внимание на то, что приведенные цифры общего снижения авиаперевозок связаны в основном с зарубежными полетами, на которых сказались последствия международных событий последнего времени. Авиаперевозки внутри страны, во многом связанные с развитием внутреннего туризма, напротив выросли.

Соловьев доказывает это на примере своей компании, которая и по физическим объемам перевозок, и по их экономике за тот же период сумела вырасти минимум на 10-15%.

В качестве ориентира для расчета эффективности компания ориентируется на среднюю загрузку рейса в 65%, считающуюся оптимальной, при этом реальная средняя загрузка увеличивается год к году: в 2015 году она составляла 55%, в этом ожидается уже 59%.

Залог успеха, как можно понять, лежит в умелом управлении всем комплексом, можно сказать, «портфелем» авиарейсов на различных направлениях.

«Есть рейсы с более высокой загрузкой, есть с низкой — это социально-значимые и так называемые перспективные рейсы, — рассказывает Эдуард Соловьев. — Перспективное направление — Санкт-Петербург. Мы увеличили здесь количество рейсов почти в два раза: с 27 в месяц два года назад до 65 сейчас. А среднюю загрузку рейса еще не набрали. Но мы видим потенциал этих рейсов, мы хотим их развивать».

Типичный «социально-значимый» рейс для авиапредприятия «Северсталь» — маршрут Череповец — Великий Устюг. Который, как говорит собеседник, «важен для жителей и самого региона». Не нужно долго объяснять, почему: «Вотчина Деда Мороза» — это имиджевый региональный проект федерального уровня. Инфраструктурная составляющая в его успехе играет важнейшую роль.

В принципе такие вещи дотируются бюджетами разных уровней. Но Соловьев о дотациях и субсидиях говорит не очень охотно и несколько уклончиво:

«Мы — коммерческая компания, стремимся к тому, чтобы все рейсы были с положительной динамикой. Но при этом есть рейсы с меньшей или большей загрузкой. В прошлом году мы выполняли рейсы по субсидированным маршрутам, в этом году в программу субсидирования не вошли».

Этот сознательный выбор череповецкой компании объясним: довольно часто государственные субсидии коммерческим авиаперевозчикам невыгодны: не позволяют делать рейсы рентабельными, а в больших «дозах» искажают ценовую политику — отмена дотаций в этом случае чревата оттоком пассажиров.

Но есть и обратные примеры, когда умелое использование господдержки помогает раскрутить направление. У авиакомпании «Северсталь» так получилось с рейсами в Калининград, рассказывает директор по перевозкам. Два года работы с использованием субсидий позволили выйти на неплохой коммерческий результат. Этим летом в «высокий» туристический сезон загрузка прибалтийских рейсов доходила до 98%.

«Сейчас этот маршрут у нас круглогодичный, мы им гордимся: мы его открыли, и он развивается, — говорит Соловьев. — Теперь гадаем, насколько хватит задела, чтобы его удержать».

Справедливости ради надо сказать, что череповецкие авиаторы не только гадают, но пытаются искать дополнительные способы поддержки подобных направлений. Например, превращая свой аэропорт в подобие мини-хаба, который, например, позволяет стыковать с минимальными паузами рейсы авиационной «Северстали» из Мурманска с ее же рейсами в Калининград или на российские «юга»: в Краснодар, Сочи, Анапу...

И, кстати, полеты в «социальный» Великий Устюг пытаются стыковать с рейсами авиакомпании из Москвы и Питера. Говорят, жителям обеих столиц это нравится.

А вот зарубежные направления «Северстали», имеющей статус международной, как признает Эдуард Соловьев, в последнее время серьезно «просели». В прошлом году был открыт рейс в Прагу и целых пять — в Хельсинки, из которых в отсутствие пассажиропотока фактически работали только три. Без изменений работает болгарский «авиамост» — череповецкие самолеты продолжают раз в неделю летать в Бургас, несмотря на вынужденный и затратный облет Украины, — в авиакомпании дорожат этим потенциально перспективным направлением.

Эдуард Соловьев позиционирует авиапредприятие как авиакомпанию, среднюю по федеральным меркам и крупную по региональным, со своими маршрутами и парком самолетов (шесть 50-ти местных ближнемагистральных CRJ-200 производства канадской «Бомбардье») уверенно чувствующей себя в конкуренции не только с региональными, но и федеральными авиаперевозчиками.

«Многие компании хотели бы встать на наши маршруты, но мы их удерживаем, — говорит Соловьев. — Очень остро это начинает проявляться на направлениях Домодедово-Апатиты-Пулково, Пулково-Ухта. Правда, я разговаривал с нашими партнерами — говорят: на наши рейсы билеты раскупаются активнее, чем даже на рейсы национального перевозчика».
Первым делом — вертолеты

У соседей «Северстали» — Вологодского авиапредприятия (АО с основной долей у правительства Вологодской области)  — проблемы другого порядка и свои собственные попытки дать ответ на общеэкономический кризис.

Вологжанам приходится настраивать коммерческие авиаперевозки после двухлетнего перерыва — практически заново выходить на конкурентный рынок. В 2012 году, рассказывает заместитель генерального директора предприятия по экономике и финансам Алексей Бобылев, губернатор распорядился закрыть убыточные направления регулярных перевозок на самолетах Як-40. И все пять машин были отданы в аренду другим компаниям. Предприятие сосредоточилось на коммерческой работе с использованием своего большого вертолетного парка: обслуживанием газовиков, нефтяников, МЧС, медиков, лесной охраны. До сих пор это направление приносит авиапредприятию основной доход.

В том числе, помогает решать новую задачу: в 2014 году концепция Вологодского авиапредприятия в очередной раз изменилась. В региональном правительстве было решено вернуть регулярное авиасообщение Вологды сначала с Москвой, а с 2015 года и с Санкт-Петербургом.

Предприятие вернуло себе два самолета, «уронило» до минимума цену на билеты и стало летать. Спрос есть, рассказывает Бобылев, но он пока ниже, чем мог бы быть. Мешает неудобное летное расписание: возвратный рейс, самолет привозит пассажира и практически сразу же возвращается обратно. Чтобы поддерживать удобную частоту перевозок, предприятию необходим третий самолет, еще один экипаж или отказ от текущей чартерной программы, которая приносит прибыль. Пока это дело будущего.

Кроме того, авиапредприятию приходится выдерживать нелегкую конкуренцию с другими видами транспорта: в первую очередь железной дорогой и, как ни странно, — «Бла-бла-каром», сервисом поиска попутчиков для поездок на автотранспорте.

В финансовом отчете Вологодского авиапредприятия за 2015 год зафиксирован убыток — 5 млн рублей. Который мог быть большим, если не бы бюджетное субсидирование со стороны учредителей: правительства области и городской администрации Вологды, а также собственная коммерческая работа с использованием вертолетного парка.

«Здесь убытков нет, — говорит Алексей Бобылев, — но рентабельность год от года падает — заказов меньше. В прошлом году, например, был заключен контракт, а уже в этом апреле нас уведомили, что сумма уменьшается на 30 млн. Понятно, что за полгода этот разрыв мы не могли компенсировать».

На аэродромном хозяйстве (в ведении Вологодского авиапредприятия находятся аэропорты Вологды и Великого Устюга), которое потенциально могло бы приносить доход, предприятие пока несет одни расходы.

«Великий Устюг — убыточное направление, — признается Бобылев. — Мы пытаемся привлекать малую авиацию, туризм, но для них это все-равно дорого, несмотря на то, что наши ставки чуть ли не на нулевой рентабельности. Той же малой авиации проще подсесть где-нибудь в ДОСААФ».

Не удалось привлечь к полетам в аэропорт Вологда и другие авиакомпании. Во-первых, цена билета, которая бы делала рейсы безубыточными для сторонних перевозчиков, оказалась слишком высокой. Во-вторых, естественным ограничителем стала длина вологодской посадочной полосы — слишком короткой даже для современных ближнемагистральных самолетов…

Впрочем, Алексей Бобылев не теряет оптимизма — руководство Вологодского предприятия продолжает искать точки роста даже в условиях такого «пикирующего» рынка, как сейчас.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer