← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

«Речь может идти о гражданском авиастроении»


17 октября 2016 года Григорий Колганов, КоммерсантЪ


Москва не собирается вводить новые контрсанкции, но и старые отменять не намерена. Об этом заявил Владимир Путин по итогам саммита БРИКС в Индии.

Как пояснил глава государства, Россия приняла ответные меры в той сфере, где это создает проблемы для Запада. Но наказывать себя, при этом наказывая других, страна не намерена. По словам Владимира Путина, «купить билет и не поехать — так мы не будем поступать». Журналисты спросили президента, не пора ли в таком случае отменить уже существующие ограничения, на что Путин ответил лаконично.

«Фиг им. Это я коротко сказал, но правильно. А теперь я постараюсь раскрыть. С начала 90-х годов ситуация сложилась так, что нашим сельхозпредприятиям даже отвоевать часть нашего собственного рынка почти невозможно. Мы воспользовались этой ситуацией и приняли определенные меры ограничивающего характера. Смотрите, что происходит: даже в условиях сокращения ВВП и падения промышленного производства рост производства сельхозпродукции — 3,6% из года в год», — отметил Путин.

Российские контрсанкции действительно позитивно повлияли на некоторые сферы сельхозпроизводства, считает заведующий лабораторией сравнительных исследований экономических систем МГУ Андрей Колганов. В то же время импортозамещение не лучшим образом отразилось на качестве продукции, отметил эксперт.

«В ряде секторов сельскохозяйственного производства контрсанкции действительно стимулировали значительный рост — скажем, в молочной продукции, в некоторых видах производства мясной продукции, отчасти по овощам и фруктам, и в области сельскохозяйственного машиностроения тоже, потому что были возвращены льготы для сельхозмашиностроения, это тоже стимулировало рост производства в этой отрасли. Другой вопрос, в какой степени замещение импортного товара отечественным связано с более высокими издержками и, может быть, со снижением качества продукции. Скажем, в том, что касается сыров, это достаточно очевидно», — считает Колганов.

В минувшие выходные немецкие СМИ сообщили об угрозе новых ограничений со стороны ЕС в отношении Москвы. Меры могут затронуть российскую авиацию и оборонную промышленность. Для ВПК это вряд ли станет сильным ударом, поскольку основные санкции были введены еще в 2014 году, напомнил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. В то же время это отразится на международном сотрудничестве, полагает эксперт.

«Речь может идти о сотрудничестве в гражданском авиастроении, потому что практически ничего военного у нас с Европой нет, но российские предприятия в том числе участвуют в кооперациях по самолетам Airbus, и здесь как раз есть у европейцев возможность нам испортить жизнь и сократить с нами какие-то контакты. Другое дело, что им самим это не очень выгодно, но этот сценарий может включиться. Первая волна санкций довольно четко все распихала, там оборонка и так покрывалась полностью. Другое дело, что сотрудничество все равно продолжается в закамуфлированном виде. Наверное, они могут просто все эти лазейки перекрыть», — заявил «Коммерсантъ FM» Фролов.

Владимир Путин, комментируя возможные новые санкции ЕС, заявил, что считает их непродуктивными. «Никогда они не достигают цели, которые ставят перед собой, те, кто эти санкции вводят», — сказал президент.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/10/17/27697/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.