Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Для Минниханова готовят пункт управления беспилотниками


18 октября 2016 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС online


Внешних пилотов для спецслужб и военных начали обучать в верхнеуслонском поселке Каинки, что в получасе езды от Казани. В минувшее воскресенье компания «ЭНИКС» открыла там свой центр подготовки, аналогов которому в России пока нет. Корреспондент «БИЗНЕС Online» проникся комфортом, в котором будут жить курсанты и их начальники, а также выяснил, почему значительная часть этого вполне режимного объекта отдана юным авиамоделистам.

БЕСПИЛОТЧИКИ ПЕРЕБИРАЮТСЯ НА ПРИРОДУ

Необычный для Татарстана да и для всей России учебный центр открылся в минувшее воскресенье в селе Каинки, что в Верхнеуслонском районе Татарстана. Называется он «Центр авиамоделизма и подготовки внешних пилотов БЛА», построило и владеет этим хозяйством казанское ЗАО «ЭНИКС» — один из главных российских разработчиков и производителей комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

Для чего понадобился такой центр? Главных задач — четыре.

Первая — испытания комплексов с БЛА. Напомним, что сегодня ЭНИКС — один из немногих поставщиков серийной беспилотной продукции для вооруженных сил и спецслужб. Настоящими хитами можно назвать его комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ». Как теперь известно, они применялись в том числе в Сирии... А недавно в интернет просочились сведения о новой разработке ЭНИКСа — беспилотнике Т-16. Подробности по данной теме не разглашаются — это секрет, известно только, что аппарат выполнен не в фирменном эниксовском виде «летающего крыла», а по схеме «утка».

...ДИСПЕТЧЕРСКАЯ И ШАШЛЫЧНЫЙ ДОМИК

Вторая задача — подготовка операторов беспилотников для спецслужб, МВД и военных. Сегодня в официальных документах эта профессия называется «внешний пилот». Об уже состоявшемся визите очень специальных курсантов у входа в центр свидетельствует подаренный ими флаг: на нем — шеврон с летучей мышью, надписью «Военная разведка» и девизом «Выше нас только звезды». Цена базового обучения входит в стоимость приобретаемого заказчиком комплекса БЛА. Продвинутая подготовка — за отдельную плату.

В главном корпусе — учебный класс, столовая и 12 одноместных номеров. Апартаменты простые, но все, что надо курсанту на две недели (именно столько длится базовый курс), есть: комната, душ, туалет, кровать, телевизор. На втором этаже — диспетчерская, где одновременно могут располагаться до трех операторов, которые управляют самолетами, в том числе и ночью.

К корпусу пристроены ангар для хранения и обслуживания техники. Рядом — гараж, где всегда наготове квадроцикл, снегоход, моторная лодка: все это требуется для возможного поиска БЛА — территория-то центра немаленькая, 10 гектаров. Кстати, попутно беспилотчики помогают МЧС и рыбоохране — с воздуха прекрасно видно пожары и нехороших рыбаков, рассказывает «БИЗНЕС Online» начальник летно-испытательной станции ЭНИКСа Дмитрий Василенко.

Чтобы курсанты поддерживали форму — волейбольная площадка, брусья, турники. Для эстетики — рукотворный пруд, в нем даже рыба есть. Продуман и отдых: неподалеку — шашлычный домик с мангалом, дровяником. Если вдруг решит приехать начальство курсантов, чуть в отдалении (чтобы обучающиеся и генералы не смущали друг друга) — таунхаус на две семьи и баня...

Отметим, что нечто подобное в России есть только в Коломне, но местный центр решает чисто военные задачи. «Идея создания центра по обучению операторов и техников БЛА необходимым знаниям и навыкам по управлению системами БЛА и их техническому обслуживанию — достаточно актуальная задача в свете развития направления беспилотной авиации в целом в мире, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский специалист в области беспилотных авиационных систем Денис Федутинов. — Подобные центры в настоящее время появляются в различных странах, и Россия в этом плане не исключение... В настоящее время основные заказчики беспилотных авиационных систем в нашей стране — военные, далее идут парамилитарные структуры — полиция, ФСБ, МЧС, уже далее — гражданские заказчики. Для всех них имеется необходимость в подготовке квалифицированных специалистов для эксплуатации систем БЛА. И если у военных в этом плане задача в целом решена — в Коломне действует 924 государственных центра беспилотной авиации министерства обороны, то у остальных заказчиков с этим дело обстоит сложнее. Известно, что также имелись некоторые планы по организации центра по испытаниям беспилотных авиационных систем, который, вероятно, также мог бы параллельно заниматься подготовкой необходимого персонала. Одним из возможных мест для создания такого центра назывался аэродром Салка в Свердловской области. Кроме того, определенные планы по созданию такого центра на собственной базе имелись у ярославского КБ «Луч».

НАПРЯМУЮ ПРЕЗИДЕНТУ ТАТАРСТАНА

Третья задача — формирование базовой площадки проекта по оперативному мониторингу при помощи БЛА народно-хозяйственной деятельности Татарстана. По замыслу, из Каинок будет контролироваться территория глубиной примерно 50 км, а всего таких опорных пунктов надо построить примерно 15. Это быстровозводимые «избушки», в которых дежурят пара операторов и готовый к взлету беспилотник. Если надо слетать километров на 40, то это «Элерон-3», если на 80 — «Элерон-10». Таким образом, территория Татарстана окажется «закрытой». Информация должна передаваться заинтересованным министерствам и ведомствам.

«Тема, конечно, будет развиваться, — рассказал „БИЗНЕС Online“ на открытии центра директор — главный конструктор ЭНИКСа Валерий Побежимов. — Вон на той горе установим ретранслятор, и все, что с беспилотника видно, будет напрямую идти президенту Татарстана (Рустам Минниханов поддерживает идею такого наблюдения — прим. авт.), премьеру, вплоть до того, что президент сам сможет управлять беспилотником. А другие наши точки по Татарстану расположим в районах вышек связи: заодно и охрана вышки, и дежурство с беспилотником».

Побежимов предположил, что проект будет реализовываться на деньги республики — ЭНИКС делает только пилотную базу в Каинках. Кстати, по словам директора, всего в создание центра ЭНИКС вложил примерно 60 млн. рублей.

НЕЗАВИСИМО ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Четвертую задачу Побежимов считает главной — это развитие авиамоделизма: «Вот основное! Главное — подготовить будущих специалистов. Это наша смена. У нас на фирме очень много бывших авиамоделистов». Поэтому настоящим открытием центра (а в тестовом режиме он работает примерно год) гендиректор называет прошедший там в воскресенье фестиваль начинающих авиамоделистов. Побежимов постоянно подчеркивает тесную связь авиамоделизма и успехов страны в авиастроении. Он и сам в прошлом авиамоделист: начал заниматься в 1961 году, а в 1974 - 1984-х годах руководил авиамодельным кружком в Кировском доме пионеров... В Каинке ЭНИКС сделал для моделистов летнюю гостиницу на 12 номеров, чтобы можно было приехать на соревнования и спокойно остановиться.

На открытии вдохновляющую речь о том, что страна, несмотря ни на что, «будет нуждаться в вас как в будущих авиаинженерах», перед мальчишками произнес руководитель авиамодельного кружка казанской школы №35, мастер спорта международного класса по авиамоделизму, девятикратный чемпион СССР, обладатель четырех мировых рекордов Александр Смоленцев. Потом в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он подчеркнул, что главное в событии — создание авиамодельного центра, независимого от государственной политики. Мастер без всяких сомнений указал, что, несмотря на многочисленные заявления с высоких татарстанских трибун о том, что детское техническое творчество — это приоритет из приоритетов, помощи авиамоделистам нет до сих пор: «Государство не поддерживает, спонсоров тоже не найти. Все только на личных связях, когда, например, обращаешься на авиапредприятие, к ребятам, с которыми учился... Но откуда тогда взяться технарям?! Ребенок должен заинтересоваться этим с детства. Дальше, независимо от школьной программы, он начинает копать, то есть реализует собственное «Я». И тут на помощь приходим мы. А заканчивается все такими беспилотниками, которые делает ЭНИКС... Что ж, я так говорю: строил модели, строю и буду строить, а мальчишки интересовались, интересуются и будут интересоваться авиацией. К счастью, бизнес сегодня дошел до того, что он не просто зарабатывает деньги, но и задумывается, кто придет к нему на производство. А 80 процентов технарей ЭНИКСа — бывшие авиамоделисты».

Результат — налицо. В 2013 году выручка ЭНИКСа увеличилась на 38,4% до 181 млн. рублей. В 2014-м она достигла 405 млн., а чистая прибыль увеличилась с 7,7 млн. до 88,7 млн. рублей. Данные за 2015 год пока недоступны, а выручка ЭНИКСа в этом году, по словам Побежимова, перевалит за миллиард.



комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer