Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Модернизация и переклейка


21 октября 2016 года Мария Коломыченко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", ФАС и Генпрокуратура проверяют реализацию политики импортозамещения при поставках техники на оборонные предприятия. Служба обнаружила случаи, когда российские компании приобретали иностранное оборудование, переклеивали лейблы и затем продавали его в ОПК как отечественное. Эксперты утверждают, что всему виной OEM-производства, налаженные в России, к примеру, китайскими производителями. Их российские партнеры просто закупают и брендируют оборудование без глубокой модернизации. По данным "Ъ", результаты проверок будут представлены в правительство и администрацию президента РФ.

В письме заместителя руководителя ФАС Максима Овчинникова в Минпромторг от 18 августа (копия есть у "Ъ") говорится, что служба проверяет поставки для нужд обороны и безопасности страны товаров импортного производства, в частности радиоэлектроники, под видом российских. "Выявлены случаи, когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикеток или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ.— "Ъ") под видом товаров, произведенных в РФ",— пишет господин Овчинников. Представитель ФАС Дарья Силкова подтвердила "Ъ" проведение проверки, в Минпромторге на запрос не ответили.

Этим вопросом уже заинтересовалась и Генпрокуратура, следует из письма начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры Дмитрия Демешина в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов от 13 октября (АсПЭК; копия письма есть у "Ъ"). "Генпрокуратурой проводится проверка исполнения федерального законодательства в сфере импортозамещения иностранной продукции, применяемой при создании, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники, а также соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие инновационных проектов",— говорится в письме господина Демешина. Он просит АсПЭК предоставить данные об уклонении заказчиков от приобретения российского оборудования, наличии проблем с недостаточной загрузкой производственных мощностей и недостаточностью мер господдержки. Исполнительный директор АсПЭК Иван Покровский подтвердил "Ъ" получение письма. В Генпрокуратуре не ответили на запрос.

По словам нескольких источников "Ъ" в ОПК, между проверками Генпрокуратуры и ФАС нет прямой связи, однако обе нацелены на установление эффективности мероприятий по импортозамещению: их результаты будут представлены в правительство и администрацию президента.

В России с середины 2011 года действует постановление правительства "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, для нужд обороны и безопасности государства". Последняя редакция вступила в силу 1 января 2016 года, по ней товары и услуги от иностранных поставщиков могут закупаться для нужд обороны и безопасности страны только в случае отсутствия аналогов, произведенных в России, что должно быть подтверждено заключением Минпромторга.

В документе прописан ряд критериев отнесения товаров к "российским", один из которых, например,— это создание производства в рамках специального инвестконтракта (СПИК). При этом СПИК, который Минпромторг считает "новым инструментом промышленной политики", субъекты РФ могут заключать и с иностранными компаниями: к примеру, в мае о таких планах сообщала французская машиностроительная компания Schneider Electric.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны утверждают, что на всех этапах производства вооружения, военной и специальной техники осуществляется жесткий контроль со стороны военных представительств министерства, аккредитованных на предприятиях промышленности. "Поэтому попадание фальсифицированных комплектующих в продукцию, изготавливаемую в интересах Минобороны, исключено",— заявили в Минобороны. Он подчеркнул, что при отсутствии в России необходимых комплектующих ведомство в обязательном порядке получает заключение Минпромторга.

Как рассказал "Ъ" представитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в "Ростех") Леонид Хозин, "в сфере ГОЗ существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской практически невозможными". "Любое нарушение здесь — вопиющий случай. Это прекрасно понимают и поставщики, и заказчики. Даже если нарушения где-то есть — это наверняка единичные факты, по которым неминуем разбор полетов",— считает он.

Однако трое собеседников "Ъ" на рынке электроники утверждают, что для поставок иностранной техники под видом российской часто используется схема OEM (original equipment manufacturer), в рамках которой российские компании закупают оборудование у иностранных вендоров и после модернизации продают его под своим брендом. "OEM практикуется по всему миру и в идеале позволяет компаниям объединять усилия для производства конечного продукта. Например, одна компания произвела оборудование, а другая — софт для него. В России нередко берут иностранную технику и без какой-то модернизации ставят на нее свой лейбл",— объясняет один из собеседников "Ъ".

С ним согласен гендиректор производителя телекомоборудования "Элтекс" Алексей Черников: "Переклеивание лейблов действительно практикуется в большом количестве, чаще всего используется схема OEM. Она позволяет китайским вендорам продолжать поставки своего оборудования в Россию в больших количествах, несмотря на политику импортозамещения, а российским компаниям не тратиться на разработку и создание настоящего производства, потому что с точки зрения рентабельности производить в Китае все еще значительно дешевле". По его словам, схема актуальна для разных типов оборудования, техника в больших количествах поставляется в том числе на оборонные предприятия.

"Проблема в отсутствии нормативной базы, которая бы позволяла точно определить, какое оборудование является отечественным: существующие критерии можно легко обойти",— полагает эксперт. "Должны быть единые базовые критерии того, какая техника российская,— соглашается председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.— Логично, чтобы в критериях отечественности учитывалось, кто конечные бенефициары компании-производителя, кому принадлежат права на используемые технологии, какова страна принятия решений в случае санкций, где локализуется прибыль и создаются рабочие места".

Иван Покровский из АсПЭК считает, что использование продукции зарубежной разработки в критической для государства инфраструктуре — большая проблема. "Если государство не имеет доступа к процессу разработки и модернизации техники, такую продукцию нельзя использовать в ответственных применениях. К сожалению, требования информационной безопасности отодвигаются многими госзаказчиками на задний план",— говорит господин Покровский. При этом он отмечает, что разработанное в России оборудование все еще экономически выгоднее производить в Китае. Ответственность за это, по мнению эксперта, несут "госструктуры, регулирующие таможенными пошлинами баланс внешней торговли и внутреннего производства".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer