Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты: за год без полетов "Трансаэро" рынок авиаперевозок в РФ обошелся без потрясений


26 октября 2016 года ТАСС


Ровно год назад, 26 октября 2015 года, Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "Трансаэро", авиакомпания лишилась разрешения на выполнения полетов.

Властям с помощью участников авиарынка за год удалось максимально безболезненно разрулить ситуацию с исчезновением второго крупнейшего после Аэрофлота перевозчика, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.

По их словам, проблемным уход "Трансаэро" для рынка не стал, были трудности только для дальневосточных направлений. Ни значительного роста цен, ни ажиотажного спроса, ни банкротств кредиторов, которые предсказывали пессимисты, за этот год на рынке не случилось.

Тревожные сигналы

Первым громким тревожным сигналом нездорового финансового положения "Трансаэро" стал запрос госгарантий в Минтрансе в сентября 2014 года. Позже стало известно, что тогдашний гендиректор компании Ольга Плешакова направила письмо в правительство, в котором сообщалось, что "Трансаэро" может прекратить деятельность в конце 2014 года, как раз в пик новогодних перевозок. Как писала Плешакова, компании нечем расплачиваться с контрагентами - "Роснефтью" и "Газпромаэро". В результате предоставление госгарантии в размере 9 млрд рублей авиакомпании было одобрено.

Летом 2015 года стала снова появляться информация о том, что "Трансаэро" просрочила выплаты по долгу своим контрагентам и компания может в скором времени приостановить работу.

К осени 2015 года "Трансаэро" не смогла самостоятельно обслуживать свой долг объемом примерно 260 млрд рублей, 1 сентября на совещании межведомственной комиссии при Минтрансе под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность продажи 75% + 1 акция "Трансаэро" ее главному конкуренту - "Аэрофлоту" (сделка в итоге так и не состоялась: акционеры "Трансаэро" не смогли консолидировать необходимый пакет акций). Компания перешла под операционное управление "Аэрофлота".

С 1 октября 2016 года продажа билетов на рейсы "Трансаэро" была прекращена. Тогда же контрагенты компании начали задерживать рейсы "Трансаэро" из-за неуплаты долгов. Перевозку пассажиров "Трансаэро", уже купивших билеты, осуществлял "Аэрофлот". Всего "Аэрофлот" перевез 2 млн пассажиров "Трансаэро". Некоторые рейсы "Трансаэро" отменялись, а перевозка пассажиров также осуществлялась авиакомпаниями группы "Аэрофлот" и другими крупными авиакомпаниями ("Сибирь", "Ютэйр", "Уральские авиалинии и др.). Национальный перевозчик финансировал выполнение этих рейсов, а также возвращал пассажирам деньги за авиабилеты с датой перевозки после 15 декабря.

Крах не заметили

После аннулирования сертификата эксплуатанта "Трансаэро" автоматически высвободилось 156 допусков на выполнение международных рейсов, которые ранее использовал перевозчик. 56 наиболее коммерчески привлекательных перешли "Аэрофлоту", как компенсация за перевозку пассажиров "Трансаэро".

В апреле этого года, после того, как ФАС заявила, что "Аэрофлот" после краха "Трансаэро" доминирует на рынке, перевозчик добровольно отказался от 13 допусков на маршруты. Накануне стало известно, что межведомственная комиссия при Минтрансе согласовала пролонгирование "Аэрофлоту" и его дочерней "России" допусков на 37 из 43 бывших международных маршрутов "Трансаэро" до конца марта 2017 года.

Казалось бы, уход с рынка второго крупнейшего перевозчика должен был серьезным образом отразится на авиарынке РФ. Однако, как отмечают эксперты, опрошенные ТАСС, уход "Трансаэро" остался практически незамеченным.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что уход "Трансаэро" рынком замечен не был. По его мнению, это произошло потому, что и сам рынок сократился из-за чреды банкротства туроператоров в 2014 году и введения запретов на полеты в Турцию, Египет и Украину.

"Такого спроса на билеты, как раньше, уже просто не было. В отдельных сегментах стал ощущаться локальный дефицит, в частности на рейсах на Дальний Восток", - говорит он.

Наследники "Трансаэро"

По мнению исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, к сегодняшнему дню авиакомпании фактически поделили наследие "Трансаэро".

"В то время, как рынок в целом сокращался, топ-5 компаний активно увеличивали перевозки. Поэтому к осени дефицита провозных емкостей не осталось, - отмечает он. - Показателен пример дальневосточных направлений, где в первое время после остановки полетов "Трансаэро" не хватало самолетов".

Сейчас ситуация изменилась, добавляет он, по мере поступления широкофюзеляжных лайнеров в "Россию" авиакомпания стала увеличивать предложение на этих направлениях. Также на Дальний Восток чаще стала летать "ВИМ-Авиа".

Наиболее заметным последствием прекращения деятельности "Трансаэро" стал рост доли "Аэрофлота". По словам директора НЦ-Экономики ГосНИИ гражданской авиации Александра Фридлянда, произошла "концентрация рынка в руках группы "Аэрофлот".

По его словам, удельный вес группы "Аэрофлот" на магистральных линия внутри России составил около 55%. Что касается международных линий, то там доля "Аэрофлота" составляет более 60% среди российских компаний.

До ухода "Трансаэро" у "Аэрофлота" не было доминирования на магистральных рейсах, отмечает Фридлянд.

Цены в норме

"Ущерба потребителю сегодня от ценовой политики нет, - добавляет Фридлянд. - Однако в будущем для пассажиров может появиться потенциальный ущерб, потому что в какой-то момент монополист теоретически может начать злоупотреблять своим положением".

С другой стороны, значительного роста на стоимость авиабилетов опрошенные ТАСС билетные агентства не заметили. Так, гендиректор агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский заявил ТАСС, что "Аэрофлот" даже сократил стоимость перелетов по некоторым самым популярным направлениям, что не позволило произойти скачкообразному росту цен. Директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес отметил, что рост стоимости билетов после ухода "Трансаэро" - это лишь "рыночная необходимость, корректировка".

Впрочем, в "Аэрофлоте" не согласны с тем, что доля компании превышает 50%. Об этом не раз заявлял гендиректор группы Виталий Савельев. Более того, он также отмечал, что корректно сравнивать долю "Аэрофлота" с учетом работы на рынке не только российских, но и иностранных компаний.

По данным "Аэрофлота", доля группы на авиарынке с учетом иностранных компаний составила в первом полугодии 2016 года 44,6% (с учетом транзитных пассажиров). Рост доли по отношению к первому полугодию 2015 года составил 7,6 процентных пунктов. В 2013 году доля группы составляла 30,3%, в 2014 году - 31,1%, а в 2015 году - 36,7%.

"Необходимо сделать акцент на том, что доля рынка Группы "Аэрофлот" начала расти до ухода с рынка авиакомпании "Трансаэро" (это следует из данных за 6М 2015 года, когда доля рынка уже достигала 37,0%). Основной фокус при наращивании доли делался на усилении конкурентных позиций "Аэрофлота" по сравнению с иностранными компаниями", - сообщил ТАСС представитель перевозчика.

Источник ТАСС в авиаотрасли также отмечает, что от краха "Трансаэро" выиграл в большей степени не "Аэрофлот", а другие крупные перевозчики - "Сибирь", "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии".

"Именно на эти компании перешел основной пассажиропоток банкрота. Именно они существенно нарастили пассажиропоток по 20-30%. Это объясняется тем, что авиакомпания "Трансаэро" не была премиальным перевозчиком и пассажиры перешли на компании такого же среднего сегмента", - отметил он.

Впрочем, не все разделяют эту позицию. Маршрутная сеть у "Трансаэро" была совершенно другая, не такая как у "Сибири", "Уральских авиалиний" и "Ютэйра, не согласен директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. "Маршрутная сеть у "Трансаэро" была совершенно другая: более 70% перевозок были дальнемагистральными. Они обслуживали Дальний Восток, эти направления ушли "Аэрофлоту" и "России", также как многие европейские и средиземноморские. "Уральским авиалиния" и S7 достались в основном внутрироссийские направления, на которых "Трансаэро" эксплуатировала Boeing 737", - уверен он.

Авиакомпания на базе "Трансаэро"

Достаточно быстро оправились от потерь и банки- кредиторы "Трансаэро". Серьезные проблемы предрекали их лизинговым "дочкам" в связи с остановкой крупного перевозчика, на долю которого приходилась значительная часть авиационного портфеля.

"С аналогичной ситуацией столкнулись практически все крупные российские лизинговые компании. Воздушные суда были изъяты, ВЭБ-лизинг активно занимается ремаркетингом данных воздушных судов. Проработана стратегия реализации/ ремаркетинга по всему портфелю изъятых самолетов. При этом более чем по половине воздушных судов есть конкретные решения, значительная часть из которых уже реализована", - пояснили ТАСС в ВЭБ-лизинге.

Что касается самого "Трансаэро", то в нем пока не теряют надежду на лучшее и не стремятся окончательно ликвидировать компанию. Восстановление работы на прежнем уровне не обсуждается, но, как рассказывал в июне этого года ТАСС нынешний гендиректор "Трансаэро" Александр Бурдин, планы по возобновлению деятельности есть.

По его словам, рассматривается вариант создания авиакомпании на базе "Трансаэро", к работе в которой будут главным образом привлечены сотрудники "Трансаэро". Эти планы и планы по реструктуризации долга "Трансаэро" будут скоро представлены кредиторам, объяснял Бурдин. На данный момент компания находится на стадии банкротства, в ней введена процедура наблюдения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBzA4M
Юду: http://courier.youdo.com/food-delivery/ponchiki/, ссылка на описание.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/foodstuffs/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer