Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как изменится авиационная наука


19.12.16 12:15 Андрей Дутов, Журнал "АвиаСоюз"


«Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» создан в 2014 г. в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ. В его состав вошли ведущие институты авиационной промышленности – Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем.


Андрей Дутов,  генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук

ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ

Являясь связующим звеном между фундаментальной наукой и промышленностью, отраслевые институты призваны создавать технологии, которые обеспечат глобальную конкурентоспособность отечественной авиационной техники. Однако добиться этого только путем увеличения финансирования, без комплексного решения организационных и структурных проблем прикладной науки, которые накапливались десятилетиями, невозможно. 

Поэтому первоочередная задача НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – выстраивание новой системы управления научными исследованиями на основе междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий. Низкий уровень системного целеполагания, координации программ, текущего мониторинга процесса исследований и разработок ведет к неэффективной трате ресурсов и времени и не гарантирует появление новых технологий к требуемому сроку. В результате время разработки авиационной техники увеличивается, а ее вывод на рынок переносится на более поздние сроки. В этом случае заложенные характеристики уже не дают критических преимуществ перед продукцией ведущих мировых производителей, которые успевают обновить модельный ряд или провести глубокую модернизацию. 

Такое положение обусловлено последствиями распада СССР, ликвидацией отраслевых министерств, которые управляли прикладными исследованиями, и длительным периодом упадка наукоемкой промышленности. В первую очередь решались задачи по выживанию и сохранению имеющегося потенциала, в то время как системная работа по созданию НТЗ была свернута, а механизмы стратегического планирования и формирования запросов на новые научные достижения и технологии – утрачены. Каждый институт в этих условиях действовал исходя из собственного видения. Даже если где-то удавалось достичь прорывных результатов, то отставание по другим связанным направлениям зачастую не позволяло своевременно реализовать перспективные технологии в серийных образцах. 

Необходимость преобразований диктует и изменение модели получения новых знаний. Существующая организационная структура прикладной науки является деформированной наследницей советской и в целом сложилась к середине прошлого века. В ее основе лежит принцип нарастающей специализации. Сначала в 1918 г. был создан знаменитый ЦАГИ. В 1930-е гг. из его состава выделились ВИАМ и ЦИАМ, в 1940-е гг. – ЛИИ и СибНИА. В 1946 г. создан институт авиационного вооружения – сейчас это ГосНИИАС. Дальше каждый институт накапливал знания за счет все более глубокого погружения в свои узкие ниши. Однако уже в 1980-е гг. стало понятно, что многие традиционные технологические направления достигли пределов своего развития. Каждый новый шаг вперед достигается за счет все более возрастающих расходов, и в то же время бурно развиваются области знаний, которые находятся на стыке разных наук и дисциплин. Очевидна необходимость более широкой интеграции технологий из других научных областей, а также трансфера авиационных технологий в интересах различных отраслей экономики, что невозможно без изменений в системе управления как на стратегическом, так и тактическом уровне. 

НОВАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ 

Именно поэтому разработка плана деятельности НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», который был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации РП № 1559 от 16 сентября 2016 г., является важной вехой в истории отечественной авиационной науки. Это основополагающий документ, на базе которого формируется комплексная программа НИР, взаимоувязанные стратегические программы развития экспериментальной базы и кадрового потенциала. 

Для разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники создана научно обоснованная система приоритетов. Для этого на протяжении 2016 г. с учетом отечественного и международного опыта разрабатывалась методология, в том числе касающаяся проблем оценки результатов исследований, составления объективных прогнозных оценок.

В гражданском авиастроении определены следующие генеральные цели развития науки и технологий:

- достижение приемлемого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов;
- повышение экономической и физической доступности и качества услуг авиационного транспорта;
- снижение вредного воздействия авиации на окружающую среду в соответствии с перспективными требованиями ИКАО. 

Аналогичная система целей и показателей их достижения сформирована и в сфере развития авиационной техники военного и специального назначения.

Каждая из генеральных целей декомпозируется на нижестоящие уровни. Так, одним из способов повышения экономической и физической доступности является снижение расхода топлива. В свою очередь, расход топлива может быть сокращен за счет повышения аэродинамического качества, весового совершенства летательного аппарата, снижения удельного расхода топлива силовой установки, совершенствования управления воздушным движением и т. д. Далее каждое из обозначенных направлений разбивается на отдельные задачи, под которые уже формируется список приоритетных НИР. 

При этом впервые в отечественной практике сформирована система показателей и индикаторов развития технологий на кратко-, средне- и долгосрочный периоды (2020, 2025 и 2030 гг.). Определены количественные индикаторы улучшения конкретных технологических параметров и коэффициенты, определяющие степень их влияния на показатели более высоких уровней, учитывается взаимное влияние новых технологий в различных компонентах сложных систем. 

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДЕЛА

Имея стройную иерархию целей и задач, количественных показателей и индикаторов их достижения становится возможным создание опережающего НТЗ, который во многом определяет национальную конкурентоспособность и безопасность страны в долгосрочной перспективе. 

Вместо существующей так называемой «конструкторской» схемы создания наукоемкой продукции, когда сначала определяется облик перспективного образца, задаются его тактико-технические характеристики, а уже потом заказываются соответствующие НИР, предлагается перейти на «инновационную» систему. Ее отличие заключается в том, что решение о создании новой авиационной техники должно приниматься только при достижении соответствующего уровня готовности технологий (УГТ, или TRL, Technology Readiness Level). 

Шкала УГТ представляет собой формализованную оценку степени зрелости технологий для практического использования при разработке и производстве, от идеи до прототипа целостной системы, испытанной в условиях, близких к реальным. Принятая в зарубежной авиационной науке и промышленности и внедряемая НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» шкала предусматривает 9 УГТ, из которых первые шесть охватывают период создания НТЗ, а последующие три относятся к проведению ОКР и созданию конкретных образцов авиационной техники. 

Процесс формирования опережающего научно-технического задела в рамках такой системы авиастроении включает в себя две основные стадии. На 1 – 3 УГТ развитие науки и технологий в авиастроении реализуется в рамках проблемно-ориентированных проектов по приоритетным научно-технологическим направлениям. На данных этапах происходит отбор наиболее перспективных технологий на основании теоретических расчетов, лабораторных экспериментов.

По мере повышения уровней готовности технологий возникает необходимость их системной интеграции, обеспечивающей синергетический эффект. Она реализуется на 4 – 6 УГТ в рамках комплексных научно-технологических проектов («Авиатранспортная система», «Авиационные двигатели», «Боевая авиация», «Бортовое оборудование», «Винтокрылые летательные аппараты», «Гражданские самолеты», «Роботизированные авиационные системы»). На этих этапах ведется отработка выбранных технологий на стендах, демонстраторах, летающих лабораториях. Таким образом, в промышленность передаются уже готовые к внедрению решения.

Важно отметить, что шкала УГТ и система количественных индикаторов достижения целей призваны не устранить творческий процесс научного поиска, а сделать его измеримым. Это позволит более объективно оценивать достигнутые результаты и перспективы завершения НИР. Для этого потребуются дополнительные организационные усилия, однако прикладная наука сможет четко ответить на вопросы о важности проведения тех или иных НИР, обоснованно аргументировать целесообразность увеличения финансирования. 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Своевременность появления современной системы управления авиационной наукой особенно актуальна в свете появления новой Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, принятой 23 ноября 2016 г. 

Указанные в этом документе проблемы и вызовы в полной мере относятся и к авиационной промышленности. При этом одними из основных задач, определенных Стратегией, является создание «условий для проведения исследования и разработок, соответствующих современным принципам организации научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам», а также формирование «эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок». 

Таким образом, авиастроение не просто готово, но уже приступило к практической реализации указанной Стратегии. Более того, управленческие методики и модели, внедряемые сегодня НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», могут быть адаптированы и для других наукоемких отраслей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров



Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWFid
По ссылке http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/metal/, подробнее здесь.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/20k/, в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer