Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


У катастрофы появился свидетель


27 декабря 2016 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, в уголовном деле о катастрофе самолета Ту-154Б-2 на Черном море появилась приоритетная версия еще до обнаружения бортовых самописцев. Согласно ей, лайнер, на борту которого находились следовавшие в Сирию артисты и журналисты, мог упасть из-за ошибки пилотов, которые при взлете вывели Ту-154 на закритические углы атаки. Из-за этого потерявшая скорость машина вместо набора высоты опустилась к морю, задела хвостом поверхность воды, после чего развалилась и затонула. Пока, правда, эта версия строится на показаниях единственного очевидца трагедии, который наблюдал развитие катастрофы с моря.

В понедельник ФСБ России сообщила о том, что «установлены очевидцы падения авиалайнера». По данным близких к расследованию источников “Ъ”, которые сейчас проверяют показания этих свидетелей, одним из них стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся в момент аварии на катере в акватории Сочи. Пограничник рассказал, что ранним утром в воскресенье стал невольным очевидцем ЧП. По его словам, самолет, вылетевший из аэропорта Адлер, вместо того чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку. Свидетель отметил, что даже для посадки положение лайнера в пространстве показалось ему странным. Якобы Ту-154 шел на небольшой скорости с неестественно задранным вверх носом. Очевидец, по словам источника, даже сравнил положение самолета в этот момент с мотоциклом, поставленным его водителем на заднее колесо. Еще через мгновение, по его словам, самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, рухнул в волны и быстро затонул.

По словам экспертов, к описанной свидетелем картине происшествия могло привести сразу несколько факторов, так или иначе связанных с действиями экипажа самолета. Отрыв от полосы Ту-154 осуществил на штатной, как сообщила в понедельник ФСБ, скорости — 345 км/ч и начал подниматься. Однако уже через несколько секунд машина, по данным экспертов, стала терять скорость и, соответственно, высоту. Произойти это, считают специалисты, могло в первую очередь из-за ошибочных действий пилотов, попытавшихся слишком энергично поднять машину вверх. Таким образом, предположительно, самолет был выведен на закритические углы атаки, что привело к потере скорости и подъемной силы на крыльях и снижению Ту-154 к поверхности моря.

Примерно в такой же ситуации, отметим, оказался самолет Ту-154М ГТК «Россия», летевший в августе 2006 года по маршруту Анапа—Санкт-Петербург и разбившийся под Донецком. Расследованием было установлено, что командир экипажа, пытаясь подняться над грозовым фронтом, допустил похожие ошибки, которые стали роковыми для всех 170 человек, находившихся на борту. Потерявший скорость Ту-154М, правда, в момент сваливания находился на высоте более 12 тыс. метров, поэтому он не просто снизился, а несколько минут падал в режиме так называемого плоского штопора.

Катастрофе в Сочи, впрочем, могли способствовать и технические факторы. Например, возможная перегруженность самолета (известно, что пилот в разговоре с диспетчером называл свою машину «тяжелой»), нарушение центровки лайнера его грузом, неправильная работа закрылков или стабилизатора машины, а также внезапное падение тяги двигателей.


Отметим, что изложенные выше версии были косвенно подтверждены в понедельник и в официальном сообщении ЦОС ФСБ, назвавшем в числе возможных причин катастрофы «ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета». При этом в службе заявили, что признаков, указывающих на возможность теракта на борту самолета, не обнаружено. В свою очередь, источник “Ъ” сообщил, что окончательно от «террористической версии» следствие сможет отказаться только после тщательного изучения показаний бортовых самописцев самолета, а также экспертного исследования тел погибших и обломков Ту-154.

Искать обломки и тела находившихся на борту начали сразу после катастрофы, однако спасательная операция принесла первые результаты только через несколько часов, когда сначала стали всплывать масляные пятна вытекавшего из баков топлива, потом — вещи и тела погибших.

При этом, по словам участников поисковой операции, обнаружить в первые часы удалось не только целые тела, в том числе командира экипажа воздушного судна, но и более сотни фрагментов. Последние, описав и упаковав в индивидуальные пакеты, отправили в Москву, где проводится генетическая экспертиза. Следствие предполагает, что в первую очередь удалось найти останки тех пассажиров и членов экипажа, которые в момент взлета либо не были пристегнуты ремнями безопасности, либо невольно оказались в местах разлома фюзеляжа. По словам источника “Ъ”, на найденных телах и обломках самолета следов взрывчатки нет.

Крупные обломки самолета, в том числе оторвавшийся хвост, нашли на глубине около 70 метров. Их обнаружили с помощью эхолота, зарегистрировавшего на дне несколько крупных предметов. В понедельник поздно вечером, по сообщениям информагентств, из обломков были извлечены и подняты на поверхность десятки погибших.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Николай Сергеев, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Гендиректор ФЛК вернулся из-за проблем с деньгами
Ирек Муртазин
Новая Газета
Крылья на родину

ТАСС
Дешево летать в Европу через Калининград: когда это случится
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиабилеты держатся на низком эшелоне
Лилия Пономарева
КоммерсантЪ
Нам бы в небо
Валерия Хамраева
РИА Новости
Ту на Ту: рискнет ли Минобороны радикально обновить авиапарк
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Жилье подскока
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
Первым делом самолеты: сделает ли Сергей Шойгу царский подарок Минтимеру Шаймиеву?



Владимир Карнозов
Промышленный еженедельник
МС-21: Взлет по готовности

ИА REGNUM
Курган: "Аэропорт в контакт с пассажирами не вступает"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Научат летать
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Александра Жаркова-Джорджевич
КоммерсантЪ
Минобороны призывает новых гражданских
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
США скрывают "Доблесть"
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
Аэропорты хотят связать струнами
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
Собственные самолеты "Почты России" будут летать в Пекин, Чанчунь, Харбин
Александра Жаркова-Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военные самолеты нашли общую цель
Алексей Топоров
Взгляд
Прокурор попросил для соратника Березовского восемь лет тюрьмы
Алексей Соколов
КоммерсантЪ
Деньги на воздух
Михаил Рычагов
Телеканал Звезда
Неуязвимый "Белый лебедь": Ту-160 получит защиту от всех ракет
Илья Крамник
Lenta.ru
Сколько стоит вертолет
Екатерина Еременко
КоммерсантЪ - Иркутск
Иркутская область претендует на вылет
Владислав Новый, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Почту России» приземляют
Алексей Рамм
Известия
«Супер-МиГ» представят в конце января
Алексей Рамм
Известия
Су-35 получили сверхточные всепогодные прицелы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Разбор облетов

ИА REGNUM
Аэропорт "Иваново" готов к бесперебойной работе: готов ли к развитию?
Дмитрий Литовкин
Известия
МАКС перелетел на июль
Алла Салькова
Газета.Ru
"Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить"
Наталья Саванкова
Российская газета
Регионы ПФО начали переговоры по продлению субсидируемых авиаперевозок
Анна Павлова
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
Жесткая посадка
Дмитрий Литовкин
Известия
Новый трансформер поборется за госзаказ
Елена Платонова
Газета.Ru
Лоукостеры празднуют победу
Сайхан Цинцаев
Газета.Ru
Тайна Boeing залегла на дно
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиационный транспорт
Татьяна Кирсанова
Lenta.ru
Туманный заход
Тимур Латыпов
БИЗНЕС online
Москва "угнала" Эдуарда Соркина: у Казани отбирают авиационные мозги
Евгений Девятьяров
Известия
ОАК получила деньги на новый самолет
Светлана Рябова
Дело
Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Задержки "Аэрофлота" заметили в прокуратуре
Владислав Куликов
Российская газета
Игра на вылет
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
ОАК произвела взаимовыгодную рокировку
Александр Черных
КоммерсантЪ
Рейс перекрестился
Геннадий Зубов, Герман Петелин
Газета.Ru
Минобороны перетягивает канат
Надежда Емельянова
КоммерсантЪ - Пермь
Без взлета и посадки
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа без внешнего воздействия
Игорь Елков
Российская газета
Слухи о "массово нелетающих Superjet" оказались преувеличенными
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
"Уральские авиалинии" продолжают судебное пикирование
Екатерина Борисенкова, Сергей Петунин, Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
В ПФО нелетная погода
Дмитрий Камаев
КоммерсантЪ - Пермь
Юго-восточные асы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"ЮТэйр" ждет ухудшения ситуации на авиарынке
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100