Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Самописец рассказал о закрылках


28 декабря 2016 года Сергей Машкин, Николай Сергеев, КоммерсантЪ


Во вторник был расшифрован параметрический самописец самолета Ту-154Б2 Минобороны РФ, рухнувшего в минувшее воскресенье в Черное море. По данным источников “Ъ”, согласно предварительному анализу данных, полученных с «черного ящика», развитие нештатной ситуации на борту могло начаться с не убравшихся по какой-то причине закрылков. Пытаясь компенсировать возникший из-за этого пикирующий момент, пилоты усугубили ситуацию до критической, чрезмерно задрав нос самолета.

Как стало известно “Ъ”, во вторник утром водолазам удалось обнаружить и поднять на поверхность самый большой за все время поисковой операции фрагмент самолета — четырехметровый кусок хвостовой части Ту-154Б2, находившийся на 30-метровой глубине. В нем и нашли параметрический самописец, регистрирующий параметры полеты и работу всех систем лайнера. Его тут же отправили в Центральный научно-исследовательский институт ВВС в подмосковных Люберцах. Минобороны во вторник сообщило, что проведенные исследования позволили «сузить перечень вероятных причин крушения самолета». Результаты расшифровки «черного ящика» военное ведомство пока не обнародовало, отметив лишь, что «окончательные выводы о причинах авиакатастрофы будут сделаны государственной комиссией после изучения всех возможных факторов». 

Между тем источник “Ъ”, близкий к расследованию, сообщил, что самописец зарегистрировал отказ системы уборки закрылков Ту-154, которые при взлете обеспечивают дополнительную подъемную силу на крыльях самолета.
Неуборка закрылков, по мнению опрошенных “Ъ” специалистов в области авиации, является неприятным, но отнюдь не катастрофическим происшествием. Подобная ситуация и действия пилотов при ее возникновении подробно описаны в руководстве по летной эксплуатации Ту-154 и постоянно отрабатываются членами экипажей на тренажерах.
 
По словам экспертов, возникающий в связи с неубранными закрылками пикирующий момент на старте летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета. Выигрывая за счет этого время, пилоты тут же докладывают о неисправности диспетчеру и возвращают машину на аэродром вылета. При этом возврат происходит на небольшой скорости, чтобы отклоненные плоскости не оторвало встречным потоком.

Экипаж минобороновского Ту-154, по мнению экспертов, по какой-то причине не сумел решить проблему отказавших закрылков. Более того, своими действиями лишь мог усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту.

Эксперты полагают, что военные пилоты, пытаясь компенсировать плавный уход самолета в пикирование, стали слишком активно тянуть штурвалы на себя, одновременно увеличивая режим работы двигателей. Из-за этого самолет мог выйти на так называемые закритические углы атаки, потерять скорость и вместо набора высоты рухнуть в море. 

Кстати, предположение о несработавших закрылках выдвигалось участниками расследования еще до расшифровки самописца. Сделано это было на основе показаний непосредственного очевидца происшествия — сотрудника береговой охраны ФСБ, сравнившего положение самолета в момент касания воды с движущимся на заднем колесе мотоциклом.
Во вторник официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что помимо показаний этого и других очевидцев происшедшего в распоряжении следствия имеется и видеозапись, на которой запечатлен весь короткий полет лайнера — от взлета до падения. При этом в СКР как содержание видеозаписи, так и сведения, полученные экспертами с бортового самописца, не комментировали.

Отметим, что, несмотря на данные самописца, следствие и эксперты пока не собираются отказываться от других предположений о причинах катастрофы. Так, по данным “Ъ”, у специалистов до сих пор в работе остаются версии о возможном теракте на борту самолета; нарушении его центровки при взлете, к которой Ту-154, по словам пилотов, весьма чувствителен. Наконец, проверяются данные и о возможном столкновении самолета со стаей чаек. Известно, что в самом начале поисковой операции на месте предполагаемого падения самолета было обнаружено большое количество птичьих перьев, плавающих на поверхности воды. В свою очередь, пилоты спасательных вертолетов также жаловались на засилье пернатых в воздухе. Окончательно версия ЧП, связанная с птицами, будет подтверждена или отклонена после того, как эксперты найдут и изучат двигатели самолета, на лопатках которых, возможно, остались биологические следы.
 



комментарии (0):










Материалы рубрики

Николай Сергеев, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Гендиректор ФЛК вернулся из-за проблем с деньгами
Ирек Муртазин
Новая Газета
Крылья на родину

ТАСС
Дешево летать в Европу через Калининград: когда это случится
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиабилеты держатся на низком эшелоне
Лилия Пономарева
КоммерсантЪ
Нам бы в небо
Валерия Хамраева
РИА Новости
Ту на Ту: рискнет ли Минобороны радикально обновить авиапарк
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Жилье подскока
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
Первым делом самолеты: сделает ли Сергей Шойгу царский подарок Минтимеру Шаймиеву?



Владимир Карнозов
Промышленный еженедельник
МС-21: Взлет по готовности

ИА REGNUM
Курган: "Аэропорт в контакт с пассажирами не вступает"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Научат летать
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Александра Жаркова-Джорджевич
КоммерсантЪ
Минобороны призывает новых гражданских
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
США скрывают "Доблесть"
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
Аэропорты хотят связать струнами
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
Собственные самолеты "Почты России" будут летать в Пекин, Чанчунь, Харбин
Александра Жаркова-Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военные самолеты нашли общую цель
Алексей Топоров
Взгляд
Прокурор попросил для соратника Березовского восемь лет тюрьмы
Алексей Соколов
КоммерсантЪ
Деньги на воздух
Михаил Рычагов
Телеканал Звезда
Неуязвимый "Белый лебедь": Ту-160 получит защиту от всех ракет
Илья Крамник
Lenta.ru
Сколько стоит вертолет
Екатерина Еременко
КоммерсантЪ - Иркутск
Иркутская область претендует на вылет
Владислав Новый, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Почту России» приземляют
Алексей Рамм
Известия
«Супер-МиГ» представят в конце января
Алексей Рамм
Известия
Су-35 получили сверхточные всепогодные прицелы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Разбор облетов

ИА REGNUM
Аэропорт "Иваново" готов к бесперебойной работе: готов ли к развитию?
Дмитрий Литовкин
Известия
МАКС перелетел на июль
Алла Салькова
Газета.Ru
"Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить"
Наталья Саванкова
Российская газета
Регионы ПФО начали переговоры по продлению субсидируемых авиаперевозок
Анна Павлова
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
Жесткая посадка
Дмитрий Литовкин
Известия
Новый трансформер поборется за госзаказ
Елена Платонова
Газета.Ru
Лоукостеры празднуют победу
Сайхан Цинцаев
Газета.Ru
Тайна Boeing залегла на дно
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиационный транспорт
Татьяна Кирсанова
Lenta.ru
Туманный заход
Тимур Латыпов
БИЗНЕС online
Москва "угнала" Эдуарда Соркина: у Казани отбирают авиационные мозги
Евгений Девятьяров
Известия
ОАК получила деньги на новый самолет
Светлана Рябова
Дело
Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Задержки "Аэрофлота" заметили в прокуратуре
Владислав Куликов
Российская газета
Игра на вылет
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
ОАК произвела взаимовыгодную рокировку
Александр Черных
КоммерсантЪ
Рейс перекрестился
Геннадий Зубов, Герман Петелин
Газета.Ru
Минобороны перетягивает канат
Надежда Емельянова
КоммерсантЪ - Пермь
Без взлета и посадки
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа без внешнего воздействия
Игорь Елков
Российская газета
Слухи о "массово нелетающих Superjet" оказались преувеличенными
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
"Уральские авиалинии" продолжают судебное пикирование
Екатерина Борисенкова, Сергей Петунин, Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
В ПФО нелетная погода
Дмитрий Камаев
КоммерсантЪ - Пермь
Юго-восточные асы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"ЮТэйр" ждет ухудшения ситуации на авиарынке
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100