Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Старые болезни новой реальности


30 декабря 2016 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


От 2016 года в российской авиации ждали многого: передела на рынке, потерявшем одного из ключевых игроков в лице "Трансаэро", изменения регулирования после лишения полномочий МАК. Были большие надежды и большие опасения, например — резкого усиления "Аэрофлота". Но реальность оказалась куда прозаичнее. Весь год авиаторы со вкусом, но без скандалов пировали на останках пассажиропотока "Трансаэро", а чиновники явно боялись подступиться к хитрой машине сертификации. В итоге отрасль сделала, по сути, круг на месте, а главный результат — понимание, что отнюдь не "Трансаэро", как считали многие, была причиной многих проблем, в том числе демпинга.

Обычай съедать сердце, а то и другие части тела поверженного врага известен во многих точках земного шара. В ряде случаев считается, что так победитель забирает силу, мужество и другие полезные качества противника. Вопрос, что при этом происходит с его менее приятными чертами, обычно обходится стороной. Примерно в таких терминах можно говорить и об итогах 2016 года в российской гражданской авиации.

Год назад авиационная итоговая колонка оказалась реквиемом по "Трансаэро" — второму на рынке игроку, который к тому моменту уже был списан со счетов, а остальные начали довольно активно растаскивать и поглощать "останки" в виде маршрутной сети и, соответственно, пассажиропотоков. Довольно большой кусок достался и госорганам, потому что "враг" ушел с "семьей" в виде лишившегося полномочий в России Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Обстановка была возбужденной и почти праздничной. Авиаторы торопились быстрее поделить миллионы пассажиров "Трансаэро" в стране и за рубежом. Чиновники проводили совещания, формируя облик нового авиационного регистра, чтобы "в интересах производителей и разработчиков авиатехники" была бы обеспечена "максимальная степень преемственности процедур и практики сертификации".

Но начавшая формироваться новая реальность в действительности оказалась виртуальной. Вместо равномерной конкуренции на авиарынке фактически появились два несоизмеримых лагеря: в одном теперь работает большая группа "Аэрофлот", конкурировать с которой никому не под силу даже при большом желании. Во втором сосуществуют компании эшелоном пониже, которые с переменным успехом борются за место на рынке одинаковыми способами, главный из которых, судя по самым популярным скандалам этого года, так называемые безбагажные и прочие дешевые тарифы с разнообразными ограничениями. В итоге к концу года впервые за долгое время рынок даже показал рост, но по факту он по-прежнему перемалывает уже существующих, а не новых пассажиров.

Отсутствие четкого понимания последствий принимаемых решений привело к тому, что, ломая пусть и спорную, но уже хорошо зарекомендовавшую себя структуру МАК, чиновники лишь способствовали развитию двоевластия. Росавиация формально получила новые функции сертификации разработчиков и авиатехники, весь год основные ключевые работы, связанные с сертификацией SSJ100, МС-21, как и прежде, выполнял МАК. В результате под ударом оказался весь российский авиапром и, что самое главное, его экспортная составляющая. Формально для решения этого вопроса остается только три месяца, когда Росавиация окончательно вступит в свои новые права. Но, по моим данным, российский авиапром не готов доверить сертификацию своей продукции новому регистру, поэтому "происходящий фарс", как его окрестил один из высокопоставленных руководителей отрасли, продолжится.

Осенью министр транспорта Максим Соколов рапортовал, что российская авиация "вошла в зону стабильного полета". Но на самом деле речь идет лишь об отсутствии идей и желания перемен, это стабильность болота, во многом обеспеченная потерей сильного, агрессивного, далеко не всегда корректного и даже адекватного, но креативного конкурента в лице "Трансаэро". Причем "съевшие" ее пассажиров конкуренты, похоже, заразились и главным недостатком. Одним из ключевых обвинений, звучавших в адрес "Трансаэро", был демпинг, обострившийся накануне ухода компании с рынка. Чиновники в один голос твердили, что, не будь "Трансаэро", авиаторы выставляли бы экономически обоснованные тарифы. Но 2016 год доказал обратное. Цены авиакомпаний, по данным Минтранса, упали на 15%, отрасль готовится к убыткам, а сами перевозчики признают, что тарифы "минимальны".

"Покойников вспоминать не стоит, а пассажирам и так хорошо живется",— раздраженно отрезал топ-менеджер одной из авиакомпаний в ответ на попытку корреспондента "Ъ" обсудить ситуацию. Насколько действительно хорошо это "хорошо", по идее должен показать 2017 год — первый летний высокий сезон по-настоящему новой реальности, который авиакомпании должны пройти уже сами, без подпорки в виде чужих пассажиров и чужих маршрутов.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Николай Сергеев, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Гендиректор ФЛК вернулся из-за проблем с деньгами
Ирек Муртазин
Новая Газета
Крылья на родину

ТАСС
Дешево летать в Европу через Калининград: когда это случится
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиабилеты держатся на низком эшелоне
Лилия Пономарева
КоммерсантЪ
Нам бы в небо
Валерия Хамраева
РИА Новости
Ту на Ту: рискнет ли Минобороны радикально обновить авиапарк
Елизавета Кузнецова, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Жилье подскока
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
Первым делом самолеты: сделает ли Сергей Шойгу царский подарок Минтимеру Шаймиеву?



Владимир Карнозов
Промышленный еженедельник
МС-21: Взлет по готовности

ИА REGNUM
Курган: "Аэропорт в контакт с пассажирами не вступает"
Татьяна Шадрина
Российская газета
Научат летать
Иван Сафронов, Елизавета Кузнецова, Александра Жаркова-Джорджевич
КоммерсантЪ
Минобороны призывает новых гражданских
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
США скрывают "Доблесть"
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
Аэропорты хотят связать струнами
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
Собственные самолеты "Почты России" будут летать в Пекин, Чанчунь, Харбин
Александра Жаркова-Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военные самолеты нашли общую цель
Алексей Топоров
Взгляд
Прокурор попросил для соратника Березовского восемь лет тюрьмы
Алексей Соколов
КоммерсантЪ
Деньги на воздух
Михаил Рычагов
Телеканал Звезда
Неуязвимый "Белый лебедь": Ту-160 получит защиту от всех ракет
Илья Крамник
Lenta.ru
Сколько стоит вертолет
Екатерина Еременко
КоммерсантЪ - Иркутск
Иркутская область претендует на вылет
Владислав Новый, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
«Почту России» приземляют
Алексей Рамм
Известия
«Супер-МиГ» представят в конце января
Алексей Рамм
Известия
Су-35 получили сверхточные всепогодные прицелы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Разбор облетов

ИА REGNUM
Аэропорт "Иваново" готов к бесперебойной работе: готов ли к развитию?
Дмитрий Литовкин
Известия
МАКС перелетел на июль
Алла Салькова
Газета.Ru
"Нельзя быть хорошим инженером, не умея чертить"
Наталья Саванкова
Российская газета
Регионы ПФО начали переговоры по продлению субсидируемых авиаперевозок
Анна Павлова
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
Жесткая посадка
Дмитрий Литовкин
Известия
Новый трансформер поборется за госзаказ
Елена Платонова
Газета.Ru
Лоукостеры празднуют победу
Сайхан Цинцаев
Газета.Ru
Тайна Boeing залегла на дно
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Авиационный транспорт
Татьяна Кирсанова
Lenta.ru
Туманный заход
Тимур Латыпов
БИЗНЕС online
Москва "угнала" Эдуарда Соркина: у Казани отбирают авиационные мозги
Евгений Девятьяров
Известия
ОАК получила деньги на новый самолет
Светлана Рябова
Дело
Сможет ли правительство пересадить украинцев на отечественные самолеты
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Задержки "Аэрофлота" заметили в прокуратуре
Владислав Куликов
Российская газета
Игра на вылет
Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
ОАК произвела взаимовыгодную рокировку
Александр Черных
КоммерсантЪ
Рейс перекрестился
Геннадий Зубов, Герман Петелин
Газета.Ru
Минобороны перетягивает канат
Надежда Емельянова
КоммерсантЪ - Пермь
Без взлета и посадки
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа без внешнего воздействия
Игорь Елков
Российская газета
Слухи о "массово нелетающих Superjet" оказались преувеличенными
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
"Уральские авиалинии" продолжают судебное пикирование
Екатерина Борисенкова, Сергей Петунин, Сергей Титов
КоммерсантЪ - Самара
В ПФО нелетная погода
Дмитрий Камаев
КоммерсантЪ - Пермь
Юго-восточные асы
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"ЮТэйр" ждет ухудшения ситуации на авиарынке
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS

для КПК/PDA/Мобильного телефона

© Aviation Explorer
Rambler's Top100