Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Режим "Открытые нервы"


1 февраля 2016 года Сергей Строкань, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Отношения Москвы и Анкары обострились до предела: ВВС Турции переведены в состояние повышенной боеготовности после сообщения о якобы имевшем место нарушении воздушного пространства страны российским самолетом Су-34. Министерство обороны РФ называет обвинения пропагандой, но Анкара настроена решительно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган потребовал встречи с Владимиром Путиным, пригрозив, что Россия "столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции". В свою очередь, генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Москву "принять все меры для недопущения таких случаев" и поддержал "территориальную целостность Турции". Безоговорочно встали на сторону Анкары и в Пентагоне. Новый инцидент в воздушном пространстве Турции на фоне войны нервов повышает риск прямого столкновения Москвы и Анкары, грозя региону конфликтом с непредсказуемыми последствиями. По данным "Ъ", Москва уже перебросила в Сирию новейшие истребители Су-35С.

Российско-турецкая волна

МИД Турции выступил с официальным заявлением о нарушении воздушного пространства страны российским фронтовым бомбардировщиком Су-34, якобы происшедшем в минувшую пятницу в 11:46 по местному времени. По версии Анкары, вторгшийся на территорию Турции Су-34 проигнорировал многократные предупреждения на русском и на английском, направлявшиеся турецкими радиолокационными станциями, и находился над территорией приграничной с Сирией провинции Газиантеп в течение 20-25 секунд.

В пятницу вечером в МИД Турции был вызван посол РФ в Анкаре Андрей Карлов, которому "были высказаны протест и осуждение". Официальная российская реакция была незамедлительной и предсказуемо жесткой. Как сообщил "Ъ" представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, заявления Турции о нарушении воздушного пространства страны самолетом Су-34 — "голословная пропаганда". "Радиолокационные станции, осуществляющие контроль воздушного пространства, могут фиксировать лишь высоту, курс и скорость объекта в воздухе,— пояснил он.— Ни один из подобных радаров не способен установить тип и государственную принадлежность воздушного объекта — России или возглавляемой США так называемой коалиции. Это возможно только с помощью прямого визуального контакта с другого самолета, которого не было". По его словам, ни российские средства ПВО в Сирии, ни сирийские РЛС нарушений сирийско-турецкой границы не зафиксировали.

Высокопоставленный источник "Ъ" в Генштабе РФ добавил, что все контакты с турецкой армией были прерваны после уничтожения российского Су-24 в конце ноября прошлого года "и с тех пор не восстанавливались". "О каких предупреждениях они говорят, мы не понимаем",— отметил он. Собеседник "Ъ" также обратил внимание на то, что Турция была "крайне раздражена" мерами, принятыми Россией после инцидента с Су-24, в частности размещением на авиабазе Хмеймим зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф", которые прикрыли всю Сирию, де-факто лишив турецкие ВВС доступа к ее воздушному пространству.
 
А поздно вечером 31 января глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, находящийся с визитом в Саудовской Аравии, заявил, что данные о нарушении воздушного пространства уже переданы России.

Официальная Анкара настаивает на своей правоте и пытается развернуть генеральное дипломатическое наступление на Россию и переломить ситуацию в свою пользу. Так, 30 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщив о том, что после истории с Су-34 он потребовал от турецкого МИДа организовать ему личную встречу с Владимиром Путиным, дал понять, что ждет реакции от Москвы.

"Такие безответственные шаги не приносят пользу ни России, ни отношениям России и НАТО, ни региональному и глобальному миру",— заявил турецкий лидер. И предупредил, что Москва "столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции" (о каких шагах Анкары идет речь, президент не уточнил).

30 января турецкие СМИ сообщили, что после истории с Су-34 командование ВВС страны перевело свои подразделения на "оранжевый" уровень угрозы. Этот вариант несения боевого дежурства означает, что "столкновение может произойти в любой момент и что подразделения ВВС должны быть готовыми к обороне и нападению". Последний раз "оранжевый" уровень угрозы Анкара вводила в середине декабря 2015 года, когда турецкие ВВС готовились к масштабной операции против Рабочей партии Курдистана.

В один и тот же воздух нельзя войти дважды
 
Инцидент с Су-34 напоминает историю со сбитым в конце ноября 2015 года Су-24, но между ними есть и принципиальные различия. Во-первых, Анкара не пошла на прямую военную конфронтацию с Москвой, не рискнув атаковать реальный или воображаемый Су-34. Во-вторых, риторика турецкого руководства свидетельствует о стремлении максимально интернационализировать конфликт с Москвой, выведя его за рамки двусторонних отношений. В заявлении президента Эрдогана сделана попытка сместить акцент на региональные и глобальные последствия, в том числе для отношений России и НАТО.

В-третьих, первая международная реакция на историю с Су-34 свидетельствует о более недвусмысленной, чем в ноябре 2015 года, поддержке Турции со стороны евроатлантических союзников. Два месяца назад руководство НАТО призывало обе стороны к диалогу и деэскалации, а теперь в Брюсселе безоговорочно поддержали Анкару. "Россия должна принять все необходимые меры, чтобы подобные нарушения больше не происходили. НАТО выражает солидарность с Турцией и поддерживает территориальную целостность нашего союзника",— заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг. Наряду с призывом к "спокойствию и деэскалации" он потребовал от Москвы "уважать воздушное пространство альянса".

Турецкую версию случившегося поддержали и в военном ведомстве США. "Мы можем подтвердить, что еще один российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции и НАТО",— заявил в субботу неназванный представитель Пентагона.

Угроза прямого столкновения
 
Опрошенные "Ъ" эксперты считают, что по сравнению с ноябрем 2015 года ситуация для России сегодня выглядит более непростой. "В последние два месяца президент Эрдоган последовательно работал над тем, чтобы обеспечить себе поддержку со стороны евроатлантических союзников. Более решительный тон заявлений, звучащих в Брюсселе и Вашингтоне по поводу инцидента с Су-34, свидетельствует, что отчасти ему это удалось. Европа и Запад в целом сегодня крайне заинтересованы в поддержке Турции по вопросу о беженцах. Президент Эрдоган пытается на этом сыграть и выбить из Запада новые преференции, включая поддержу в конфликте с Москвой. Историей с Су-34 он посылает России четкий сигнал: давайте договариваться, иначе может произойти новый конфликт, в котором за спиной у Анкары будут стоять НАТО и Евросоюз",— пояснил "Ъ" директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

По его мнению, Россия оказалась перед трудным выбором: "С одной стороны, Москва не может позволить себе снизить активность своей операции против радикальных группировок в приграничных с Турцией районах Сирии, чего добивается Анкара. Такие действия перечеркнули бы достижения военной кампании последних месяцев и были бы восприняты как отступление, если не поражение. С другой стороны, скрытая угроза со стороны Эрдогана свидетельствует о том, что риск нового столкновения становится более реальным".

В свою очередь, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сомневается, что Су-34 нарушил воздушное пространство Турции. "Су-34 — это самый современный самолет из используемых военно-космическими силами в Сирии, он оснащен всем необходимым оборудованием, чтобы не допускать подобных инцидентов. Тем более что после гибели Су-24 Москва сделала необходимые выводы и действует крайне осторожно",— отмечает господин Пухов.

По мнению эксперта, повышая градус риторики, президент Эрдоган пытается вынудить Владимира Путина возобновить прямой диалог с турецким руководством, которого российский лидер избегает после уничтожения Су-24. Однако подобная тактика может привести к обратным результатам. "История с Су-34 и ее интерпретация — это события, которые приближают нас к прямому военному столкновению с Турцией",— предостерегает Руслан Пухов.

Между тем Москва демонстрирует готовность к любому повороту событий, наращивая свое военное присутствие в Сирии. По словам источника "Ъ" в органах оперативного военного управления, руководство Генштаба приняло решение впервые испытать в боевых условиях в Сирии новейшие истребители Су-35С. По неофициальной информации, речь идет о четырех самолетах, в октябре-ноябре прошлого года переданных ВКС России авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре.

Эти самолеты изначально вошли в состав 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа (аэродром Дземги), а затем были переброшены в Астрахань (аэродром Приволжский). Однако несколько дней назад Су-35C вылетели из Астрахани и через Каспийское море, а также воздушное пространство Ирана и Ирака добрались до сирийской Латакии. По словам офицера Генштаба, теперь состав смешанной авиагруппы ВКС России на авиабазе Хмеймим превышает 70 самолетов и вертолетов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer