Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


От винта!


11 февраля 2016 года Александр Кузин, Наталия Ячменникова, Российская газета


Тревожная новость: с 1 января аэропорт Йошкар-Олы перестал принимать и отправлять самолеты. Как рассказали "РГ" в министерстве промышленности, транспорта и дорожного хозяйства республики, произошло это из-за отсутствия перевозчиков, желающих выполнять рейсы.

У аэропорта закончился договор с компанией "Руслайн", выполнявшей единственный рейс по маршруту Йошкар-Ола - Москва. Продлить договор перевозчик не захотел, и других желающих не нашлось. "Мы еще в январе объявили конкурс и выделили деньги из республиканского бюджета, однако принять в нем участие никто не захотел. Возможно, авиакомпании ждут более высокого сезона. Зимой наполняемость самолетов редко больше 10-12 человек", - рассказали в аэропорту. 

Похожая ситуация была и в прошлом году. Поэтому жители республики уже давно протоптали тропинку в соседние Чебоксары: улететь оттуда в столицу можно два раза в сутки. "Когда-то мы летали в Адлер, Симферополь, Свердловск, Ленинград, - с горечью говорит ветеран аэропорта Йошкар-Олы Петр Величкин. - А сейчас на юг только на поезде, в Москву тоже". Тем временем конкурс для авиаперевозчиков в Марий Эл продолжается. Здесь надеются, что определиться с компанией, готовой выполнять хотя бы один рейс в Москву, удастся к началу лета. Хорошо, если авиакомпания найдется. А если нет? Последствия предугадать несложно.

Не так ли исчезли с карты России тысяча с лишним аэродромов? Вот они, кричащие цифры: на начало 1990-х годов в стране действовало 1450 аэропортов и аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь в одном из 51 штата США - на Аляске. Так нарушается единое авиатранспортное пространство страны.

Как известно, в 2015 году действовало пять программ господдержки региональных и местных авиаперевозок: на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. В 2016 году на эти цели предусмотрено около 9 млрд рублей. И сейчас идет речь о дополнительной поддержке. Однако механизм действия программы вызывает у многих авиационных экспертов вопросы.

Скажем, договор об участии в программе субсидирования, где описывается фиксируемый тариф, заключается с Росавиацией на год. Но стоимость наземного обслуживания судов постоянно растет, а лизинговые платежи за самолеты иностранного производства номинированы в валюте. В результате авиакомпания не покрывает затрат и не обеспечивает себестоимость рейса.
Что касается Йошкар-Олы, то "РГ" попыталась прояснить ситуацию в Росавиации и минтрансе. "Это вопрос региона и авиакомпании, и мы это комментировать не будем", - ответили в пресс-службе одного ведомства. "Это проблема региона", - вторили в другом. Вопрос: что в этой ситуации делать авиапассажирам? И кто им все-таки поможет?

Между тем

Несмотря на сложную ситуацию, в прошлом году по сравнению с 2014-м аэропорту Казань удалось увеличить прибыль более чем в полтора раза - с 19,1 млн до 31,6 млн рублей. При этом прирост на внутренних перевозках - 10,5 процента. Всего в рамках программы развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе из аэропортов Татарстана выполнено 1787 рейсов, обслужено свыше 36 тысяч пассажиров. И это не предел. Как сообщили в миндортрансе РТ, в появятся новые авиарейсы.

В прошлом году из аэропорта Ярославля можно было улететь в Санкт-Петербург, Архангельск, летом - еще и в Симферополь, а осенью - в Сочи. Перевозчики готовы сотрудничать с регионом лишь при условии субсидирования полетов из облбюджета: чтобы билеты были приемлемы по цене, а компании не несли убытки.
мнение

Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт":

- Не является ли ситуация в аэропорту Йошкар-Олы предвестником его закрытия? Очень может быть. Примерно так приказал долго жить аэропорт Быково: у него не было базовой авиакомпании, он чуть просуществовал на чартерах, а потом погиб. Аэропорт Йошкар-Ола - член нашей ассоциации. И нам не безразлична его судьба. Будем выходить на региональные власти, на регуляторов. С Петрозаводском такие же сложности были. Вот такая чехарда творится.

Я считаю, что одна из проблем - отсутствие единого регулятора деятельности гражданской авиации. В свое время было Министерство гражданской авиации СССР, которое занималось всеми этими вопросами. Потом взяли его и разодрали, сделали вариант по европейскому образцу. Но нельзя же сравнивать нашу территорию с Норвегией, Францией или Великобританией. Мы потеряли практически всю аэродромную сеть местных воздушных линий. А что будет дальше? Да, есть примеры, когда региональные аэропорты возрождаются. Возьмем хотя бы Калужский аэропорт. Мы прекрасно знаем его историю: он нормально функционировал, потом захирел, а сейчас уже приобрел статус международного. Но это целиком заслуга местной власти. Хорошо, что в Росавиации поддержали.

Виталий Бордунов, профессор, эксперт Комитета Госдумы по транспорту, эксперт ИКАО:

- Как сказал бы Шекспир, нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве аэропортов и аэродромов на защиту своих прав и законных интересов. Почему? Чтобы аэропортовая и аэродромная сеть работала с выгодой, в сеть надо вложиться. Это аксиома. Обычно в аэродромы вкладывается либо государство, либо инвестор. И тот и другой вариант требует правового оформления на основе закона, в котором четко определен статус и режим аэропортов и аэродромов. Но до сих пор в России такого закона нет, хотя 7 раз законодатели разного уровня и образования пытались его принять. Последнее усилие было предпринято Комитетом Госдумы по транспорту в прошлом году. Увы, авиационные власти посчитали его принятие преждевременным. Парадокс, да и только. Ведь такой закон должен служить камертоном настройки других законов и правил об аэропортах, чего сейчас в помине нет.

По экспертным оценкам, потери российских аэропортов и аэродромов из-за отсутствия надежной правовой платформы их деятельности, упущенной выгоды от неоказанных услуг пассажирам и авиакомпаниям составляют 50 млрд рублей в год.

США и Европа уверенно идут к тому, чтобы через 6 лет достичь объемов перевозок по 1 млрд пассажиров в год. Уже сейчас только американские авиакомпании перевозят свыше 850 млн пассажиров в год. Наши показатели - 90 млн пассажиров в год. И если ситуация с аэропортами и правовым полем вокруг них останется такой же, как сейчас, то далеко мы не улетим.

вопрос сенатору

На вопросы нашего корреспондента ответил Константин Косачев, представитель правительства Республики Марий Эл в Совете Федерации

Константин Иосифович, вы в курсе, что аэропорт Йошкар-Олы с 1 января 2016 года перестал принимать и отправлять самолеты?
Константин Косачев: Конечно, в курсе. Но не аэропорт перестал принимать. Я активно занимался тем, чтобы аэропорт был сертифицирован и ему разрешили включиться в систему регулярного авиасообщения в РФ. Это происходило в начале прошлого года. И это произошло.

Сейчас речь идет о том, что авиакомпания "Руслайн", которая осуществляла рейсы, по коммерческим соображениям этот контракт продлевать не стала. И республика сейчас ищет другого авиаперевозчика, который заинтересуется соответствующими маршрутами, прежде всего на линии с Москвой. Поэтому речь не об аэропорте, не о сертификатах годности. Речь идет о чисто коммерческой составляющей, о том, чтобы авиаперевозчик был заинтересован в том, чтобы осуществлять авиаперевозки.

А как вы сами туда добираетесь?
Константин Косачев: Езжу на поезде. Мне так удобнее: это занимает ночь. Я так много летаю самолетом по служебным делам, что если есть любая возможность поменять самолет на поезд, я пользуюсь этим.

Есть решение о субсидировании региональных авиаперевозок. Йошкар-Ола в эту программу не попала?
Константин Косачев: Я сейчас разбираюсь с этим вопросом. Очень активно им занимаюсь. Ответа пока нет.


комментарии (2):

A_T_C      12/02/2016 [12:17:56]#1
Некрасиво со стороны Руслайна.

Пески      17/02/2016 [22:56:31]#2
Пока не будет восстановлено Министерство гражданской авиации и Минавиапром, и руководителями не будут назначены ещё живые авиаторы СССР, а не менеджеры, мерченайзеры, развития авиации в России не будет. Самое удивительное то, что в 21 веке менеджеры и мерченайзеры критикуют экономику СССР, но как можно объяснить, что при СССР существовало 1500 аэропортоав, а сегодня не более 400. В Карелии до 90-х годов только по республике круглогодично выполнялось более 30 рейсов и по СССР до 25, прибыль авиации Карелии доходила до 2 млн. советских рублей. Сегодня по Карелии 0, по России максимально 1-2. Это всё происходит благодаря российско-иностранным менеджерам и пока они существуют надежды на развитие авиации быть не может.













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWaSS
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/store-delivery/azbukavkusa/, посетить сайт.
По ссылке https://youdo.com/lawyer/consultation/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer