Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эпоха "классиков". Как Ил-62 стал "бортом №1"


12 февраля 2016 года Равиль Вениаминов, Аргументы и Факты


50 лет назад, 13 февраля 1966 года, в Казани взлетел первый дальнемагистральный самолет Ил-62. Долгие годы Ил-62, за рубежом прозванный «Классиком», был флагманом советского аэрофлота: на нем летали первые лица страны – от Брежнева до Путина.

Путевка в жизнь

Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев любил летать. Это не утверждение, а предположение, основанное на том, что генсек летал на самолетах Ил-14, Ту-104, Ил-18 и Ту-114, и этим он сильно отличался от другого советского вождя – Иосифа Сталина. Тот самолеты не любил и всего лишь один раз в жизни был вынужден лететь на встречу с Рузвельтом и Черчиллем в Тегеран в 1943 году. И то полетел на американском Дугласе ДС-3.

Во время официального визита во Францию в 1960 году Хрущев летал там на «Каравелле» – новейшем реактивном лайнере, и был впечатлен комфортом «иномарки». Вернувшись в Союз, он одобрил разработку аналога «Каравеллы» – самолета Ту-134 и дальнемагистрального Ил-62.

От проекта до стапеля

Эта машина стала, пожалуй, первым пассажирским реактивным самолетом в нашей стране (немного позже взлетели первые Ту-134 и Як-40). До Ил-62 реактивными лайнерами у нас были лишь переделанные из скоростных бомбардировщиков Ту-104. Дальними перевозками занималась другая «туполевская» машина Ту-114, также близкая «родственница» боевых Ту-95. Такой метод постройки пассажирских самолетов сильно экономил время и средства. И все же требованием времени было появление реактивных пассажирских самолетов, спроектированных специально для перевозки людей в комфортных условиях. Одной из мер по уменьшению шума двигателей и вибрации стало решение конструкторов ОКБ Сергея Ильюшина перенести двигатели в хвостовую часть фюзеляжа. Несмотря на утяжеление конструкции и уменьшение весовой отдачи, такая компоновка сулила значительное уменьшение шума в салоне и разгрузку крыла, освобожденного для баков с керосином.

Первыми, кто построил самолет по такой схеме, стали французы. Проект элегантной «Каравеллы» с двумя двигателями в хвосте появился в 1952 г., опередив разработки американцев и англичан. В конце 1950-х годов мода на подобную схему охватила все авиационные державы, в том числе и Советский Союз.

В сентябре 1962 года на Центральном аэродроме в Москве под дождем Ил-62 показали Хрущеву, потом разобрали и отправили на испытания в Жуковский. Там же 3 января 1963 года был совершен первый полет. Но Хрущев, давший Ил-62 путевку в небо, так на нем и не полетел…

1 февраля 1964 г. вышло Постановление Совета Министров СССР, по которому казанский завод №22 обязался начать подготовку производства для серийного изготовления пассажирских Ил-62, обеспечив выпуск в 1965 г. двух самолетов, в 1966 г. - 10 самолетов и в 1967 году  15 самолетов. Заводу предстояло реконструировать ряд цехов, организовать и оборудовать новые специализированные участки, спроектировать и изготовить около 20 тысяч наименований оснастки и 60000 плазовых шаблонов, освоить новые технологические процессы и разработать 43100 технологических карт.

Николай Манжосов, бывший зам.главного инженера Казанского авиационного производственного объединения по эксплуатации и ремонту, а тогда – бортинженер-испытатель завода, рассказывал, что на заводе ходили слухи, якобы директор завода Николай Максимов, будучи в 1963 году в составе советской делегации в Великобритании, кое-что “подсмотрел” на авиационных предприятиях, например, принципиально новые конструкции стапелей и универсальных приспособлений. Мол, он не расставался с фотоаппаратом, привез какие-то фотографии. Но даже если это и так, то «подсмотреть» что-то мог только человек талантливый, который знал, что смотреть. Действительно, Николай Иванович стал инициатором таких методов сборки, которые впервые позволили уйти от устаревших стапелей. Но в те годы на заводе работало столько талантливых людей, что позволило всего лишь за год пройти путь от осевой линии на чертеже до «живого» самолета.

Казанский полёт

Как обычно, задание правительства выполнено в срок не было. Какие два самолета в 1965 году? Это же не война…

Только 27 января 1966 года первый серийный самолет (серийный номер 0101) был передан в цех № 7, то есть на Летно-испытательную станцию, а первый полет был совершен 13 февраля. 14 июля того же года самолет перегнали в Москву, где он и простоял более трех месяцев по техническим причинам. Первая машина после испытаний была приписана к аэропорту «Домодедово», затем «Шереметьево», много летала, в том числе и заграницу, и закончила свою летную жизнь в 1989 в Красноярске.

Николай Манжосов вспоминал, что в ту зиму были сильные морозы и ветра. Самолет взлетел во второй половине дня, длился полет примерно полтора часа и прошел без каких-либо осложнений. К сожалению, фотографий этого исторического полета в  открытом доступе до сих пор нет. 

Когда приземлились, экипаж тепло встретили заводчане, провели разбор полета, и директор завода Николай Максимов пригласил весь экипаж к себе на банкет.

Там уже ждали представители республиканского, городского и районного руководства. На первом полете и на банкете присутствовал заместитель конструктора Ильюшина Генрих Новожилов.

Сначала была официальная часть, а неофициальная закончилась только к полуночи. С завода экипаж поехал на квартиру к пилоту Борису Машковцеву и гуляли там всю оставшуюся ночь. Через полгода полковнику Машковцеву присвоят звание Героя Советского Союза, а через семь лет он разобьется при испытаниях Ту-22М2.

История не закончена

Серийное производство Ил-62 на заводе продолжалось целых 30 лет, выпустили несколько модификаций. По данным открытых источников, 86 машин ушло на экспорт, 62 оборудовали в «салоны». На этом самолёте было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта (среди женщин). В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил »бортом №1» для перевозки генсеков и президентов России (от Брежнева до Путина). На нем летает и северокорейский лидер Ким Чен Ын. В советское время был »салоном» для главы ГДР, Чехословакии, африканских стран.

Кстати

Забавный случай произошел в Латинской Америке. В носовой части самолета для центровки расположен балластный бак, рассчитанный на три тонны воды. И вот как-то на местном аэродроме понадобилось залить бак, и для этого подогнали к самолету пожарную машину. Посмотреть на то, как наш инженер со шлангом в руках заправляет бак, собралось много местных аборигенов. Один из них не выдержал и спросил: «А зачем в самолете нужно так много воды?». Наш человек не растерялся и гордо ответил: «А у нас там бассейн!».

Сколько самолетов Ил-62 произвели в Казани – до сих пор официально неизвестно. 23 февраля 2010 года в местной прессе сообщили, что  КАПО сдало заказчику – Министерству обороны РФ – самолет Ил-62М с бортовым номером RA-86495 или 277-ю и последнюю машину этого типа. Сегодня около трех десятков Ил-62, названных на Западе «Классиком», все еще находятся в строю.

Этот самолет достоин написания отдельной книги и даже фильма. Но, увы, статью об Ил-62 легче найти в английских или французских журналах, чем в российских. Не говоря уже о книгах и фильмах.


комментарии (3):

герра      12/02/2016 [19:59:33]#1
Ну хорошо, ну не могли тогда в 60-ые делать надёжные турбореактивные двигатели с тягами ни 15тонн, ни тем более 20тонн. Но сегодня, имея на руках чудесные превращения Д-30КУ с тягой 11тонн в ПС-90 с тягой 16тонн получить модификацию НК-32 в гражданский, вентиляторный и тягой 20-22тонны(условно типа НК-56). Для продолжения жизни Ил-62. Визуально выглядеть будет что вроде А-10(американский штурмовик "Тандерболт").

Nicky      14/02/2016 [11:35:56]#2
герра 12/02/2016 [19:59:33] #1
Ну хорошо, ну не могли тогда в 60-ые делать надёжные турбореактивные двигатели с тягами ни 15тонн, ни тем более 20тонн. Но сегодня, имея на руках чудесные превращения Д-30КУ с тягой 11тонн в ПС-90 с тягой 16тонн получить модификацию НК-32 в гражданский, вентиляторный и тягой 20-22тонны(условно типа НК-56). Для продолжения жизни Ил-62. Визуально выглядеть будет что вроде А-10(американский штурмовик "Тандерболт")
==
Вы хоть представляете себе такое "чудесное превращение"? Что стоит за этими "превращениями", сколько изменений и пр.?
Не говоря уж о том, что ПС и НК - двигатели разных КБ, как так легко их сравниваете?
Не говоря уж о том, что разрабатывать персонально двигатель для модернизации Ил-62 - дорогое удовольствие.
P.S. А разработки нового НК (ПД-30) и так ведутся...

герра      16/02/2016 [09:24:04]#3
Nicky 14/02/2016 [11:35:56] Конечно, перенести производство Ил-76 для реконструкции в Ил-476 из Ташкента в Ульяновск ради 39 единиц, это по-нашему.Делать "НК" на замену двигателя Д-18 в габаритах существующей мотогондолы, и отбрасывать возможность дефорсирования до 20-22тонн для ремоторизации Ил-62, это тоже по-нашему. В то время, как армады студентов авиационных специальностей по всей Казани ищут применение своим способностям.Предварительный проект в качестве дипломного, для оценки возможностей ремоторизации Ил-62-это сверсложно???













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBb189
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, подробности здесь.
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/porter/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer