Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путин назвал условия очередной приватизации


2 февраля 2016 года Ольга Соловьева, Независимая газета


Приватизировать государственные активы по бросовым ценам нельзя, заявил вчера президент Владимир Путин. Выполнить это условие приватизации сегодня будет непросто, поскольку многие российские активы стоят сегодня в 2 раза меньше, чем до кризиса. Другое условие президента – запрет на привлечение кредитов госбанков для новой приватизации и следование российской юрисдикции.

«Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно ... мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат, но нужно находить золотую середину», – сказал Владимир Путин на совещании по вопросам приватизации. При этом он добавил, что не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. 

«Для бюджета это не принесет особой пользы», – указал он. Президент подчеркнул, что для успешной приватизации «принципиально важно, чтобы государство четко понимало, что и кому продает и какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей и всей экономики». «Мы с вами прекрасно понимаем, что приватизация – это не только фискальная составляющая. Это путь к структурным изменениям в экономике, и нужно иметь в виду и то и другое», – сказал глава государства.

При этом президент потребовал, чтобы все приватизационные сделки госкомпаний соответствовали нормам закона и была обеспечена прозрачность сделок. 

К тому же, по его словам, приватизация госкомпаний частными игроками возможна лишь при наличии у покупателя стратегии развития. «Большое внимание необходимо уделить качеству инвесторов, их деловой репутации, опыту работы. Переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании», – подчеркнул Путин на совещании по приватизации. При этом он добавил, что новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. «Серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей – недопустимо», – указал он.

Приобретать же госактивы в рамках приватизации, по мысли главы государства, потенциальные покупатели должны либо за счет собственных ресурсов, либо за счет кредитных, но без участия госбанков. «Нужно, чтобы будущие инвесторы и приобретатели искали собственные ресурсы либо кредитные ресурсы, но не из государственных банков, а то толку от этого будет немного», – сказал Путин. «В результате приватизации государство не должно потерять контроль над стратегически важными предприятиями. Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства», – сказал Путин.

На момент сдачи номера не было известно, были ли приняты какие-либо окончательные решения по приватизации госактивов. Однако список участников встречи оставляет меньше сомнений в том, кого приватизация может коснуться. Как сообщает Интерфакс, вчера на встрече присутствовали руководители транспортных предприятий РЖД, «Аэрофлота», «Совкомфлота» банка ВТБ, АЛРОСА, нефтяных компаний «Роснефти» и «Башнефти».

Как известно, на приватизацию госактивов властей толкают проблемы с бюджетом. Доходы от экспорта энергоресурсов сокращаются, казне приходится сокращать расходы, а также искать новые источники поступлений – в том чсиле и от приватизации. «Нужно предусмотреть меры по мобилизации доходов бюджета, в том числе в плане приватизации и сокращения дебиторской задолженности. С учетом этого скорректировать расходную часть бюджета, приведя ее в соответствие с ожидаемыми доходами», – давал поручение премьер Дмитрий Медведев министерствам и ведомствам в середине января.

Общий список кандидатов на приватизацию давно известен. Например, в конце прошлого года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявлял, что такие компании, как «Роснефть», «Аэрофлот», «Совкомфлот» и Алроса, в первую очередь готовы к приватизации. Фактически эти же компании в ноябре прошлого года перечисляла и глава Росимущества Ольга Дергунова. По ее словам, на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова ведомству было рекомендовано предусмотреть возможность ускорения продажи таких крупных активов, как «Роснефть», «РусГидро», Алроса и «Аэрофлот». При этом на тот момент, по словам Дергуновой, в прогнозе Росимущества на 2016 год на приватизацию значилась лишь одна госкомпания – «Совкомфлот», доходы от продажи которой ведомство оценивало в 12 млрд руб.

При этом за весь 2015 год ведомство выручило для государства сумму в два раза меньшую – 7,2 млрд руб. В текущем же году, по прогнозам Росимущества, государство выручит от приватизации свыше 33 млрд руб.

При этом по словам главы Минфина Антона Силуанова, расширенный план приватизации, который включает в себя продажи долей в ряде крупных компаний, позволит привлечь в бюджет в ближайшие два года дополнительный 1 трлн руб. И эта сумма включает в себя 500 млрд руб., которые государство рассчитывает выручить от продажи 19,5-процентного пакета «Роснефти» (см. «НГ» от 21.12.15).

Однако обнародование планов по приватизации еще не означает их выполнение. В Счетной палате (СП), к примеру, ранее неоднократно подвергали критике исполнение Росимуществом планов по приватизации. Так, в 2011–2013 годах Росимуществом были приняты решения об условиях приватизации 216 госпредприятий, что составило 78,5% от планового количества, подчеркивали в ведомстве Татьяны Голиковой. «Неэффективной» называли в СП и приватизацию 2010–2014 годов. «За этот период в бюджет от продажи госактивов поступило 256 млрд руб. (то есть 21% от первоначально запланированного объема)», – сообщали в ведомстве.

К такому невыполнению плана приватизации можно отнести и перенос приватизации акций «Роснефти». В частности, премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства об отчуждении 19,5% акций «Роснефти» для последующей приватизации еще в конце 2014 года. А Антон Силуанов в августе 2014 года говорил, что приватизация 19,5% «Роснефти» запланирована на 2015 год. Теперь же приватизация 19,5% акций компании переносится уже на 2016 год.

Отказ же от прежних планов по приватизации объясняется довольно просто. Власти не видят особого смысла в продаже государственных активов, когда стоимость компаний высока, а бюджет сводится с профицитом. Когда же наступает кризис, то цены акций падают, а бюджет страдает от дефицита. Но теперь пополнять бюджет становится гораздо сложнее – ведь власти просто не готовы продавать свои активы дешево. Например, по словам Антона Силуанова, план приватизации в 2014 году не был выполнен именно из-за плохой конъюнктуры. «Мы опять можем столкнуться с проблемами снижения доходов от приватизации. Это наша постоянная проблема – в течение последних нескольких лет мы планируем оптимистичные доходы от приватизации, готовим большие проекты, но конъюнктура ухудшается и такие доходы мы не получаем», – указывал министр. Причем программа приватизации, утвержденная в июле 2013 года, предполагала продажу тех же крупных активов, которые периодически называются и сегодня: «Ростелеком», «Совкомфлот», «Аэрофлот», «Транснефть» и другие.

Не был готов к продаже дешевеющих госактивов ранее и сам президент Путин. «Нельзя сегодня просто продать то, что завтра будет стоить 40 млрд, продать из расчета 7,5 млрд», – объяснял в июле 2012 года Владимир Путин. Говоря о будущей приватизации госактивов, президент привел в пример энергокомпанию «РусГидро». «Ее нынешняя капитализация в 7,5 млрд долл. – это, безусловно, заниженные цифры», – заявил Путин. «Мы знаем, какие проекты там в ближайшее время будут введены… и в ближайшие годы капитализация компании вырастет до 40 млрд долл.», – подчеркивал президент (см «НГ» от 11.07.12).

И сейчас ситуация с фактическим отказом от приватизации может повториться. Например, 19,5% акций компании «Роснефть» готовятся к продаже по цене 2014 года, а не по текущим котировкам. К тому же эксперты считают, что затяжной кризис и антироссийские санкции могут отпугнуть инвесторов. «Локальный инвестор в России, готовый на такие крупные приобретения, отсутствует», – цитирует ТАСС слова управляющего партнера адвокатского бюро «Линия права» Андрея Новаковского. «Из реальных покупателей может быть только Китай», – полагает он. «Но за эту продажу мы будем расплачиваться весьма дорого – потерей контроля над инфраструктурой», – подчеркивает эксперт.     



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer