← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Секреты Патриарха нашлись у "Трансаэро"


3 февраля 2016 года Александр Аликин, Фонтанка


Самолетами «Трансаэро» летал патриарх Кирилл, поэтому вести банкротное дело компании может только управляющий с допуском к гостайне. Кредиторы сомневаются, что он есть у управляющего, связанного со Сбербанком.

Сбербанк получил право назначить своего управляющего в «Трансаэро» благодаря тому, что опередил Альфа-банк в подаче иска на 60 секунд. Однако кредиторы хотят сместить близкого к госбанку юриста, сомневаясь в наличии у него допуска к сведениям «особой важности». В деле есть описание методов и средств работы ФСО, которая сопровождала патриарха Кирилла — бывшего клиента «Трансаэро».

В распоряжении «Фонтанки» оказались две апелляционных жалобы Альфа-банка в деле о банкротстве «Трансаэро» и одна — представителя работников авиакомпании, юриста Игоря Волкова. Они позволяют по-новому взглянуть на события, предшествовавшие прекращению работы «Трансаэро».

Летом 2015 года у авиакомпании «Трансаэро» начались проблемы с деньгами. На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было решено продать за 1 рубль 75% перевозчика «Аэрофлоту», который вложит в него деньги. Однако осенью «Аэрофлот» отказался от сделки, глава «Трансаэро», назначенный «Аэрофлотом», отменил все рейсы, а Росавиация в конце октября лишила ее права на перевозки. В этот момент в суд обратись Сбербанк с Альфа-банком, и теперь в авиакомпании идет предбанкротная процедура — наблюдение.

Первым в арбитражный суд с иском о признании «Трансаэро» банкротом обратился Сбербанк. Поводом послужил долг, возникший по договору от 23 января 2014 года. Размер кредитной линии — 800 млн рублей, размер долга — 402 млн. По договору, авиакомпания обязана была держать на счетах Сбербанка достаточно денег для погашения всей задолженности, при этом кредитная организация имела право безакцептного списания всех этих денег (без согласия заемщика). Это подтверждается документами банка и заемщика, говорится в одной из жалоб Альфа-банка.

Сумма, достаточная для погашения всего долга «Трансаэро», находилась на счетах Сбербанка с 15 мая по 1 октября 2015 года, говорится в жалобе. Однако банк не воспользовался правом списания, что подтвердил на суде представитель Сбербанка, ссылаясь на отсутствие у него такой обязанности. Более того, с иском о банкротстве можно обращаться только по истечении трех месяцев после того как должник перестал платить, а поскольку датой исполнения обязательств по договору является 1 октября, отсчет должен вестись с этого числа. Сбербанк обратился в суд спустя 18 дней после этой даты.

Отметим, что ни одному банку не выгодно доводить дело до банкротства, поскольку в этом случае деньги удается вернуть очень нескоро и чаще даже не в полном объеме. На основании этого представитель работников «Трансаэро» Игорь Волков делает вывод, что Сбербанк, не воспользовавшись правом списания денег и доведя ситуацию до банкротства, действовал под влиянием внешней силы.

В своей жалобе он пишет, что Сбербанк в результате такого «недобросовестного поведения» искусственно завысил размер долга за счет процентов, штрафов и пеней и в итоге получил «преимущественное право по контролю над процедурой банкротства». Он просит отменить решение суда о введении наблюдения, назначении временного управляющего и признать заявление Сбербанка о банкротстве необоснованным.

Угнать «Трансаэро» за 60 секунд

В материалах дела о банкротстве авиакомпании ясно прослеживается желание Альфа-банка сместить Сбербанк с положения главного кредитора. Тот, кто первым подал заявление о банкротстве, получает право выдвижения своей кандидатуры во временные управляющие. Нередко в банкротных делах «свой» управляющий действует в интересах того, кто его выдвигает.

Как следует из жалобы Альфа-банка, иск Сбербанка был подан в электронном виде 18 октября, ровно в полночь (между субботой и воскресеньем). Формально именно в этот момент истекал обязательный 15-дневный срок ожидания после публикации Сбербанком и Альфа-банком уведомлений о намерении обратиться с иском о банкротстве (2 октября). Эту ночь в банковской среде иронично называют «правом первой ночи». Иск Альфа-банка был подан через минуту после заявления Сбербанка, в 00.01. Роковые 60 секунд сыграли решающую роль в определении временного управляющего.

Альфа-банк отказался от комментариев по ситуации вокруг "Трансаэро".

Полеты Патриарха особой важности

Сбербанк предложил в качестве временного управляющего «Трансаэро» уроженца Луганской области Украины, московского 57-летнего юриста Михаила Котова, состоящего в объединении арбитражных управляющих «Меркурий». История сотрудничества крупнейшего банка страны и правоведа Котова весьма обширна. Практически в каждом судебном деле, в котором он участвовал как конкурсный управляющий, присутствовал Сбербанк.

С 2011 года под управлением Котова тянется банкротство калининградской фирмы «Континент-3» (задолжала Сберу 3,7 млрд), входившей в продуктовую сеть «Клондайк» (в то время) местного депутата Сергея Кононова. Тогда же при участии Котова Объединенная автомобильная группа (дочерная компания «Сбербанк капитала») купила за 1,8 млрд имущество банкротившегося Ижевского автомобильного завода, после чего продала его «АвтоВАЗу» на 100 млн дешевле. Разница в цене с лихвой покрывалась кредитом 7 млрд, который Сбербанк тогда выдал «АвтоВАЗу» на развитие «Ижавто».

Также Михаил Котов был конкурсным управляющим уральского холдинга «Энергомаш», владелец которого Александр Котов в 2014 году получил 4,5 лет за мошенничество с кредитами Сбербанка.

Михаила Котова дважды пытались привлечь к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, но в обоих случаях он доказал свою правоту в суде. В 2011 году Федеральная налоговая служба обвинила Котова в неправомерном расходовании средств при банкротстве «Ижавто». Результатом этих обвинений стало исключение управляющего из «Национальной гильдии арбитражных управляющих». Этим, наверное, и объясняется то, что Котов сейчас состоит в другом СРО.

Кредиторы «Трансаэро» недовольны кандидатурой Котова и просят суд его отстранить. Как пишет в жалобе представитель работников авиакомпании Волков, в материалах дела содержатся секретные сведения о методах и средствах работы ФСО по охране патриарха Кирилла, который летал самолетами «Трансаэро». Эти сведения находятся под грифом «особой важности», поэтому управляющий должен иметь соответствующий допуск секретности (по форме № 2).

Представитель работников «Трансаэро» и Альфа-банк сомневаются в том, что управляющий, предложенный Сбербанком, имеет допуск секретности. Справка из САУ «Меркурий» не внушает им доверия, так как, по закону, подтверждать наличие допуска должен Росреестр (как орган, контролирующий саморегулируемые организации). Суд ранее отказывался делать запрос в Росреестр и привлекать к делу ФСО.

«Я более чем уверен, что у Котова нет такого допуска. Ни один конкурсный управляющий допуском к сведениям особой важности не обладает и обладать не может по определению», — говорит Волков. «Это не так, — прокомментировал "Фонтанке" конкурсный управляющий петербургского туроператора "Солвэкс" Дмитрий Наталкин. — Такой допуск есть, например, у меня».

Временный управляющий авиакомпании Михаил Котов не ответил на звонок «Фонтанки».

Почему «Трансаэро» перестала летать

Проблемы у «Трансаэро» на самом деле начались не из-за кризиса или финансовых трудностей, а из-за смерти в июне 2015 года политика Евгения Примакова, который считался негласным административным ресурсом авиакомпании. К такому мнению склоняются ряд кредиторов. Мать основателя «Трансаэро» Александра Плешакова — Татьяна Анодина — работает главой Межгосударственного авиационного комитета и до последнего была близким другом Примакова. Через два дня после смерти политика она вышла из совета директоров авиакомпании.

Через несколько месяцев после смерти Примакова у «Трансаэро» начались финансовые трудности, и на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было решено продать 75% компании «Аэрофлоту», который вытянет ее из кризиса. Но многие кредиторы убеждены, что намерение государственного перевозчика купить компанию было лишь предлогом для того, чтобы поставить в «Трансаэро» своего человека.

Гендиректор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин, назначенный «Аэрофлотом» в сентябре, заявлял, что «не будет менять политику авиакомпании», а уже через месяц, еще до отзыва сертификата эксплуатанта, отменил 971 рейс, говорит представитель работников Игорь Волков. «У меня есть каждое распоряжение по этим рейсам, там ни слова не написано о том, по какой причине он это сделал», — говорит он.

В конце октября 2015 года в авиакомпанию пришли работники Росавиации и выдали акт внеплановой проверки. «Я уже не говорю о том, что по закону надзорный орган должен был дать время на устранения недостатков. Это ладно. Но представьте себе, что приказ об отзыве сертификата эксплуатанта был подписан и выдан перевозчику в тот же день. За 2015 год я оспаривал больше 100 различных проверок разных ведомств. Никогда подобных вещей не было», — рассказал Волков.

Представитель работников «Трансаэро» ездил в Росавиацию и пытался получить материалы проверки, которые до сих пор не предоставлены в суд по делу, где перевозчик пытается восстановить право на полеты. По его словам, работники ведомства просто не смогли найти эти материалы. «Создается впечатление, что вся эта тема на каком-то специальном контроле», — убежден он.

Есть и другой взгляд на причины банкротства авиакомпании. В конце прошлого года депутат Госдумы Дмитрий Ушаков («Справедливая Россия») написал заявление в Следственный комитет, в котором объявил о «возможном сговоре между ОАО "АК "Трансаэро" и банками-кредиторами на получение необеспеченных кредитов, либо о преднамеренном доведении до банкротства ОАО "АК «Трансаэро"».

Следственный комитет прислал депутату ответ (есть в распоряжении «Фонтанки»), в котором сообщил, что признаки преднамеренного банкротства определяет конкурсный управляющий. Если судебное дело дойдет до конкурсного производства и управляющий найдет такие признаки, Следственный комитет отреагирует, сказано в письме.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/2/3/26820/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.