Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В катастрофе Boeing заподозрили тяги


22 марта 2016 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


Наиболее вероятной причиной катастрофы Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, произошедшей в минувшую субботу в аэропорту Ростова-на-Дону, называется ошибка экипажа, не сумевшего поднять машину на второй круг после попытки посадки в сложных метеоусловиях. Между тем некоторые российские эксперты полагают, что этот маневр не представлял большой сложности для пилотов, а помешать им могла скорее не погода, а неисправность тяг управления рулем высоты Boeing. Попытки экипажа "перетянуть" заклинивший механизм штурвалом, возможно, и отправили лайнер, на борту которого находились 62 человека, в смертельное пике.

Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что экипаж прилетевшего рано утром в субботу в аэропорт Ростова-на-Дону Boeing 737-800 оказался в сложной ситуации. После четырехчасового ночного перелета самолет не смог приземлиться из-за порывистого, да еще дующего со сдвигом на разных высотах ветра и дождя со снегом. Еще одна попытка посадки, совершенная через 1 час 40 минут кружения в так называемой зоне ожидания, опять же не увенчалась успехом. Экипажу, опустившему машину до отметки 270 м, пришлось снова набирать высоту для ухода на очередной круг. Поднявшись до высоты около 940 м, машина вдруг резко пошла не дальше вверх, а вниз и уже через несколько секунд на скорости более 325 км/ч врезалась в землю у ВПП.

Столкновение, произошедшее под углом около 45 градусов к поверхности, и мощный взрыв паров топлива не оставили семи членам экипажа самолета и 55 его пассажирам никаких шансов. На мелкие фрагменты разлетелись даже традиционно остающиеся относительно целыми после падения двигатели и конструкции шасси самолета.

В числе возможных причин катастрофы специалисты называют усталость экипажа и его слабую профессиональную подготовку. Сыграла роль и экономическая составляющая. Отправив в Ростов рейс с загрузкой всего на одну треть — перевозились 55 пассажиров вместо положенных 160,— компания-лоукостер и так работала на грани убытка. Возможный уход на Краснодар грозил оплатой дополнительных взлета и посадки, дозаправкой топливом в "чужом" аэропорту по высокой цене, размещением пассажиров в отелях за счет авиакомпании, а в перспективе — и судебными исками от них в связи с нарушением "отпускного" графика. Учитывая эти обстоятельства, летчики, очевидно, пытались во что бы то ни стало сесть именно в Ростове, и закончившаяся неудачей повторная попытка приземления по понятным причинам вывела их из равновесия.

В итоге, уходя на очередной круг, летчики, возможно, совершили какую-то ошибку. Например, понадеялись на автопилот, который на самом деле был отключен, или потеряли ориентировку в пространстве, управляя машиной в ручном режиме. Так или иначе, но необходимый в данном случае плавный набор высоты почему-то превратился в стремительное пикирование.

Между тем, по мнению других специалистов, вторичный уход борта FZ981 на круг не представлял большой сложности для экипажа. Об этом свидетельствует, например, то, что в ночь на субботу в Ростов прилетали десятки бортов и многие из них, попытавшись сесть, благополучно ушли на запасные аэродромы. Без проблем "отработал" за два часа до катастрофы уход на второй круг с малой высоты и экипаж Boeing 737-800. О том, что в его кабине все это время была спокойная, рабочая обстановка, свидетельствует и запись последних радиопереговоров экипажа с диспетчером. С учетом этих обстоятельств в качестве причины аварии специалисты предлагают рассмотреть и техническую неисправность самолета. Тем более что подобные случаи уже регистрировались как в российской, так и в мировой практике. 19 ноября 2013 года в сложную ситуацию попали пилоты Boeing 737-500 компании Norwegian Air Shuttle ASA, совершавшие посадку в Финляндии. Экипаж тогда зарегистрировал самопроизвольное отклонение руля высоты на кабрирование и чудом избежал катастрофы — для того чтобы компенсировать его, как установило расследование, пилотам пришлось приложить к штурвалу совместное усилие в 94 кг.

К категории спорных можно отнести и выводы комиссии Межгосударственного авиакомитета относительно катастрофы Boeing 737-500, произошедшей в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года. МАК посчитал, что аварию спровоцировал непрофессионализм пилотов Boeing, пытавшихся вывести машину на второй круг после неудачной попытки посадки. Летчики, по мнению комиссии, "не понимали своего точного местоположения" в полете, не умели использовать "принципы комплексного самолетовождения" и не были достаточно "мобилизованы психологически". Поэтому и ушли в пикирование вместо набора высоты.

Между тем один из членов технической комиссии, опытнейший эксперт Николай Студеникин заявил тогда о своем несогласии с выводами коллег. Комментируя параметры последнего этапа полета Boeing 737-500 в Казани, эксперт отметил, что отклонение руля высоты машины "носило монотонный систематический характер, несвойственный человеческим возможностям". Нетипичным, по его мнению, было и "знакопеременное отклонение рулевой колонки с тенденцией на пикирование". А все вместе это свидетельствовало о том, что появился некий "мешающий управлению фактор". "Импульсные попытки" летчиков парировать самопроизвольное снижение машины, как полагает эксперт, "наблюдались до последних секунд полета".

Причина же, по его мнению, могла быть в заклинившем механизме привода руля высоты Boeing. Как отмечает в своем особом мнении господин Студеникин, в сопряжении двух изъятых из обломков самолета деталей привода — золотника и гильзы — расследователи зарегистрировали повышенное трение. Проблема возникла, возможно, из-за дефектов, обнаруженных на обеих деталях,— на их поверхностях имелись кольцевые риски и заусенцы.

Кроме того, на механизмах рулевых тяг, по данным эксперта Студеникина, отсутствовали заводские наклейки, поэтому у комиссии, по его мнению, были все основания, засомневаться в "аутентичности" агрегатов. Однако, оценку работоспособности сомнительных механизмов, как утверждает эксперт, комиссия поручила их производителю — американской компании, выводы которой вряд ли можно считать объективными.

С учетом этого обстоятельства опрошенные "Ъ" специалисты полагают, что при расследовании ростовской катастрофы именно механизмы управления рулем высоты Boeing должны быть тщательно изучены независимыми специалистами.


комментарии (1):

Алекс Самолетов      23/03/2016 [11:01:32]#1
В целом согласен с Николаем Ивановичем.
Если комментировать опубликованные на днях видеозаписи, и пока не ознакомившись с материалами расшифровки данных СОК и переговорами экипажа, замечу об бросающейся в глаза схожести ситуации с Казанской трагедией - то же семейство ВС, такая же в точности траектория движения (угол, скорость, отсутствие признаков управляемости самолета), снова ситуация с уходом на следующий круг (TOGA)...
Полностью разделяю известную истину, что выводы, даже предварительные, делать пока рано, но сразу же возникает вопрос: А если, действительно, дело в несовершенности управления РВ или стабилизатором?? Что тогда скажет Росавиация??? Мы прекрасно помним какой скандал сопутствовал тогда выводам экспертов МАК и как всеми правдами и неправдами пытались отстоять (вплоть до правительственного уровня) "натянутое" решение Росавиации - ведь под угрозой остановки оказалась почти добрая половина ВС российских а/к, что, в свою очередь, непременно вылилось бы в коллапс на рынке авиаперевозок...













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvSYX
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/courier-services/pedestrian/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer