Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиаприбыль важнее авиабезопасности


20 апреля 2016 года Анатолий Комраков, Независимая газета


В ближайшее время будет опубликован отчет о катастрофе Boeing-737 в Ростове-на-Дону 19 марта, которая во многом повторяет условия падения Boeing-737 три года назад в Казани. Главными виновниками в обоих случаях называют пилотов, хотя есть признаки опасных недоработок или, мягко говоря, «особенностей» системы управления лайнером. Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) так и не смог получить от американцев подтверждения безопасности Boeing-737. В таких случаях другие страны обычно останавливают для проверки весь парк подозрительных машин. Именно так с Boeing-737 уже поступал Китай. Однако в России чиновники предпочитают списывать однотипные аварии на ошибки пилотов, стараясь не допустить финансовых потерь у авиаперевозчиков.

Ранее МАК уже сообщал, что на высоте 900 м пилоты одновременно совершили действия рулем и стабилизаторами, которые свалили лайнер в пике. Проблема только в том, что, по мнению многих экспертов, такие же действия привели к катастрофе самолета того же типа в Казани в ноябре 2013 года, где погибло 50 человек.

Впервые проблемы с рулями высоты стали причиной нескольких катастроф 737-х еще в начале 90-х годов на территории США. Только после нескольких лет расследования и удачного приземления одного из самолетов, у которого также заклинивало рули, оказалось, что причина была в клапане гидропривода рулей, который то клинило при низкой температуре, то отпускало при разогреве. Та неисправность, конечно, была ликвидирована. И с тех пор было выпущено еще несколько тысяч самолетов (всего в мире сейчас эксплуатируется около 8 тыс. Boeing-737).

Однако в ноябре 2015 года между Росавиацией и МАК разгорелся скандал, который вывел подозрения в ненадежности лайнеров на новый уровень. Комитет принял решение приостановить действие сертификатов фактически всех Boeing-737, входящих в парки российских авиакомпаний. При этом в МАК сослались на то, что с первого дня работы комиссии по расследованию катастрофы в Казани руководители Росавиации настаивали, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты. «Вызывает серьезную озабоченность, что длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing-737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России, – говорится на сайте МАК. – Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing-737 длительное время подвергались существенным рискам».

Росавиация со своей стороны обвинила МАК в сливе информации в СМИ и фактически проигнорировала это решение, назвав его «несерьезным подходом», и «разрешила авиакомпаниям летать на основании сертификатов, выданных производителями». Регулятор ограничился рекомендациями авиакомпаниям провести переподготовку пилотов, чтобы они на тренажерах смоделировали ситуации, приведшие к гибели казанского и ростовского Boeing.

Кстати, в реестре Росавиации не числится ни одного Boeing. Все они формально зарегистрированы за рубежом и взяты в лизинг. Компании «Аэрофлот» и лоукостер «Победа» используют  больше десятка Boeing-737 каждая. В парке «Трансаэро» их было 47, у «ЮТэйр» – около 50. В «Победе» заявляли тогда Интерфаксу, что позиция МАК не повлияет на полеты авиакомпании, так как самолеты летают на основании сертификата Бермудских островов.

По мнению главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, ситуация сложилась парадоксальная. «В России используется 600 магистральных самолетов, и треть из них – это Boeing-737. Даже временное прекращение их полетов привело бы отрасль к коллапсу, поставило бы авиакомпании на грань банкротства, ведь они перестали бы получать выручку от клиентов, но обязаны были бы оплачивать лизинг самолетов, а это как минимум 200 тыс. долл. в месяц за самый компактный самолет со 105 местами, а они бывают и 180-местные».

Вместе с тем приостановка полетов опасных машин – это обычная мировая практика. В 2008 году, например, после катастрофы Boeing-737 в Перми Росавиация тормозила полеты еще одного самолета авиакомпании «Аэрофлот-Норд», на котором был установлен такой же навигационный комплекс, как и на разбившемся лайнере. В 2013 году Росавиация предписывала «Аэрофлоту» временно остановить эксплуатацию четырех Sukhoi Superjet-100 из-за сбоев в системе работы шасси и предкрылков. Тогда создатели самолета списывали проблемы на «детские болезни» и напоминали о Dreamliner (еще одно детище Boeing), которые тоже немало постояли на земле в ожидании исправления дефектов аккумуляторов.

Рафаил Аптуков, директор программ  партнерства «Безопасность полетов», уверяет, что нигде в мире не приостанавливают полеты самолетов гражданской авиации того или иного типа после катастроф. По словам эксперта, «серийных» катастроф (то есть однотипных, произошедших по одной и той же технической причине) до сих пор не было. Что касается конкретного самолета Boeing-737, то, успокаивает Аптуков, за десятки лет, прошедших с так называемых загадочных катастроф этого самолета в небе США, в его конструкции сделано много доработок. «Доработки в самолетах осуществляются при плановом техобслуживании», – поясняет эксперт. Он отмечает, что в России ведется самый строгий  учет авиаинцидентов, которых ежемесячно случается около 150.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиапроисшествий Валерий Постников сообщил, что при крушении военных самолетов полеты, как правило, приостанавливаются до выяснения причин аварии. В гражданской авиации это делается только «при наличии предпосылок». Он вспомнил историю 2002 года, когда МАК пытался запретить полеты Ил-86 после аварии в Шереметьево. «Это самый надежный наш самолет, до сих пор он не стал причиной гибели ни одного пассажира», – гордится Постников.

Тем не менее представители юридической фирмы Ribbeck Law Chartered из Чикаго начали судебный процесс от имени родственников жертв Flydubai с претензий к изготовителям лайнера. По мнению юристов, расследование авиакатастрофы в Ростове-на-Дону, которое в настоящее время в основном сводится к человеческому фактору, следует дополнить проработкой вероятности крушения по причине механической неисправности самолета.

Ранее власти Китая не раз останавливали для проверки Boeing-737. При этом поводом для контроля были даже не катастрофы, а лишь авиапроисшествия в других странах. Позже китайцы решили заменить Boeing-737 на самолет «отечественной» разработки C919 – первый в истории Китая коммерческий авиалайнер, способный выполнять рейсы на средние дистанции. Местная компания-производитель уже получила заказы от 21 клиента на поставку 517 самолетов. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer