Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На Европу не равняться


20 апреля 2016 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Разработка законопроекта об овербукинге в России зашла в тупик. Камнем преткновения стал размер компенсаций пассажирам, не попавшим на свой рейс. Официально авиакомпании настаивают, что не практикуют овербукинг, но пассажиры периодически сталкиваются со сложностями во время посадки на рейс. Минтранс предложил авиакомпаниям при выплатах ориентироваться на европейские тарифы, но авиаперевозчики, в свою очередь, посчитали, что не готовы к такому уровню компенсаций.

Российские пассажиры, которые не попали на рейс согласно купленным билетам, пока так и не смогут получить достойную компенсацию. При разработке законопроекта об овербукинге, то есть продаже билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне самолета, министерством был предложен европейский уровень компенсации, рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе.

«Однако российские авиакомпании выразили неготовность работать в соответствии с предложенным уровнем компенсаций. В этой связи движение по данному вопросу считаем преждевременным», — сообщили в ведомстве.

Свой законопроект об овербукинге Минтранс обнародовал в июне прошлого года. В документе отмечалось, что, если авиакомпания не сможет перевезти пассажира на рейсе, указанном в билете, она должна проинформировать его об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения. Однако если пассажир не согласен с предложением, договор перевозки расторгается, а пассажиру возвращается уплаченная сумма и предоставляется компенсация. Планировалось, что нормативный правовой акт вступит в силу во втором квартале 2016 года.

Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с деталями обсуждения, уровни компенсаций, которые предложили авиакомпании, основывались на данных по среднему тарифу на перевозку внутри России за период с 2010 по 2014 год.

При этом уровни компенсаций, предложенные Минтрансом, были значительно выше.

Так, за задержку прибытия пассажира в пункт назначения от двух до шести часов ведомство предлагало установить выплату в размере 12 тыс. руб., тогда как компании были согласны только на 6 тыс. руб. Если задержка составила более суток, то, по замыслу Минтранса, авиакомпания должна компенсировать пассажиру 28 тыс. руб., а компании предлагали не более 20 тыс. руб.

«Уровень среднего тарифа у российских перевозчиков составляет около 6 тыс. руб. и имеет тенденцию к снижению. Таким образом, обеспечить компенсации за отказ в перевозке при сохранении обязанности перевозчика доставить пассажира первым возможным вариантом в сумме от 12 тыс. руб., предложенные Минтрансом, невозможно. Это значит, что весь проект внедрения овербукинга теряет свою целесообразность», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». При этом источник подчеркивает, что законопроект не освобождает авиакомпании от обязательств по перевозке пассажира. «То есть компания должна будет выплатить пассажиру компенсацию и доставить до пункта назначения», — добавил собеседник.

Он напоминает, что, по данным Росстата, средняя заработная плата по России (данные за 2014 год) составила около 32 тыс. руб.

«Таким образом, обеспечивать компенсации за отказ в перевозке на уровне средней заработной платы безосновательно и не имеет аналогов в мировом законодательстве», — уверяет собеседник, добавляя, что Минтранс занял жесткую и неконструктивную позицию и даже не стал обсуждать возможность снижения суммы компенсации для пассажиров.

Как пояснил «Газете.Ru» директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов, сейчас по закону никто из российских авиаперевозчиков не имеет права применять овербукинг.

«С точки зрения российского законодательства это неправомерное действие. А если говорить прямо — это мошенничество. Овербукинг предполагает продажу билетов больше, чем мест в самолете. Европейцы и американцы овербукинг легализовали. Если пассажир становится «лишним» на рейсе, ему так и говорят: овербукинг. Пассажир разворачивается и идет в кассу за компенсацией», — отмечает Олег Аксаментов, добавляя, что в России есть компании, которые практикуют овербукинг, но они говорят пассажиру, что это, например, сбой в системе или замена самолета.

«Пассажирам предлагают вернуть деньги за билет без штрафов. Пассажир в этом случае слабая сторона», — констатирует Аксаментов.

Российские авиакомпании не признают наличия такой практики. Представители S7, «ЮТэйр» и «Аэрофлота» уверяют, что на текущий момент не практикуют овербукинг. «Мы не применяем овербукинг. Для этого у авиакомпаний нет юридических оснований. Закон не принят», — пояснил представитель S7.

Однако пользователи часто жалуются на подобные проблемы. Корреспондент «Газеты.Ru» в мае прошлого года лично столкнулся с ситуацией, которую иначе как овербукингом не назовешь. Группа журналистов — от 10 до 15 человек — не смогла вылететь из Москвы в Казань по своим билетам, так как на рейс одной из российских авиакомпаний, по словам ее сотрудников, больше не было мест. На просьбу прояснить, почему пассажиры не могут улететь по своим билетам, представитель авиакомпании лишь разводил руками. Следующий рейс был только через несколько часов. В качестве компенсации сотрудники авиакомпании предложили пассажирам на выбор — либо разместиться на это время в гостинице у аэропорта, либо лететь в Казань бизнес-классом.

При этом, по словам главного редактора портала Avia.Ru Романа Гусарова, овербукинг — общепринятая система повышения продаж, которая направлена не на генерирование лишних пассажиров, а, напротив, на то, чтобы на рейс явилось ровно столько пассажиров, сколько вмещает самолет.

«На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации при разрыве договора перевозки. Закон об овербукинге нужен именно для того, чтобы его применение было четко регламентировано, а компенсация пассажирам — прописана в законе», — уверен эксперт.

По его мнению, появление «лишних» пассажиров — это сбойная ситуация. «И это не всегда должно повлечь за собой отказ от перевозки. Практически всегда «лишних» пассажиров либо пересаживают в бизнес-класс, либо выплачивают им компенсацию, предлагая улететь следующим рейсом через несколько часов», — говорит Роман Гусаров.

К слову, овербукинг — распространенная практика за рубежом. Как рассказали «Газете.Ru» в авиакомпании Lufthansa, в 2014 году около 1,8 млн пассажиров, что составляет 4,7% всех пассажиров германского авиаперевозчика, либо перебронировали билеты в последний момент, либо пропустили свой рейс.

«Для того чтобы избежать наличия пустующих мест на рейсах, Lufthansa использует сложную систему прогнозирования, которая не только учитывает стандартный процент отмены билетов на данном конкретном рейсе, но и принимает во внимание мероприятия, проходящие в этом городе в данный момент, и даже национальные особенности», — рассказали в компании.

По мнению Романа Гусарова, в овербукинге важен принцип добровольности, чтобы не компания выбирала «лишних» пассажиров, а пассажиры сами соглашались стать «лишними». Он вспоминает случай, когда летел в Москву из Франкфурта германской авиакомпанией. Перед посадкой было объявлено, что на рейс зарегистрировано на десять пассажиров больше, чем вмещает самолет.

Желающим добровольно остаться в аэропорту и улететь через два часа была предложена компенсация в €200. В итоге количество желающих оказаться «лишними» пассажирами было превышено в четыре раза.

В Lufthansa уверяют, что с добровольцами обычно не бывает сложностей, так как им предлагается существенная материальная компенсация и все необходимое — питание или проживание в случае необходимости. В компании подчеркивают, что сумма компенсации зависит от расстояния поездки и от того, как поздно пассажир прибудет к месту назначения. Согласно данным Lufthansa, минимальный размер компенсации составит €125, а максимальный — €600.

Ранее за введение овербукинга выступал «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый его рейс не приходит от 10 до 15% пассажиров. По словам источника «Газеты.Ru», близкого к «Аэрофлоту», авиакомпания продолжит консультации с Минтрансом по легализации овербукинга. Однако выплачивать слишком большие компенсации, аналогичные европейским, в компании не готовы. «В мире уже не первое десятилетие применяется практика овербукинга, и это отлаженный механизм, который позволяет авиакомпаниям увеличить доходность рейсов, но при этом не доставлять неудобства пассажирам. Размер компенсации должен учитывать российскую реальность, иначе овербукинг в России работать не будет, перевозчики не смогут увеличить доходность своих рейсов, что, в свою очередь, не позволит авиакомпаниям снизить стоимость перелета для конечного потребителя», — резюмировал источник.

Хотя официально в России овербукинг не признается, «Газета.Ru» предлагает читателям в комментариях рассказать, если им приходилось сталкиваться с подобными инцидентами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer