Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй пилот не смог остановить командира


21 апреля 2016 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


В опубликованном вчера промежуточном отчете Межгосударственного комитета (МАК) о причинах недавней катастрофы Boeing 737-800 авиакомпании Fly Dubai в аэропорту Ростова-на-Дону была реконструирована схема развития нештатной ситуации на борту. Из документа следует, что Boeing под управлением командира его экипажа несся к земле со скоростью 600 км/ч. Ввести в ступор опытного летчика, по данным экспертов, могли перегрузки, которые сначала создали ему ложную иллюзию, а затем сковали его по рукам и ногам. Второй пилот, даже осознавая смертельную опасность, в управление не вмешался.

Как было установлено комиссией МАК, перелет Boeing с 55 пассажирами и 7 членами экипажа на борту из Дубая в Ростов прошел в штатном режиме. Самолет был технически исправен, двое его пилотов — опытными, каждый из них провел за штурвалом почти по 6 тыс. часов, а погода на маршруте, в аэропорту посадки и даже в двух запасных аэропортах — Краснодаре и Волгограде — "не препятствовала выполнению задания".

Уже во время посадки в Ростове, происходившей в ночь на 19 марта, пилотов, очевидно, напугал сдвиг ветра. Сообщив российскому диспетчеру о том, что бортовые системы самолета зарегистрировали это опасное явление, летчики ушли на второй круг. Они набрали заданную высоту 2,5 км, а обнаружив "слабое обледенение", поднялись еще на 2 км, оставшись в так называемой зоне ожидания почти на два часа. Все это время летчики постоянно интересовались у диспетчера, не изменилась ли к лучшему погода, а поскольку предупреждение о разнонаправленных ветрах сохранялось, выжидали.

Вторая попытка сесть была предпринята экипажем в 3:23 по местному времени: машина под управлением автопилота благополучно снизилась и встала на посадочную прямую-глиссаду, не допустив при этом, как установила комиссия, отклонений по высоте и курсу. Однако на высоте около 600 м командир экипажа был вынужден отключить так называемый автомат тяги и взять управление на себя. Как полагают эксперты, действие это было вполне резонным — в условиях болтанки автоматика реагирует на воздушные ямы с запозданием и зачастую создает пилотам лишь дополнительные проблемы.

Когда Boeing опустился до отметки 220 м от поверхности земли, его параметрический самописец зарегистрировал довольно странное явление — самолет вдруг самопроизвольно, без вмешательства пилотов, увеличил свою приборную скорость с 290 до 320 км/ч. Причиной этого, возможно, стал как раз дувший на отметке 220 м попутный направлению посадки ветер. Этот порыв ветра, энергично "подтолкнувший" самолет, как полагают специалисты, вывел и без того раздосадованных долгим ожиданием летчиков из состояния душевного равновесия и создал в кабине "некоторую нервозность", зарегистрированную речевым самописцем.

Отказавшись от посадки, командир повел машину уже на третий круг, однако его дальнейшие действия, по мнению экспертов, уже сложно было назвать квалифицированными. Пилот задал "совершенно избыточный" для ухода на круг взлетный режим работы двигателям, загрузив их на 101-102% от проектной мощности. В результате машина стала энергично, со скоростью около 20 м/с, набирать высоту. В свою очередь, экстремальное для линейного самолета ускорение обеспечило летчикам и пассажирам так называемую положительную перегрузку, а ощущение придавленности к спинке кресла, как полагают эксперты, сформировало у управляющего пилота "ложную иллюзию" полета вверх.

С этого момента управление Boeing некоторые эксперты характеризовали уже как хаотичное. На высоте около 600 м командир чуть убрал режим работы двигателей и отдал штурвал, немного погасив при этом скорость. Это действие, длившееся всего 3 секунды, позволило слегка уменьшить перегрузку, однако благодаря поступившей команде к управлению самолетом подключилась автоматика Boeing, которая начала перемещать убранные при наборе высоты закрылки.

Тем временем командир предпринял следующую попытку энергичного набора высоты, во время которой выпущенные на 15 градусов закрылки усугубили возникшую у экипажа иллюзию вертикального взлета. В итоге, как показал экспертам параметрический самописец, управляющий пилот на высоте около 900 м резко перевел штурвал на пикирование, отклонив при этом руль высоты машины. Более того, командир придал самолету дополнительный пикирующий момент, перемещая его стабилизатор: параметрический самописец зафиксировал характерные щелчки поворотной рукоятки управления стабилизатором, расположенной на центральном пульте. Летчик крутил эту рукоятку в течение 12 секунд, отклонив стабилизатор на 5 градусов в сторону пикирования.

В свою очередь, Boeing, набрав высоту около 1000 м, по словам специалистов, стал не падать, а именно пикировать к земле в контролируемом его командиром полете. Это привело к катастрофическим последствиям: в кабине возникла отрицательная перегрузка — 1g. Как пояснил "Ъ" опытный летчик-испытатель, гражданские пилоты непривычны и к положительным перегрузкам, которые прижимают человека к креслам. "Ощущение же, когда ты повисаешь на ремнях, падают стаканы с кофе, а в глаза тебе летит поднятая из щелей в полу пыль, почти наверняка ввергает неподготовленного человека в панику или, наоборот, в ступор".

Нечто подобное, очевидно, произошло и с экипажем Boeing. Командир, видимо, понял, что катастрофа неизбежна, когда машина "поднырнула" под облака и стали видны огни аэропорта. Однако прервать свой последний полет, идущий со скоростью около 600 км/ч и под углом около 50 градусов к земле, уже не мог. Ошибку, допущенную командиром, понял второй пилот. Однако вмешиваться в управление он не стал, лишь прокричав по-испански: "No! No! No lo Hagas! Alto ahi!" ("Нет, нет! Не делай этого! Стоять! Остановись!")

Как пояснили "Ъ" эксперты, уже на предварительной стадии расследования очевидно, что к катастрофе и гибели 62 человек привели именно неправильные действия экипажа Boeing. Что именно заставило опытных летчиков запаниковать и "потеряться" в пространстве, в ближайшее время попытаются выяснить эксперты-психологи. В частности, им предстоит изучить медицинские документы членов экипажа, составить их психологические портреты и установить, насколько характеры пилотов были совместимы.



комментарии (1):

UWWW      22/04/2016 [12:16:09]#1
Автору этого "произведения" нужно любовные романы сочинять, а не на этом ресурсе позориться со своим дилетантским стилем...













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk7BT
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/, лучшие цены.
Тут https://youdo.com/lawyer/family/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer