Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В годы войны Новосибирский авиазавод имени Чкалова делал "по полку самолетов в день"


26 апреля 2016 года Алексей Стрелец, ТАСС


В Новосибирске в годы войны изготовили около половины всех советских истребителей, основной продукцией были Як-7 и Як-9. Реализация проекта поточных линий сборки позволила заводу выйти на норму "Полк в день" - то есть в день выпускали 28-30 самолетов, целый авиаполк.

"В войну мы их по 30 штук делали в день", - вспоминает ветеран завода, по армейской специальности - авиатехник Олег Морозов. Он отметил свое 88-летие. В канун 71-летней годовщины Победы корреспондент ТАСС встретился с ним, чтобы оставить потомкам его рассказ.

От дома Олега Морозова до Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова - три квартала, 15 минут пешком. За столом у огромного стеллажа с книгами авиационный техник первого класса, гвардии старший лейтенант в отставке Морозов перебирает газетные вырезки, в которых - вся летопись завода. От маленьких и по-своему смешных истребителей 30-х годов до современных Су-34, которые участвовали в операции в Сирии.

"Вот первый директор завода, - худые морщинистые пальцы Олега Леонидовича любовно перекладывают старые газеты. - А вот этого мужчину в шляпе вы узнаете? Нет? Это Вольф Мессинг, гипнотизер. Он приезжал в Новосибирск, выделил собственные деньги на постройку самолета-истребителя, подарил его летчику".

Мальчишки хотели строить самолеты

Новосибирский авиастроительный завод был основан в 1931 году как завод горного оборудования, а во второй половине десятилетия перепрофилировался на авиастроение и начал активно наращивать производственные мощности. "В начале Великой Отечественной войны на завод эвакуировали предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Днепропетровска. Круглосуточно разгружали эшелоны с оборудованием. Мощности предприятия выросли в несколько раз", - рассказал ТАСС сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев.

В 1943 году, когда на предприятие пришел работать Олег Морозов, завод уже стал одним из крупнейших центров авиастроения в СССР. "Я учился тогда в авиационном техникуме. И вот нас собрали команду мальчишек и отправили работать на патронный завод. Когда всех записывали, я стоял в очереди последним. Я стоял и думал, чего я буду эти патроны делать. Я самолеты хочу строить. И я развернулся, сел на трамвай и поехал на авиазавод", - вспоминает Олег Морозов.

Красная Армия тогда уже освободила Киев и разворачивала крупномасштабное наступление, которое полтора года спустя завершилось падением Берлина и безоговорочной капитуляцией Германии. Фронту нужны были самолеты, огромный завод работал круглосуточно, рук не хватало, и 15-летнего учащегося техникума приняли на работу сразу, хотя никакого направления у него не было. Так 28 декабря 1943 года Олег Морозов начал свой первый рабочий день в цеху окончательной сборки истребителей и занялся монтажом радиостанций в кабинах пилотов.

Полк в день

В Новосибирске, по словам Константина Голодяева, в годы войны делали истребители Як-7 и Як-9. "Реализация проекта поточных линий сборки самолетов позволила заводу выйти на норму "Полк в день" - то есть, в день выпускали 28-30 самолетов, целый авиаполк", - рассказали музее Новосибирска.

"Работали в две смены по 12 часов, - вспоминает Олег Морозов. - В первый месяц мне аванс заплатили - 200 рублей. Я пришел домой, деньги на комод положил, мать увидела и спрашивает - что это за деньги у нас лежат".

Радиоаппаратура самолета-истребителя включала в себя приемник, передатчик, антенну, умформер (преобразователь электрического тока - прим. ТАСС) и жгуты проводки. Общая масса - более 15 килограммов. Рабочий должен был взять все это, принести в сборочный цех и установить в кабине пилота.

"Погрузишь это все на себя и идешь. Подойдешь к самолету, если нет никого в кабине - монтируешь. Если есть - ругаешься. Потому что свою работу сделать надо. Кабина пилота у Як-9 очень маленькая, там не то что двоим, одному не развернуться. И хоть я высохший был весь от голода, все равно очень тесно", - вспоминает ветеран.

В середине 1944 года Морозова свалил приступ аппендицита. Ему сделали операцию, и через несколько дней он снова вышел на работу. Но от постоянного напряжения швы разошлись и врач, вновь подтянув их, порекомендовал подыскать более легкую работу. Так Олег Леонидович от монтажа радиоаппаратуры перешел к ее приемке и проверке работоспособности.

"У нас была шутка такая - включить рацию и вызвать летчика, который в воздухе в это время. Включали, говорили, "Сокол", как слышно?". Он же не знает, в чем дело, отвечает, "Я "Сокол", слышу вас хорошо, девятка". Девятка - это девятый цех. Осмотришься, глядишь, уже бегут к тебе, спрашивают, кто вызывал, зачем. И мы все тут же рацию выключили, садимся и руками разводим, дескать нет, не я, не знаю, кто", - смеется Олег Леонидович.

О Победе и еде

Заводские рабочие жили в деревянных бараках, которые строились вокруг предприятия. Активно продолжал строиться и сам завод. Бетонную взлетную полосу зимой 1942 года, в страшный мороз, голодные и изможденные, строили политзаключенные.

"В их числе был новосибирский писатель Юрий Магалиф, - рассказывает Константин Голодяев. - Он вспоминает, что на строительство приехал руководитель обкома партии Кулагин, привез ящик водки, выступил на митинге и обратился к этим зекам "Дорогие товарищи". Их никто их не называл иначе, как "Эй ты, морда", поэтому они таким обращением были так растроганы и воодушевлены, что не надо было уже никакой водки". Взлетную полосу достроили быстрее плановых сроков.
На заводе, как вспоминает Морозов, какой-то неприязни между работающими не было, независимо от их статуса. Мир сделался очень простым и понятным. На фронте - чужой, враг, а здесь - свои. Это чувствовали все, и выживать удавалось только благодаря поддержке друг друга.

"Я, помнится, спасал врача, Веру Александровну. Она заболела, и я бегал по всем соседям, собирал молоко, у кого сколько было. По стакану, по кружке. И никто не отказал, так ее все любили", - говорит Морозов.

Сводки с фронта заводчане слушали ежедневно с замиранием сердца, и разговоры были только о победе, да еще о еде. "О еде постоянно вспоминали, - улыбается Олег Леонидович. - Мы говорили "Семь комсомольских ужинов за раз могу съесть". Оно может показаться много, но тогда семь комсомольских ужинов - это было всего-навсего семь ложек лапши".

Первый выходной

На заводе День Победы - 9 мая 1945 года стал первым нерабочим днем за все годы войны. Тогда, как и многие другие новосибирцы, рабочие-авиастроители собрались в центре города, поздравляя друг друга. На фотографиях, сделанных в тот день - заполненная собравшимися на стихийный митинг горожанами площадь Свердлова. Был среди них и Морозов.
"Рано утром мать меня будит, - вспоминает он, - и кричит "Победа!", "Победа!". Я вскочил и - бегом на завод. А там уже подъехали трамваи, машины, все на митинг. Все не вместились, многие пешком пошли. Кто в военной форме был, как их только видели - тут же на руки и качать".

От И-16 до Су-34

После Победы Морозов ушел в армию, хотя на заводе его увольнять не хотели - рабочих рук не хватало. В армии он выучился на авиационного техника, получил офицерское звание и прослужил еще 14 лет, участвуя в становлении реактивной авиации в СССР.

"Летчики были опытнейшие, всю войну прошли. А как удивлялись! - смеется он, - Однажды испытывали мы реактивный самолет, он круг сделал, сел. Пилот из кабины выпрыгнул, подходит ко мне и говорит: "Скажи, почему я сейчас летал?". Я ему про третий закон Ньютона, а он только руками машет. Оставь, говорит, своего Ньютона, он давно умер. Объясни, почему я-то сейчас летал".

Демобилизовавшись из армии, Морозов вернулся в Новосибирск, на родной завод. С авиацией, говорит он, связан на всю жизнь. И сегодня его настольная книга - толстый справочник о самолетах, выпускавшихся в Новосибирске. На обложке - крохотный истребитель И-16 30-х годов, хищный силуэт военного Як-9, похожий на авторучку с крыльями первенец реактивной эпохи МиГ-15 и, наконец, футуристический современный Су-34.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiNGm
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer