Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Надо было с толкача»


27 апреля 2016 года Екатерина Згировская, Газета.Ru


Первый запуск ракеты «Союз-2.1а» с нового российского космодрома Восточный не состоялся. Корреспондент «Газеты.Ru» присутствовала на мероприятии, которое должно было стать историческим. Но оказалось, что первый пуск с Восточного повторил историю с первым запуском новейшей отечественной ракеты «Ангара-1.2пп», также не состоявшимся в назначенный срок.

Знаменательное для российской космонавтики событие должно было свершиться 27 апреля 2016 года — первый старт ракеты-носителя со спутниками с первого чисто российского гражданского космодрома Восточный. Но этого не произошло.

Как развивались события на космодроме, рассказывает корреспондент «Газеты.Ru».

Как известно, изначально планировалось провести мероприятие космического масштаба в декабре 2015 года, но не случилось — президент разрешил перенести его ближе ко Дню космонавтики. Неизвестно, возникла ли эта идея у Владимира Путина случайно или он пуском с Восточного решил отметить год 55-летия полета Гагарина.

Наблюдать за историческим стартом журналистов везли практически тем же путем, что проходит поезд, на котором доставляют на стартовый комплекс Восточного ракету «Союз-2.1а», — от новенького стеклянного здания вокзала напротив въезда в таинственный город Углегорск. На территории космодрома выстроены километры новых дорог, вдоль которых все еще лежат строительные материалы для последующих работ. Вдоль шоссе потихоньку из автобусов высаживались люди в разноцветных куртках — посмотреть за пуском из амурской тайги привезли работников и жителей близлежащего города. Сквозь кроны деревьев на фоне чистого безоблачного неба виднелся стартовый комплекс — два молниеотвода и фирменная мобильная башня обслуживания космодрома Восточный.

Ничего не предвещало форс-мажора, на случай которого был выделен резервный день пуска — 28 апреля.

Прикрывающая ракету от непогоды перед стартом мобильная башня обслуживания, на которой работали специалисты, отъехала от «Союза-2.1а» примерно за час-полтора до расчетного времени пуска.

Журналистов привезли к зданию МЧС, с крыши которого предполагалось лицезреть старт ракеты. Попасть на наблюдательный пункт оказалось непросто: сначала тщательная проверка с металлоискателем, лентой с рентгеном, обычная для аэропортов. Затем несколько этажей по ступенькам вверх, подъем по которым затянулся из-за того, что выстроившуюся на лестнице очередь из груженных видеоаппаратурой журналистов просто не выпускали.

«Почему не запускаете журналистов? — возмутился сопровождающий с рацией. — ФСО дает добро!»

Команда, кажется, возымела действие. ФСО на космодроме в этот день стала одновременно движущей и обездвиживающей силой — на первый пуск должны были приехать первые лица государства, собирался сам Владимир Путин.

За полчаса до старта комментатор объявил об эвакуации персонала на безопасное расстояние. Все шло, как принято говорить в отрасли, «штатно».

Телеканалы начали записывать первые стендапы, по пять раз рассказывая в камеры кто о важности космодрома для России, а кто и вовсе о благоприятном и безоблачном прогнозе погоды. «Казалось, время для удачного старта подсчитали не только баллистики, но и синоптики», — радостно рапортовал один из телекорреспондентов. На самом деле, говорят амурчане, в регионе в году в среднем более 300 солнечных дней, так что в теплое время года трудно найти неудачный день для пуска.

«Готовность к пуску десять минут. Первый?» — продолжал диктор. «Первый» подождал с минуту и «принял готовность». Так им предстояло переговариваться еще неоднократно.

На наблюдательный пункт продолжали подниматься гости, судя по всему, важные. Вместе с группой мужчин в костюмах по деревянным ступенькам бодро взбежала нарядная девушка в ярко-розовых туфлях на шпильках — запуск ракеты для нее явно должен был стать праздником.

«Готовность к пуску одна минута. Первый?» — заявил диктор в 10.53 по местному времени (4.53 мск). Зрители предположили, что решили пустить пораньше, но это стандартная процедура.

Удивительно было одно: минут за двадцать до времени старта буквально над стартовым комплексом пролетел самолет. Странно, учитывая, что небо перед пусками ракет обычно перекрывают, объявляя трассу носителя бесполетной зоной.

«Ключ на старт», — прозвучала традиционная «космическая» команда из громкоговорителя.

«Продувка», — продолжал вещать комментатор, чем сильно рассмешил присутствующих гостей.

Время тянулось слишком медленно.

«Дренаж», — прозвучало в 10.58 по местному времени, ему что-то неразборчиво ответил оппонент.

Все эти команды — стандартные при выполнении циклограммы пуска ракет. «Дренаж» — по этой команде прекращается подпитка баков кислородом, благодаря которой компенсируется его утечка за счет испарения, дренажные клапаны закрываются.

И вот она, минута старта, но ничего не происходит.

Сразу же вспомнилось, как без малого два года назад, 27 июня 2014 года, не полетела с военного космодрома Плесецк под Архангельском самая первая легкая ракета «Ангара-1.2пп».

Ее полета ждали так же, как и первого пуска с Восточного, но автоматика дала отбой, и комиссия потом долго выясняла его причины. Улетела первая ракета, созданная в современной России, 9 июля 2014 года, а ее тяжелая «родственница» «Ангара-А5» с первого раза стартовала 23 декабря того же года.

«Доклад тридцатого принял. Первый? Расчету стартовой команды прибыть на нулевую отметку», — говорит голос. И публика заволновалась: кажется, «что-то пошло не так».

«Отчет», — слышится обрывок фразы. А ракета так и стоит за лесом.

«Пятому: привести схему в исходное состояние. Стартовый комплекс — также в исходное состояние», — произнес комментатор. Стало понятно, что старт уже не состоится.

Дальше переговоры продолжились в режиме, дающем понять, что на стартовом комплексе теперь будут «большие разборки».

«Пятый принял управление». «Внимание, первый трап охраны, обеспечить пропуск персонала и стартового расчета в первое сооружение». «Руководителям старта прибыть в комнату 246», — прозвучала угрожающая фраза. Что происходило в загадочной комнате, остается только предполагать, впрочем, самых задорных версий у журналистской братии было хоть отбавляй.

Тем временем на наблюдательном пункте тишина, некоторые мужчины в костюмах резво спустились с крыши и побежали от здания.

«А так домой хотелось», — с сожалением сказал кто-то из московских журналистов. «Вроде говорят, что на сутки, но нам пока еще не объявили», — докладывала в трубку местная работница.

Сопровождающие начали звонить и договариваться, чтобы подогнали автобусы к корпусу, хотели скорее увезти прессу, очевидно, чтобы охочие до комментариев и заявлений корреспонденты не начали отлавливать тех, кто мог бы что-то сказать о происходящем.

«Конференция закончена», — спокойным и нежным голосом внезапно прорезалась сквозь повисшую на наблюдательном пункте тишину девушка, и пошли гудки, будто абонент повесил трубку...

Публика смеялась, кто-то жаловался на плохую связь, информационные агентства передавали молнии, спрашивая, есть ли у кого-то точная цитата того, что сказал комментатор, а ракета так и стояла за лесом.

«Надо было с толкача», — пошутили представители отрасли...

Тем временем раскрылась тайна, а будет ли президент Путин присутствовать на запуске или понаблюдает за ним каким-то иным способом. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Путин приехал и даже решил остаться до выяснения причин отмены пуска.

«В ходе ожидания до планировавшегося момента пуска президент был подробно пробрифингован о всех технологических особенностях, о режиме работы автоматики в том числе», — сказал Песков журналистам президентского пула, прибывшим вместе с ним на Восточный.

«Мы не исключаем, что президент ближайшие сутки проведет здесь, в районе космодрома. В любом случае глава государства планирует использовать это время для детального разговора и проведения соответствующих совещаний по теме второй и третьей стадий развития космодрома и строительства города Циолковского», — добавил Песков.

«Ничего страшного не произошло», — тем временем сообщил журналистам официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков, акцентируя, что космодром Восточный находится в процессе испытаний и, таким образом, мы стали свидетелями того, что системы космодрома работают штатно.

«Вывод можно сделать, что космодром, находящийся в состоянии испытаний, все испытания выдерживает. За полторы минуты до старта автоматика дала отбой. Сейчас причины выясняются. Резервная дата 28 апреля у нас сохраняется, в 5.01 мск», — добавил Буренков.

А пока комиссия выясняет причину, «Роскосмос» обещает рассказать, что же именно случилось, «как только поймут, что произошло, более точно». «Самое главное, что ракета и все три спутника сохранены, а это самое главное, значит, телеметрия работает нормально и завтра, возможно, произойдет запуск», — продолжал обнадеживать журналистов представитель госкорпорации.

«Такие случаи происходят не только у нас, а у всех космических держав», — подчеркнул Буренков.

По данным источника РИА «Новости» в отрасли, комиссия по выяснению причин переноса первого запуска «Союза-2.1а» с Восточного на резервную дату может в ближайшие часы закончить свою работу и подтвердить или опровергнуть высказанную ранее версию «о проблемах с дренажной системой «Союза», из-за которой автоматика отменила запуск».

Таким образом, учитывая историю с запуском первой «Ангары», может получиться, что новая дата пуска с Восточного будет назначена на более поздний срок, чем следующий после первоначального день.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer