Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Небесный тихоход" и его команда


28 апреля 2016 года Андрей Мармышев, ТАСС


Фанера - плохая защита от пуль и снарядов, а прозвище "небесный тихоход" подтверждало: на этом хрупком самолете мало шансов уйти из под вражеского обстрела. Однако По-2 стал одной из легенд Великой Отечественной войны, тысячи пилотов и техников превратили его в грозное для немцев оружие, наводившее ночами страх на противника. Самолет, воспетый не в одном советском фильме про войну, также на славу послужил раненым бойцам и партизанам, спасая многие тысячи жизней и регулярно доставляя в тыл снаряжение и продовольствие.

Дорога на фронт

Иван Анопченко недавно отметил столетний юбилей. Но события военного времени он помнит хорошо. "Победу я встретил в Москве, - говорит ветеран. - Везде стрельба. У каждого был пистолет, все стреляют в воздух, все радуются безмерно! А так, почти всю войну, моим оружием был По-2".

В армию Анопченко призвали в 1937 году. Попал в Белоруссию в танковую бригаду где окончил "учебку". В качестве механика-водителя танка участвовал в операциях в Западной Белоруссии в 1939 году, присоединял Литву, наступал на Выборг в Финскую войну. В конце 1940 года демобилизовался со срочной службы, уехал к сестре в Алма-Ату. Окончил летное училище по специальности "авиационный техник".

"Служил в Алма-Атинской авиаэскадрилье. В один из ноябрьских дней 1941 года меня вызывают, получаю приказ: "Готовь самолет!". Вместе с летчиком предстаем перед командиром. "Приказ: завтра улетаете на фронт. Из Алма-Аты мы вылетели в Липецк, где формировался полк", - вспоминает ветеран.

Служил он в 6-м отдельном авиационном полку, в марте 1943 года ставшим  62-м гвардейским отдельным авиационным полком Гражданского воздушного флота. Летчики ГВФ доставляли частям Красной Армии оружие и боеприпасы, медикаменты и провиант, вывозили с фронта раненых и больных. Свое гвардейское звание полк получил за мужество и героизм личного состава во время Сталинградской битвы, став первой фронтовой частью гражданской авиации, удостоенной этого звания. Отличился полк и во время Курской битвы, где его санитарная эскадрилья за два месяца вывезла более четырех тысяч раненых и доставила в фронтовые госпитали две тонны лекарств и 27 тонн консервированной крови.

По-2 - разработанный знаменитым авиаконстуктором Николаем Поликарповым биплан с деревянным фюзеляжем и фанерным крылом. Мог приземлиться на небольшом пятачке - на лесной полянке или речном острове. Немцы прозвали По-2 "швейными машинками" за характерный стрекот двигателя.

Экипаж самолета состоял из двух человек: пилот и штурман-бомбардир. В санитарном и транспортном варианте обходились одним пилотом, напарниками которых часто бывали техники - требовалось подготовить взлетную полосу, отремонтировать воздушное судно, выполнить иные работы по специальности.

В начале 1943 года неподалеку от Котельниково вражеский "мессер" атаковал самолет санитарной эскадрильи с сержантом Анопченко на борту. Вместе с ним летели техник и врач. "Нас пилот закрыл в маленькой кабине и полетели. По пути попали под обстрел истребителя. Летчик сумел посадить самолет и убежал в укрытие. В обшивке самолета насчитали 68 пробоин, была повреждена лопасть винта, а у нас нет ни одной царапины. И я сумел отремонтировать самолет по обстрелом", - вспоминает Анопченко.

За этот вылет сержанта наградили медалью "За боевые заслуги". До этого случая самолет выполнил 470 боевых вылетов, налетал 1300 часов без единой поломки.

Большинство техников полка были мужиками в возрасте, поэтому подобные "командировки" часто выпадали молодому Анопченко. Во время вылетов бывали потери. Похоронил сержант пилота с которым в ноябре 1941 года летел в Липецк. Затем в полку погибли еще нескольких летчиков. Война.

"Страха не было, - говорит. - О смерти старались не думать, мысли были о поставленной задаче".

Партизанский край

В 1943 году полк обеспечивал связь с партизанами. Как и армейским частям, на По-2 им везли припасы и медикаменты, обратно доставляли раненых и больных. Работали без посадки, сбрасывая груз с воздуха. Многое зависело от удачи - попадет такая "посылка" партизанам или утонет в болоте, либо свалится под ноги немцам.

"Потом один из летчиков на свой страх и риск сел на лесной поляне. После чего меня забросили в партизанский отряд - принимать самолеты. Около трех месяцев обустраивал взлетные полосы, днем готовил сигнальные огни, ориентируясь на которые летчики совершали ночные рейсы", - рассказывает Анопченко.

С августа по сентябрь 1943 года, уже будучи старшиной 3-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи, Анопченко находился в расположении партизанских бригад генерал-майора Горшкова, затем в отряде майора Кошелева, в октябре был направлен в Гомельское партизанское соединение генерал-майора Ильи Кожара. Везде организовывал лесные аэродромы.

В полковых документах об этом эпизоде боевого пути ветерана сказано так: "Товарищ Анопченко обеспечил безаварийный прием и выпуск 450 самолетов, отправив из партизанских районов на большую Землю свыше тысячи раненых партизан, стариков и детей".

"К партизанам самолеты шли груженные продуктами, а обратно полные ребятишек. В одни носилки для раненых их сажали по несколько человек, еще один-два помещались сажал за спиной пилота. Были они очень худые, одни кости. Страшный был голод в Белоруссии. Даже многие взрослые весили не больше 40 килограммов", - говорит Анопченко со слезами на глазах.

Партизанская жизнь полна неожиданностей. Немцы попытались ликвидировать отряд, где был старшина-авиатехник. "Загнали нас в болота. Мы тогда за одну ночь прошли около 60 километров, отрываясь с боями от немцев. Шли  по колено в воде, проваливаясь по грудь. Меня берегли как специалиста", - вспоминает ветеран.

С отрядами генерала Кожара он с боями форсировал реку Березина "проявив при этом мужество и дисциплинированность война Красной армии", за что был награжден медалью "За отвагу".

После Победы

В конце войны Анопченко направили в летний центр в Баку, где готовили бортмехаников на самолеты Ли-2.

"Отучившись полтора месяца, я получил направление в Москву, в 10-ю гвардейскую транспортную дивизию, где и встретил Победу, - вспоминает ветеран. - Из Москвы летали в города Германии, в Вену. Возили армейские грузы".

В августе был награжден орденом Отечественной войны П степени. Затем началась мирная жизнь. Гвардии старшина отказался сначала от назначения в Красноярск, говорит, что "немного испугался" далекого сибирского города. Работал бортмехаником в Риге, в Воронеже на самолета Ли-2 и Ил-14, был авиадиспетчером. В конце- концов судьба привела его в Красноярск.

13 апреля Иван Николаевич встретил столетний юбилей. Ветеран бодр, старается не жаловаться на жизнь и готовится к 71-й годовщине Победы.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC19fc
http://courier.youdo.com/gifts-delivery/ - лучшие цены тут.
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/price/dlv/zachas/, варианты >>
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer