Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россию и США предостерегают от чрезмерного сближения


11 мая 2016 года Павел Тарасенко, Елена Черненко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


ВВС США увеличили число вылетов самолетов-разведчиков в южную часть Балтийского моря: только с 9 мая они дважды появлялись у границ Калининградской области. В Москве утверждают, что подобные маневры "провоцируют российских военных на ответные действия". Опасаясь серьезных инцидентов, власти Польши выдвинули инициативу повышения роли ОБСЕ в их предотвращении. Как стало известно "Ъ", Варшава намерена до конца года добиться обновления принятого пять лет назад Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности, четче прописав в нем правила поведения 57 стран организации.

В опасной близости

Информация о том, что "самолет RC-135W с бортовым номером 62-4131 осуществляет полет в южной части Балтийского моря", появилась вчера на специализированных порталах, отслеживающих передвижение военной авиации. По их данным, на которые ссылается агентство "Интерфакс", американский стратегический самолет-разведчик вылетел с авиабазы в Великобритании для проведения десятичасового наблюдательного полета, при этом по плану около двух часов должен был провести вблизи российских границ.

За день до этого, 9 мая, этот же самолет с бортовым номером 62-4131 также провел разведку вблизи Калининградской области, при этом был перехвачен российским истребителем Су-27. А в целом за последний месяц произошло по меньшей мере четыре подлета самолетов ВВС США к российским рубежам на Балтике. Подобное происходит и в других регионах: 21 апреля американский разведывательный самолет Р-8 "Посейдон" был перехвачен истребителем МиГ-31 близ полуострова Камчатка.

Источник "Ъ" в Минобороны РФ вчера подтвердил, что случай с RC-135W в южной части Балтийского моря не единичен: "За последние недели активность разведывательной авиации США в регионе действительно возросла". Тем не менее, по его словам, существующих мер (в виде перехвата воздушного судна истребителями Су-27) вполне достаточно. Участившиеся же полеты разведсамолетов США вблизи российских территорий собеседник "Ъ" считает в большей степени "мерой психологического воздействия", отмечая: "На нас эти игры никак не отразятся".

Вместе с тем нередко инциденты сопровождаются дипломатическими перепалками между представителями РФ и США. В частности, в конце апреля Пентагон возмутился "небезопасным маневром" Су-27, который сделал "бочку" вокруг самолета RC-135, летевшего над Балтийским морем. "Пока разведывательный самолет США мягко и неагрессивно шпионил за нами над Балтикой, российский Су-27 совершил рядом "опасные действия". В США возмущены",— иронично отметил в этой связи глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

Наиболее эмоционально же Вашингтон отреагировал на пролеты российских боевых самолетов в непосредственной близости от корабля ВМС США Donald Cook, который в середине апреля подошел на расстояние примерно 70 км от российской военно-морской базы на Балтике. В Белом доме заявили, что такие действия "противоречат профессиональным нормам военных, действующих в непосредственной близости друг от друга в международных водах и международном воздушном пространстве". Глава МИД РФ Сергей Лавров парировал: "Наши самолеты выполняли абсолютно легитимные учебные полеты в международном воздушном пространстве. Они увидели, что американский эсминец с мощным вооружением приближается к нашей военной базе, и решили посмотреть, кто это. Как только они увидели, кто это, а это произошло на безопасном расстоянии, они отвернули и продолжили свой полет".

Комментируя вчера агентству "Интерфакс" активизацию американских ВВС, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов напомнил об учениях НАТО "Весенний шторм", которые проходят в Эстонии со 2 мая. "Они проводят учения на Балтике. Видимо, "снимают" обстановку и проводят разведку",— сказал депутат, назвав "перехват" российскими военными самолетами иностранных самолетов рутинной практикой. Ранее, в конце апреля, господин Комоедов утверждал: США сами провоцируют российских военных на ответные действия, направляя самолеты и корабли к российской границе.

Первый замглавы думского комитета по международным делам Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" заявил, что Россия и США "должны реагировать на инциденты в строгом соответствии с действующими протоколами" (в частности, еще в 1972 году Москва и Вашингтон заключили соглашение о безопасности полетов). "С советских времен мы придерживались тактики, призванной не допускать воздушное хулиганство. И наши, и их летчики иногда могут выразить свои патриотические чувства в такой форме, которая не всегда бывает безопасной",— отметил собеседник "Ъ".

Членам ОБСЕ прописывают обязательства

Вместе с тем на Западе считают, что действующих норм и соглашений может быть недостаточно. В частности, Польша выступила с инициативой повышения роли ОБСЕ в деле предотвращения инцидентов. Подробности "Ъ" рассказал постпред Польши при международных организациях в Вене Адам Бугайский. "Потенциальные риски, связанные с подобными инцидентами, всегда велики. Как минимум, их следствие — повышение политической напряженности в отношениях между вовлеченными государствами. Подобные инциденты легко могут стать источниками ненужной конфронтации",— заявил он.

По словам собеседника "Ъ", в последние годы в рамках ОБСЕ был предпринят "целый ряд попыток предотвратить подобные ситуации" — в частности, в 2011 году был одобрен Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности. Однако в Варшаве считают необходимым дальнейшее развитие инициативы. В частности, речь идет об "улучшении и ускорении рабочих контактов между соответствующими координационными центрами всех государств-участников", "принятии странами--членами ОБСЕ обязательства избегать любых действий, которые могли бы привести к опасным военным инцидентам", а также о "формировании при необходимости специальной миссии ОБСЕ" по расследованию обстоятельств тех или иных эпизодов.

По словам Адама Бугайского, соавторами предложений Варшавы уже выступили семь стран — "республики Прибалтики и другие государства Запада". Кроме того, как рассказал "Ъ" польский дипломат, Варшава стала "соавтором целого ряда других предложений, направленных на модернизацию Венского документа,— в частности, касающихся размера инспекционной команды ОБСЕ и понижения пороговых значений для предварительного уведомления о крупных военных мероприятиях".

Собеседник "Ъ" пояснил, что раз в пять лет должен происходить пересмотр Венского документа, и соответствующая процедура как раз была запущена в начале 2016 года. "Сейчас мы вступили в период интенсивных консультаций",— отметил Адам Бугайский, выразив надежду на принятие окончательных решений до конца года.

Вместе с тем Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" выразил сомнение в том, что ОБСЕ в ее нынешнем виде — это подходящая площадка для работы по предотвращению инцидентов на море и в воздухе. "Европейцы и американцы давно уже отказались от подхода к ОБСЕ как к серьезному инструменту. Организация должна была регулировать вопросы безопасности, экономики и правоприменительной практики. Вместо этого европейцы после распада СССР пошли по другому пути: военную составляющую перенесли в НАТО, экономику — в ЕС, а правозащиту — в Европейский суд по правам человека. ОБСЕ оказалась "подвешенной" структурой, она сегодня ничего не решает, не обладает никаким весом",— заявил депутат и призвал решать связанные с опасными инцидентами вопросы в первую очередь на основе существующих двусторонних соглашений.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer