← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Россию и США предостерегают от чрезмерного сближения


11 мая 2016 года Павел Тарасенко, Елена Черненко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


ВВС США увеличили число вылетов самолетов-разведчиков в южную часть Балтийского моря: только с 9 мая они дважды появлялись у границ Калининградской области. В Москве утверждают, что подобные маневры "провоцируют российских военных на ответные действия". Опасаясь серьезных инцидентов, власти Польши выдвинули инициативу повышения роли ОБСЕ в их предотвращении. Как стало известно "Ъ", Варшава намерена до конца года добиться обновления принятого пять лет назад Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности, четче прописав в нем правила поведения 57 стран организации.

В опасной близости

Информация о том, что "самолет RC-135W с бортовым номером 62-4131 осуществляет полет в южной части Балтийского моря", появилась вчера на специализированных порталах, отслеживающих передвижение военной авиации. По их данным, на которые ссылается агентство "Интерфакс", американский стратегический самолет-разведчик вылетел с авиабазы в Великобритании для проведения десятичасового наблюдательного полета, при этом по плану около двух часов должен был провести вблизи российских границ.

За день до этого, 9 мая, этот же самолет с бортовым номером 62-4131 также провел разведку вблизи Калининградской области, при этом был перехвачен российским истребителем Су-27. А в целом за последний месяц произошло по меньшей мере четыре подлета самолетов ВВС США к российским рубежам на Балтике. Подобное происходит и в других регионах: 21 апреля американский разведывательный самолет Р-8 "Посейдон" был перехвачен истребителем МиГ-31 близ полуострова Камчатка.

Источник "Ъ" в Минобороны РФ вчера подтвердил, что случай с RC-135W в южной части Балтийского моря не единичен: "За последние недели активность разведывательной авиации США в регионе действительно возросла". Тем не менее, по его словам, существующих мер (в виде перехвата воздушного судна истребителями Су-27) вполне достаточно. Участившиеся же полеты разведсамолетов США вблизи российских территорий собеседник "Ъ" считает в большей степени "мерой психологического воздействия", отмечая: "На нас эти игры никак не отразятся".

Вместе с тем нередко инциденты сопровождаются дипломатическими перепалками между представителями РФ и США. В частности, в конце апреля Пентагон возмутился "небезопасным маневром" Су-27, который сделал "бочку" вокруг самолета RC-135, летевшего над Балтийским морем. "Пока разведывательный самолет США мягко и неагрессивно шпионил за нами над Балтикой, российский Су-27 совершил рядом "опасные действия". В США возмущены",— иронично отметил в этой связи глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

Наиболее эмоционально же Вашингтон отреагировал на пролеты российских боевых самолетов в непосредственной близости от корабля ВМС США Donald Cook, который в середине апреля подошел на расстояние примерно 70 км от российской военно-морской базы на Балтике. В Белом доме заявили, что такие действия "противоречат профессиональным нормам военных, действующих в непосредственной близости друг от друга в международных водах и международном воздушном пространстве". Глава МИД РФ Сергей Лавров парировал: "Наши самолеты выполняли абсолютно легитимные учебные полеты в международном воздушном пространстве. Они увидели, что американский эсминец с мощным вооружением приближается к нашей военной базе, и решили посмотреть, кто это. Как только они увидели, кто это, а это произошло на безопасном расстоянии, они отвернули и продолжили свой полет".

Комментируя вчера агентству "Интерфакс" активизацию американских ВВС, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов напомнил об учениях НАТО "Весенний шторм", которые проходят в Эстонии со 2 мая. "Они проводят учения на Балтике. Видимо, "снимают" обстановку и проводят разведку",— сказал депутат, назвав "перехват" российскими военными самолетами иностранных самолетов рутинной практикой. Ранее, в конце апреля, господин Комоедов утверждал: США сами провоцируют российских военных на ответные действия, направляя самолеты и корабли к российской границе.

Первый замглавы думского комитета по международным делам Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" заявил, что Россия и США "должны реагировать на инциденты в строгом соответствии с действующими протоколами" (в частности, еще в 1972 году Москва и Вашингтон заключили соглашение о безопасности полетов). "С советских времен мы придерживались тактики, призванной не допускать воздушное хулиганство. И наши, и их летчики иногда могут выразить свои патриотические чувства в такой форме, которая не всегда бывает безопасной",— отметил собеседник "Ъ".

Членам ОБСЕ прописывают обязательства

Вместе с тем на Западе считают, что действующих норм и соглашений может быть недостаточно. В частности, Польша выступила с инициативой повышения роли ОБСЕ в деле предотвращения инцидентов. Подробности "Ъ" рассказал постпред Польши при международных организациях в Вене Адам Бугайский. "Потенциальные риски, связанные с подобными инцидентами, всегда велики. Как минимум, их следствие — повышение политической напряженности в отношениях между вовлеченными государствами. Подобные инциденты легко могут стать источниками ненужной конфронтации",— заявил он.

По словам собеседника "Ъ", в последние годы в рамках ОБСЕ был предпринят "целый ряд попыток предотвратить подобные ситуации" — в частности, в 2011 году был одобрен Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности. Однако в Варшаве считают необходимым дальнейшее развитие инициативы. В частности, речь идет об "улучшении и ускорении рабочих контактов между соответствующими координационными центрами всех государств-участников", "принятии странами--членами ОБСЕ обязательства избегать любых действий, которые могли бы привести к опасным военным инцидентам", а также о "формировании при необходимости специальной миссии ОБСЕ" по расследованию обстоятельств тех или иных эпизодов.

По словам Адама Бугайского, соавторами предложений Варшавы уже выступили семь стран — "республики Прибалтики и другие государства Запада". Кроме того, как рассказал "Ъ" польский дипломат, Варшава стала "соавтором целого ряда других предложений, направленных на модернизацию Венского документа,— в частности, касающихся размера инспекционной команды ОБСЕ и понижения пороговых значений для предварительного уведомления о крупных военных мероприятиях".

Собеседник "Ъ" пояснил, что раз в пять лет должен происходить пересмотр Венского документа, и соответствующая процедура как раз была запущена в начале 2016 года. "Сейчас мы вступили в период интенсивных консультаций",— отметил Адам Бугайский, выразив надежду на принятие окончательных решений до конца года.

Вместе с тем Леонид Калашников в разговоре с "Ъ" выразил сомнение в том, что ОБСЕ в ее нынешнем виде — это подходящая площадка для работы по предотвращению инцидентов на море и в воздухе. "Европейцы и американцы давно уже отказались от подхода к ОБСЕ как к серьезному инструменту. Организация должна была регулировать вопросы безопасности, экономики и правоприменительной практики. Вместо этого европейцы после распада СССР пошли по другому пути: военную составляющую перенесли в НАТО, экономику — в ЕС, а правозащиту — в Европейский суд по правам человека. ОБСЕ оказалась "подвешенной" структурой, она сегодня ничего не решает, не обладает никаким весом",— заявил депутат и призвал решать связанные с опасными инцидентами вопросы в первую очередь на основе существующих двусторонних соглашений.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/5/11/27126/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.