Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тариф поднебесный


12 мая 2016 года Владимир Таюрский, Российская газета


Многим жителям Востока России, решившим провести отпуск на курорте, больше всего времени и денег придется потратить не на проезд к теплым морям, а на путешествие от родного села до областного центра. В отдаленных населенных пунктах ДФО авиация не частый гость, зато стоимость билетов на местных линиях улетная. Чтобы повысить мобильность населения, региональные власти субсидируют пассажирские авиаперевозки. Однако это лишь отчасти сглаживает проблему.

В Якутии 90 процентов территории находятся в зоне сезонной транспортной доступности. Что это такое? Зимой дорогу от центра Усть-Янского района до села Юкагир мостит мороз. Летом выручают только моторные лодки - половину 300-километрого пути надо плыть по морю. А вертолет, по словам заместителя сельского главы Василия Томского, летает примерно раз в месяц, и то при условии полной загрузки в оба конца.

Таких труднодоступных поселений в республике более сотни. Некоторые расположены не где-то на побережье моря Лаптевых, а в часе лета от Якутска. Вот только летать туда некому. В прошлом году правоохранительные органы прекратили деятельность частной авиакомпании, организовавшей нелегальные пассажирские рейсы в Центральной Якутии. Людей перевозили на "кукурузниках", предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ. Взлетали с поля, у компании не было лицензии, один из летчиков не имел свидетельства пилота коммерческой авиации. Но люди платили подпольным авиаторам по семь тысяч рублей, чтобы хоть так добраться до дома. Потому что другого транспортного сообщения с их селами нет.

Но почему подконтрольные государству региональные авиакомпании (а их в республике две) не организуют относительно регулярные рейсы в такие села? Для этого не хватает подходящей техники.

- В России не производят летательные аппараты типа Ан-2 для малой авиации. Поэтому мы испытываем очень большие сложности с флотом, - отмечает глава региона Егор Борисов.

Воздушное сообщение между Якутском и райцентрами отлажено, но там иная проблема - очень высокие тарифы. Зарплата оленевода на Севере - 20 тысяч рублей. А цена полета из арктических аэропортов в столицу республики доходит до 30 тысяч.

Авиаторы и чиновники уверяют, что такие тарифы экономически обоснованы. Объясняют это, в частности, тем, что в отдаленные поселки самолеты Ан-24 летают с неполной загрузкой - иначе на полет не хватит топлива. 18 кресел остаются пустыми, а стоимость билета делится на 30 пассажиров.

Однако к правилам, на которых строится экономика в авиации, есть вопросы не только у простых пассажиров. Так, сенатор Вячеслав Штыров полагает, что аэропортовые сборы, существенно влияющие на тариф, можно сократить.

- Даже если аэропорт принимает один рейс в неделю, он должен содержать штатное расписание всех служб. Нужно вносить изменения в законодательство с тем, чтобы снизить их количество в пределах разумного и сделать процесс приема самолетов более упрощенным, соответственно, удешевить его, - заявил он.

Многие якутяне считают тарифы местных авиакомпаний существенно завышенными даже при действующих правилах. Однако все познается в сравнении. От Якутска до поселка Черский - 1600 километров. Билет туда сейчас стоит 28 тысяч рублей. На Камчатке от краевого центра до села Никольское - 775 километров. Экономически обоснованный тариф - 33 тысячи! Люди, впрочем, платят на 20 тысяч меньше за счет дотаций из регионального бюджета. Самый дешевый билет от Хабаровска до Охотска, расстояние до которого 1,3 тысячи километров, удалось найти за 12,9 тысячи рублей (правда, для пенсионеров и молодежи до 23 лет действует льготный половинный тариф).

Единственный механизм, позволяющий региональным властям удешевлять стоимость перелетов, - субсидирование перевозок из местных бюджетов. Именно поэтому жители Камчатки платят 30 - 40 процентов от экономически обоснованного тарифа. Правительство Чукотки, введя субсидии, снизило все тарифы почти в два раза. На Колыме тоже субсидируются все маршруты. А в Приморье за счет дотаций удалось установить среднюю цену билетов 1600 рублей…

Цена вопроса в каждом регионе разная. К примеру, в Магаданской области всего девять авиамаршрутов, а в Якутии субсидировать приходится около 150 направлений! Нагрузка на бюджет ложится серьезная. В нынешнем году местные власти планировали направить на эти цели 359 миллионов рублей. Учитывая важность проблемы, глава республики распорядился увеличить сумму в два раза. На первый взгляд, при таких тарифах и такой бюджетной под­держке авиаторы должны кататься как сыр в масле. Однако это далеко не так. Немногие местные авиапредприятия, сохранившиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают огромные финансовые трудности.

По мнению сенатора Александра Акимова, самая крупная региональная авиакомпания "Якутия" вообще обанкротится, если в ближайшее время не получит заемные средства. Сейчас правительство республики ведет переговоры с федеральными властями о том, чтобы предусмотреть для этого государст­венную гарантию на пять миллиардов рублей. Деньги нужны, в частности, на выплаты за лизинг самолетов и погашение долгов.

В прошлом году республика уже потратила на поддержку этой компании более 3,5 миллиарда рублей! Но, судя по всему, власти региона не уверены, что даже вкупе с вероятным пятимиллиардным займом это позволит предприятию выжить в долгосрочной перспективе. Поэтому принято решение об объединении "Якутии" с другой местной авиакомпанией "Полярные авиалинии". Под одним крылом будет легче решать проблемы.

Казалось бы, если своя авиация для региона - такая головная боль, не проще ли прекратить ее поддержку, отдав все на волю рынка? Однако на Дальнем Востоке это уже проходили неоднократно. Сначала "пришельцы" демпингуют, вытесняя с выгодных линий местных авиаторов, а как только добиваются цели, взвинчивают цены и начинают диктовать условия.

Так несколько лет назад без подконтрольного перевозчика осталась Колыма - "Магаданские авиалинии" разорились. Освободившуюся нишу занимали многие, уходили со скандалами. Сейчас местные власти решают вопрос о возрождении региональной авиакомпании. Речь идет об оформлении доли в уставном капитале предприятия "Сибирская легкая авиация", которое обслуживает область.

- Правительство может выступить соучредителем нового авиаперевозчика для того, чтобы способствовать обновлению парка воздушных судов и улучшению качества транспортных услуг на внутрирегиональном рынке пассажирских перевозок, - подчеркнул губернатор Владимир Печеный.

В сравнении с другими регионами ДФО на Колыме воздушные перевозки играют незначительную роль. Но даже здесь пришли к выводу: лучше головная боль, чем отсутствие головного авиапредприятия.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer