← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Минобороны приняло новый стандарт управления воздушным движением


13 мая 2016 года Дмитрий Литовкин, Иван Чеберко, Известия


Минобороны переходит на новую систему обеспечения безопасности полетов с использованием данных Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Военное ведомство приняло новый формат получения информации о полетах, проведя летные испытания бортового оборудования АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение — вещание) в стандарте 1090 ES, обеспечивающего режим «взаимной осведомленности» о положении военных и гражданских летательных аппаратов в воздушном пространстве страны. Самолет летит и сообщает информацию о себе наземным пунктам контроля, другим самолетам, а также сам видит свое положение по отношению к другим воздушным судам.

Разработчиком системы выступил концерн «ВКО «Алмаз-Антей».

— Информация с наземных и космических средств контроля воздушного пространства будет поступать в единую информационно-аналитическую систему управления авиацией в Национальном центре управления обороной (НЦУО), — рассказал  «Известиям» бывший главком ВВС Петр Дейнекин. — Оттуда она будет транслироваться до уровня командиров авиационных дивизий и полков и даже конкретных летательных аппаратов, оборудованных системой приема такого сигнала.

Как объяснил генерал, формат передачи информации АЗН-В 1090 поддерживается комплексом средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-АР4», внедряемым концерном «ВКО «Алмаз-Антей» в области управления единым воздушным пространством России. Заказчиком системы выступает Росавиация. Ее подведомственная организация — Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) разработала концепцию объединения районных и зональных центров организации воздушного движения и создания укрупненных центров ОрВД. Всего в России формируется 13 таких центров, площадь контроля которых составляет примерно 1000х1000 км, а в Хабаровске — 2000х1000 км. Строительство и оснащение самого загруженного Московского центра ОрВД оценивается в 3,4 млрд рублей.

Благодаря этому решению реализуется концепция объединения районных и зональных центров организации воздушного движения и созданы укрупненные центры ОрВД.

— На Западе давно существует система Flightradar, — пояснил Петр Дейнекин. — Она позволяет интегрировать любой летательный аппарат в общемировое воздушное пространство. Увидеть не только свое положение в пространстве, но и всех летательных аппаратов как вблизи, так и в любой точке мира. Понять, кто «ползает» над тобой, под тобой или собирается пересечь твой курс. Причем не только тех, кто летит по международным авиатрассам, но и военных и частных самолетов. Включение Минобороны в систему средств автоматизации управления воздушным движением и средств автоматизации планирования использования воздушного пространства позволит контролировать и управлять воздушным движением не только над территорией России, но и всего мира.

Первыми летательными аппаратами Минобороны, интегрированными в ЕС ОрВД, станут летающие командные пункты на базе транспортного самолета Ил-96Т. Таких машин в ВКС две. А также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, созданные на базе транспортных Ил-76. По словам Петра Дейнекина, специальное оборудование получат самолеты военно-транспортной авиации, осуществляющие перевозки грузов по всему миру.

Оборудовать истребители и вертолеты аналогичной аппаратурой дорого и, в общем-то, без надобности, — уточнил генерал. — Зона их действия не превышает нескольких сотен километров, и то вблизи линии фронта. Зато такое оборудование будет крайне необходимо самолетам дальней стратегической авиации, действующей вдали от российских границ. Летчики должны видеть самолеты НАТО или США не в тот момент, когда они уже «нарисовались» под бортом, а в момент, когда они еще взлетают с аэродромов базирования.

Директор департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов заявил «Известиям», что в ближайшее время Минтрансу предстоит выбрать единый стандарт передачи данных для всех типов воздушных судов. 

— Основываясь на мнении промышленности и профессионального сообщества, мы видим таким стандартом именно 1090, — рассказал Алексей Семенов. — Он признан ICAO глобальным, все большие современные воздушные суда оснащаются этим оборудованием.  В конце прошлого года на заседании комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения под руководством Игоря Левитина была высказана необходимость проработки вопроса по использованию единого стандарта АЗН-В для всех летательных аппаратов — от магистральных судов до беспилотников.

Семенов не смог назвать дату перехода всех воздушных судов России на единый стандарт АЗН-В.

Источник в Минпромторге на условиях анонимности сообщил «Известиям», что представители малой авиации и индустрии беспилотных аппаратов высказывали мнение в пользу другого стандарта АЗН-В — VDL-4.

Член президиума Федерации авиамодельного спорта России Глеб Бабинцев эту информацию подтвердил, заявив «Известиям», что стандарт 1090 вряд ли будет приемлем для авиации общего назначения и беспилотников в силу технической сложности и дороговизны. 

— Если ты сумел купить самолет, содержать его, то будь любезен оборудовать его и соответствующей аппаратурой — прибор стоит всего $6 тыс., — говорит Дейнекин. Зато через спутник мы всегда будем знать, где ты находишься и куда летишь.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/5/13/27137/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.