Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный Транссиб


31 мая 2016 года Константин Чуприн, Военно-промышленный курьер


Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка. Впрочем, в том же 1936-м его закрыли на капитальную реконструкцию, в ходе которой предстояло соорудить бетонную взлетно-посадочную полосу. Пока шло строительство, гражданские авиарейсы отправлял и принимал аэропорт «Быково».

Аэродромно-навигационное обустройство авиалинии Москва – Владивосток завершилось еще к 1932-му, но долгое время она использовалась преимущественно в почтово-грузовом режиме. Ведь авиапассажирам приходилось добираться до «Владика» несколько дней, со многими пересадками, что за исключением небольшого выигрыша во времени не давало преимуществ перед путешествием по железной дороге. А насколько такой перелет был приятен, может представить каждый, кому приходилось летать на Ан-2.

Изыскательские работы по трассе Москва – Владивосток начались еще в конце 20-х, когда «Добролет», предшественник «Аэрофлота», освоил более 12 тысяч километров регулярных воздушных линий. Опыт дальних пассажирских перевозок нарабатывался на трассе Москва – Иркутск протяженностью 4500 километров, где с мая 1931-го в почтовом качестве работал лайнер К-4 конструкции К. А. Калинина, выпущенный малой партией. Ему на смену пришел крупносерийный К-5 на восемь пассажиров вместо четырех у предшественника. К-5, в частности, использовался на трассе Иркутск – Владивосток. Более предпочтительным для дальних перелетов представлялся трех- или двухмоторный туполевский АНТ-9 на девять пассажиров, но и он, успешно трудившийся в советско-германской авиакомпании «Дерулюфт», не удовлетворял требованиям, предъявляемым к машинам для трансконтинентальных полетов. Для них нужен был борт побольше и поудобнее. Но что интересно, изображение АНТ-9 украшало все советские авиабилеты тех лет.

За пассажирский самолет специально для линии Москва – Владивосток взялся коллектив А. Н. Туполева. Так родился пятимоторный гигант (по тем временам) АНТ-14 «Правда», при создании которого использовались наработки, воплощенные в тяжелом бомбардировщике ТБ-3 (АНТ-6): крыло, шасси и многие другие компоненты советской «летающей крепости» 30-х годов. АНТ-14 был рассчитан на 36 пассажиров и имел впечатляющую по тем временам полетную массу – 17,5 тонны. Но при крейсерской скорости менее 200 километров в час дальность полета «Правды» составляла всего-то порядка 1200 километров. Чтобы добраться до Владивостока, требовалось несколько промежуточных посадок с отдыхом экипажа.

АНТ-14 был испытан в воздухе М. М. Громовым в 1931-м, но, увы, в серию запущен не был, поэтому осваивать трассу Москва – Владивосток ему так и не пришлось. Машину передали в агитэскадрилью имени Максима Горького и использовали для увеселительных воздушных прогулок над Москвой не самых бедных советских граждан (полеты были платные). Дальних рейсов ему пришлось совершить только четыре: два в Харьков, по одному в Ленинград и Бухарест. Впрочем, самолет получился очень надежным. За 10 лет эксплуатации он перевез около 40 тысяч человек без аварий и серьезных поломок.

Для обслуживания авиатрассы Москва – Владивосток необходимо было, наверное, никак не меньше десятка таких машин. Начальство гражданского воздушного флота рассчитывало получить их даже больше – полсотни штук уже в 1933-м, но это так и осталось в планах. Видимо, внедрению машины в серию мешали еще и неувязки с необходимым дооборудованием АНТ-14 с целью превращения его в военный самолет, причем не только транспортный, но и бомбардировщик. Возможность такой «конверсии» являлась требованием военного руководства.

Однако никаких решающих преимуществ АНТ-14 в сравнении с железнодорожным Транссибом не сулил. Пассажиру этот полет обошелся бы примерно в 200 рублей, что соответствовало среднемесячной зарплате в СССР в 1936-м, а для грузовых перевозок на дальних маршрутах вполне годились Г-1 и Г-2, то есть отправленные на дембель тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

В последующем рейсы Москва – Владивосток выполняли знаменитые Ли-2 – выпускавшиеся с 1938 года по американской лицензии транспортно-пассажирские «Дугласы» DC-3. Регулярное пассажирское авиасообщение на трассе открылось по сути только в 1948-м, когда на ней начали эксплуатироваться новые 27-местные Ил-12, более комфортабельные для авиапутешественников, но вполне неприхотливые, требовавшие для взлета-посадки такие же по качеству покрытия аэродромы, что и «вездеходные» Ли-2. Это стало вехой в развитии авиасообщения – на дорогу от Москвы до Хабаровска Ил-12 тратил чуть больше суток, в то время как транссибирский экспресс одолевал путь за шесть дней. Реклама полетов на Ил-12 гласила: «Самолет доставит вас в пять-шесть раз быстрее поезда. Стоимость билетов дешевле спальных вагонов 1-й категории курьерских поездов. В кабине самолетов – удобные мягкие кресла, гардероб, умывальник, для грудных детей – люльки с постельными принадлежностями. На борту имеется буфет».

К 1955 году основной магистральной лошадкой «Аэрофлота» стал более совершенный, но все еще поршневой Ил-14 на 32 пассажира. А во второй половине 50-х «воздушный Транссиб» покорился первым советским реактивным лайнерам Ту-104. В 1958-м тестовый беспосадочный полет из Москвы во Владивосток совершил турбовинтовой красавец Ту-114 – гражданская модификация тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-95.

В 1958–1964 годах столица Приморья начала принимать в регулярном режиме Ту-104, а также турбовинтовые Ил-18 и Ан-10 (потом пришли Ту-154 и Ил-62), а поршневые ветераны, включая трудяг Ли-2, отправились на ближние магистрали. Летописцы аэропорта «Кневичи» именно с этого времени отсчитывают его новую историю. Хотелось бы, чтобы в будущем здесь было побольше машин российского производства. А первая в нашей стране трансконтинентальная авиалиния Москва – Владивосток и сегодня входит в число самых протяженных в мире.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer