Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Символ холодной войны возвращается в небо


10 июня 2016 года Владимир Зуев, Независимое военное обозрение


Соединенные Штаты хотят реанимировать активные практические полеты ставших знаменитыми в годы холодной войны высотных воздушных разведчиков U-2 (потолок свыше 21 км). Причем эскадрилью таких самолетов вполне могут разместить в Европе – в непосредственной близости от российских границ. Об этом в марте написала ежедневная британская газета Independent со ссылкой на слова тогдашнего командующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского генерала-«ястреба» Филипа Бридлава. «Европейское командование ВС США нуждается в дополнительных платформах по сбору разведданных – таких как U-2 и RC-135. Это необходимо с учетом возросшей потребности в подобной информации» – приводит издание слова военачальника.

ДАЕШЬ U-2 И RC-135

Примечательно, что американский генерал Бридлав родился в 1955-м – в год, когда в воздух поднялся первый U-2, прозванный Dragon Lady («Леди Дракон»). Independent процитировала также его слова о том, что Россия «в долгосрочной перспективе представляет экзистенциальную угрозу» для США. Надо же, какое оригинальное словечко в устах военного! И ведь синонимов-то к нему нет, разве что – «бытийную». Но что в лоб, что по лбу, ибо в сочетании со словом «угроза» очень даже устрашающе звучит. Это вам не какие-нибудь ныне «модные» информационные или гибридные войны с «вежливыми людьми» на необозначенной окопами передовой! И поэтому, мол, «призыв» на европейский театр военных действий самолетов U-2 и RC-135 как бы очевиден, напрашивается сам собой. Сам же Бридлав, находясь на посту главкома, в этом смысле слова на ветер не бросал – использовал и уже имеющиеся возможности. Инцидент над Балтикой 14 апреля с приблизившимся к российским территориальным водам RC-135, когда истребитель Су-27 совершил «бочку» вокруг американского разведчика, – наглядное тому подтверждение.

Военные эксперты, опрошенные британской газетой, в один голос предположили, что в случае если просьба НАТОвского стратега будет удовлетворена, то U-2 и RC-135, вероятно, во время выполнения заданий будут собирать данные о российских морских силах и береговых войсках. Но при этом они не станут пересекать воздушное пространство стран Североатлантического блока. Мол, в Америке, конечно, не запамятовали, как 1 мая 1960 года в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) был сбит считавшийся неуязвимым для советских сил ПВО U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. Причем первой же ракетой «земля–воздух» (из выпущенных восьми), атаковавшей воздушного шпиона с советского зенитного ракетного комплекса С-75 «Двина».

В Пентагоне до сих пор никак не прокомментировали предложение Бридлава. А источник, знакомый со связанными с Европой программами американской армии, сказал Independent, что «хотя в открытом доступе нет информации о развертывании U-2 для получения данных о РФ, это не значит, что такового использования самолетов-разведчиков в этих целях не будет».

А БЫЛИ ЛИ ПЛАНЫ СПИСАНИЯ?

Между тем о Dragon Lady и «прославившем» его капитаном штатовских ВВС, а затем сотрудником ЦРУ Пауэрсе в последние лет 10 появилось много интересной информации.

Странно, что название U-2 вообще слетело с уст генерала Бридлава. Ведь еще в январе 2006-го, когда он был заместителем командира 16-й авиационной группы на авиабазе «Рамштайн», министерство обороны США объявило о том, что намерено отправить эти самолеты-шпионы «на пенсию». Одно из крупнейших в мире информационных агентств – United Press International (UPI, США) – со ссылкой на анонимный источник обнародовало тогда даже срок, к которому эти самолеты-разведчики должны были превратиться в «утиль» и музейные экземпляры, – 2011 год. Более того, были по годам расписаны сроки вывода «высотников» из строя: в 2007 году планировалось списать три таких самолета, в 2008 году – шесть, в течение последующих двух лет – по семь машин и, наконец, в 2011 году – последнюю десятку. Итого – 33 воздушных разведчика в течение «пятилетки». Планы модернизации U-2, судя по данному сообщению, даже не рассматривались.

В том же январе американское сетевое издание Strategy Page, позиционирующее себя как источник свежей информации на военные темы, как бы подтверждая, что U-2 будут сняты с вооружения американской армии, уверенно сообщало, что их заменят беспилотные самолеты-разведчики Global Hawk. «Оба самолета не отличаются размерами и оснащены одинаковым оборудованием, – отмечало издание как о деле уже почти решенном. – Однако из-за отсутствия пилота Global Hawk может находиться в воздухе в два раза дольше, чем U-2, а именно 24 часа». И указывало, что за пять лет по мере списания Dragon Lady, который служит вот уже полвека, США планируют закупить более 40 таких беспилотных разведчиков, создававшихся последние 10 лет.

Этой информацией заинтересовалось российское информагентство РИА Новости. В пресс-службе ВВС США ему сообщили, что только в 2004 году новые беспилотные самолеты-разведчики выполнили около 50 миссий в Ираке, предоставили около 12 тыс. снимков и налетали тысячу боевых часов. А 1–2 мая 2000 года Global Hawk впервые перелетел Атлантический океан из США в Европу. В 2001 году аналогичный беспосадочный перелет был осуществлен между США и Австралией через Тихий океан – это стало рекордом по расстоянию для беспилотных самолетов. Летает он, правда, «малость пониже» U-2 – максимальный потолок 19,8 км. Но зато у него множество других замечательных достоинств.

Однако за 2011 год ни «продвинутое» UPI, ни какое-либо другое агентство не дали понять мировому сообществу, что эти вполне объяснимые планы относительно прощания с Dragon Lady были как-то реализованы. Ни со ссылкой на официальные сведения, ни на данные какого-либо «законспирированного» источника.

Поводом же для вброса такой информации вполне могла послужить и «круглая дата» полета и сбития Пауэрса, которая в 2010 году была даже скромно отмечена в Москве. На 50-летие события в российскую столицу приезжал сын летчика-шпиона Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, который основал в США Музей холодной войны.

Интересно, что он встретился тогда с одним из разработчиков ЗРК «Двина» – с 88-летним на тот момент конструктором Карлом Альперовичем. Последний поведал гостю, что система С-75 создавалась в кратчайшие сроки после июля 1956 года, когда американские U-2 стали систематически нарушать воздушное пространство СССР, и в сентябре 1957 года дивизионы, вооруженные этим комплексом, уже стали поступать в войска. «Мы выполнили свою задачу. Это был заметный шаг в деле создания техники ПВО в истории нашей страны, – просветил советский и российский ученый потомка американского летчика-шпиона. – С-75 сбила U-2 Пауэрса и впоследствии выиграла войну в небе над Вьетнамом, где с ее помощью было уничтожено около тысячи американских самолетов».

Кстати, из 29 крылатых американских серийных самолетов-разведчиков U-2, потерянных по разным причинам начиная с мая 1956 года, семь были сбиты именно ЗРК С-75: по одному в СССР и на Кубе, пара – на Тайване и три самолета – в Китае. Остальные разбились по техническим причинам и из-за «человеческого фактора». Недаром, по информации агентства UPI, американские летчики не жаловали Dragon Lady; эта машина некогда также создавалась в беспрецедентно короткие сроки, и на нее то «находит» неустойчивость в разреженном пространстве, то на определенных режимах полета ею трудно управлять.

«Я рад, что Пауэрс остался в живых, – сказал также на упомянутой встрече Альперович. – Это был достойный человек, который мужественно, без паники выполнил свою задачу». В свою очередь, Пауэрс-младший ответствовал, что его «отец был солдатом и жертвой холодной войны и той паранойи, которая царила в те годы в США, когда он вернулся домой»: «Он был прежде всего военным пилотом, а потом уже разведчиком и при допросах в КГБ постарался не выдать военной тайны». Насчет последнего мы здесь деликатно не согласимся, ибо Пауэрсу, полностью разоблаченному, ничего не оставалось, как только эту тайну порцию за порцией и выдавать.

ПОШПИОНИТЬ ХОТЯ БЫ У ГРАНИЦ

И вот с тех пор, как было объявлено «Гуд бай, U-2!», и еще через пять лет с того года, как эта машина должна была остаться в истории мировой авиации, самый видный военачальник НАТО, к тому же военный авиатор, «проговорился» о неких возможных планах возвращения U-2 к разведывательным полетам. При этом о сменщике «старика» Lockheed – беспилотнике Global Hawk – генерал Бридлав даже не вспомнил.

И что бы это значило?

Ответ напрашивается один: тогда как Global Hawk – «машинка» еще «сырая» да не дешевая (еще в январе 2012 года ВВС США решили прекратить закупку беспилотников из-за их дорогостоящего обслуживания, а уже закупленные аппараты перевести в резерв), еще летающий «старикан» Lockheed U-2 обходится значительно дешевле. И стало вырисовываться, что с «похоронами» последнего явно погорячились. Тем более что он не так давно в очередной раз отличился в разведке над Ираком, поставляя командованию снимки, с которых снимали информацию более точную, нежели с фото из космоса. А в 1991 году, опять же во время войны с Ираком, с помощью U-2 было сделано более половины всех фото зоны военных действий и засечено до 90% всех иракских целей. Старожил воздушной разведки пережил серию модернизаций и, по данным Исследовательской службы конгресса США, мог бы выполнять боевые задачи вплоть до 2050 года.

В середине нулевых на замене Dragon Lady на Global Hawk пытались настоять не любившие эту машину летчики. Каплю их терпения переполнило пока что на сегодня последнее и 29-е по счету ЧП с разведчиком, случившееся 22 июня 2005 года. Тогда U-2S с бортовым номером 80-1082, возвращаясь из полета над Афганистаном, рухнул при заходе на посадку на авиабазе «Аль Дхафра» (ОАЭ). У высотника, оказавшегося близко к земле, вдруг разрушился вал отбора мощности от двигателя, в результате чего одновременно отказали гидросистемы и электропитание. У пилота не было шансов спасти машину и себя, и он погиб. А за два года до этого под Сеулом, взлетая с авиабазы Осанн, отказал двигатель у борта № 80-1095. U-2S «кивнул и запел», благо пилот смог катапультировался и при приземлении получил небольшие травмы; и еще троих человек упавшая машина покалечила на земле.

С тех пор, однако, страсти поостыли, и военные вновь пришли к выводу, что списывать U-2 преждевременно, четкой альтернативы ему пока не просматривается.

Постпред РФ при НАТО Александр Грушко во вбросе информации об U-2 главным европейским атлантистом Бридлавом усматривает подготовку общественного мнения. «Я не видел никаких заявлений со стороны НАТО относительно возможности использования U-2, – сказал он в эфире телеканала «Россия 24» (ВГТРК). – Скорее всего если такое решение будет принято, то его примут США». То есть в одностороннем порядке, как это водится у Вашингтона.

«Несколько вещей абсолютно понятно, – также заметил постпред. – Конечно, над Россией U-2 летать не будут. Если и будут использоваться, то только вдоль границ регионов, прилегающих к РФ».

Что верно, то верно, хотя бы вблизи российских границ пошпионить разведаппаратурой. Скажем тут почти словами классика: вряд ли какому-нибудь новоявленному Пауэрсу придет в голову попробовать «еще разок» долететь до середины Урала. А вот где-нибудь над нейтральной Балтикой всякий Су-27 сможет крутануть вокруг него «бочку»...    



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer