Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Где сядешь, там и слезешь: будущее авиахулиганов в России


16 июня 2016 года Ольга Рыбакова, Московский комсомолец


Отечественные авиаперевозчики бьют тревогу: в последнее время случаи дебошей во время полета беспрецедентно участились, ставя под угрозу безопасность пассажиров и экипажа. Мало кто задумывается, насколько опасны такие эксцессы в салонах самолетов. Между тем существующих законодательных норм явно недостаточно для привлечения воздушных дебоширов к ответственности.

За примерами далеко ходить не надо. 15 июня москвич 1979 года рождения перебрал спиртных напитков на борту лайнера Москва – Тунис, вылетевшего из аэропорта Шереметьево. Мужчина вел себя крайне разнузданно, оскорблял членов экипажа, в результате чего его пришлось снимать с рейса.

Несколькими днями ранее, 10 июня, пьяные выходки пассажира стали причиной экстренной посадки в аэропорту Екатеринбурга самолета А330 авиакомпании «Аэрофлот», следовавшего в Москву из Южно-Сахалинска. Пассажир конфликтовал с окружающими и ударил бортпроводника, в итоге капитан принял решение срочно сажать воздушное судно. В Соединенных Штатах уже за одно это его могли бы посадить на 20 лет в тюрьму, а во Франции – оштрафовали бы сразу на 150 000 евро! У нас же представлявшего явную угрозу нарушителя привлекли лишь к административной ответственности. Позже дебошир заявлял, что всего лишь немного выпил в бизнес-классе и ничего не помнит. 31 мая «Аэрофлот» вынужден был задержать в Шереметьево свой самолет в Стамбул по причине неадекватных действий нетрезвого пассажира. И вновь - административная ответственность, то есть небольшой штраф.

Таким образом, только за последнее десятилетие было зарегистрировано порядка трех тысяч пассажиров, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна. Причем около пятидесяти из них вели себя крайне грубо: угрожали и нападали без разбора не только на других пассажиров, но и на членов экипажа. Восемь раз за девять лет капитанам лайнеров приходилось запрашивать вынужденную посадку из-за чрезмерно агрессивного поведения дебоширов. Более чем пяти тысячам пассажиров отказали в перевозке вследствие нарушения ими правил поведения еще до взлета. И такие удручающие происшествия случаются в последнее время все чаще.

Весомой причиной столь плачевной статистики служит по-матерински мягкое отечественное законодательство (в 97% случаев нарушений и вовсе выносится лишь устное предупреждение) и отсутствие «черных списков», принятых в других странах.

«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже. Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить», – комментирует ситуацию генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Несмотря на то, что «Аэрофлот» уже давно разработал и принял свою «Политику авиакомпании по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна», общие подвижки все еще мало заметны: отсутствие самоконтроля у отдельных пассажиров и незначительные штрафные санкции, действующие на территории Российской Федерации, увы, тормозят процесс.

«Возникшая на борту свалка способна сбить самолет с курса, привести к повреждению кресел, а если пострадают иллюминаторы, то это грозит уже разгерметизацией салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это далеко не мелкое хулиганство, это реальная угроза безопасности полета», — подчеркивает Виталий Савельев.

Но в России, к сожалению, до сих пор руководствуются благодушным «понять и простить» относительно воздушных буянов и меры к ним применяются довольно щадящие. Например, согласно пункту 6 статьи 11.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна», дебоширам грозит штраф до пяти тысяч рублей или полумифический административный арест до пятнадцати суток.

Что касается «черных списков», то у нас такое не принято, и тот же «Аэрофлот» может вести лишь условный реестр хулиганов на своих рейсах, не имея законодательного права отказать им впредь в перелете. В то время как во многих странах скандалисты на борту имеют все шансы попасть в «черный список» на 5 лет или даже навсегда (в случае агрессивного поведения на рейсах British Airways пассажиру присваивается пожизненный статус «no fly» — лицо, не подлежащее перевозке. Больше он никогда не сможет воспользоваться услугами этой авиакомпании). А серьезные правонарушения и вмешательство в работу членов экипажа караются тюремными сроками.

Давно назрела необходимость привести законодательство России по этой проблеме в соответствие с нормами международного права, обеспечив наказание безобразничающим в небе гражданам соразмерно степени опасности их правонарушения. Но пока что отечественные законы вообще не считают правонарушением такие выходки, как создание помех, препятствующих работе оборудования авиалайнера в штатном режиме, создание паники среди пассажиров и провокационные устрашающие заявления, отказ прекратить действия, несущие угрозу безопасности полета или препятствующие выполнению членами экипажа своих служебных обязанностей

В этой связи было бы правильным на время полета приравнять членов экипажа и сотрудников авиабезопасности к лицам, находящихся при исполнении служебных обязанностей, и наказывать применение насилия в их отношении по всей строгости соответствующих статей Уголовного кодекса. Не лишним было бы и существенно увеличить штрафы для воздушных хулиганов. Сейчас в Кодексе (КоАП) фигурируют смехотворные суммы от 500 до 5000 рублей — и это за создание смертельной опасности для всех находящихся на борту своим неуравновешенным поведением. В России почему-то всегда относились чересчур сочувственно к «принявшим на грудь» соотечественникам. К примеру, за появление в общественных местах и транспорте общего пользования в состоянии опьянения в худшем случае взимается символический штраф от 500 до 1500 рублей.

С целью повысить эффективность работы с недисциплинированными пассажирами компания «Аэрофлот» безуспешно пытается донести необходимость законодательно разрешить применение членами экипажа в полете средств сдерживания особо буйных пассажиров. Для справки: в большинстве зарубежных авиакомпаний специальные ремни, а также пластиковые или металлические наручники входят в обязательные предметы полетного кейса воздушного судна наравне с аптечкой и кислородными масками. Иногда безопаснее хотя бы на время утихомирить разбушевавшегося бузотера, чем подвергать риску здоровье и жизнь членов экипажа, от которых зависит безопасность полета.

Немаловажно и скорейшее введение в российские законы разрешения на официальный учет нарушителей правил поведения (так называемые «черные списки»), в том числе с правом отказа в перевозке особо злостных дебоширов, наносящих материальный ущерб на борту воздушного судна, физически нападающих на членов экипажа и провоцирующих незапланированную посадку.

Инициативы «Аэрофлота» по противодействию нарушениям и преступлениям на самолетах гражданской авиации, с одной стороны, одобряются депутатами Государственной Думы, а с другой — годами лежат без движения и не получают дальнейшего серьезного развития, способного изменить общую картину с «неадекватами» в небе. В результате «Аэрофлот», недавно получивший четыре звезды Skytrax — международного сертификата отменного качества обслуживания пассажиров, вслед за ведущими мировыми авиакомпаниями Lufthansa, British Airways, Air France-KLM, Emirates, — пока уступает западным компаниям, в силу невозможности обеспечения должного порядка на борту на законодательном уровне.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer