Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Роскосмос" создаст облегченную версию "Протона"


27 июня 2016 года Иван Чеберко, Известия


Россия и Казахстан наметили продолжение сотрудничества в рамках совместного проекта «Байтерек», смысл которого — создание принадлежащего Казахстану космического ракетного комплекса на Байконуре, с которого бы запускались российские ракеты. Изначальные договоренности подразумевали строительство Казахстаном стартовой позиции для «Ангары», затем стороны решили использовать ракеты «Зенит» с уже имеющейся на Байконуре инфраструктурой, а после того как «Зениты» перестали выпускать (производство на днепропетровском «Южмашзаводе» фактически прекращено), «Байтерек» застопорился.

Сейчас «Роскосмос» согласовал с казахстанскими партнерами новый формат реализации «Байтерека» по следующей схеме: Россия построит новую ракету, которая унаследует лучшие качества «Зенита» — ее будут запускать с Байконура именно с той позиции, откуда прежде  стартовали «Зениты». Инфраструктуру для нового ракетного комплекса подготовит Казахстан.

— На Байконуре мы создадим новый ракетно-космический комплекс для носителя среднего класса с двигателем РД-171 на первой ступени, — рассказал «Известиям» Александр Медведев, генеральный конструктор «Роскосмоса» по ракетным комплексам. — Над комплектацией второй ступени мы пока думаем, но точно не будем создавать для нее новые двигатели — выберем из линейки существующих. Разгонным блоком, по-видимому, будет модифицированный ДМ. Ракету-носитель создаст Россия, а стартовый комплекс построит Казахстан.

Создание ракеты на замену «Зениту» предусмотрено Федеральной космической программой на 2016–2025 годы (ФКП): с 2018 года планируется начать опытно-конструкторскую работу «Феникс» с бюджетом 30 млрд рублей. Пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».

— Если посмотреть вектор развития технологий создания космических аппаратов, то можно констатировать, что с появлением электрореактивных двигателей масса самих спутников стала снижаться, — рассказал Александр Медведев. — Геостационарные аппараты весят по 3–3,5 т. Потребовались более легкие ракеты-носители, что, к слову, угадал Илон Маск при разработке Falcon 9. У этой ракеты масса выводимой полезной нагрузки на геопереходную орбиту (ГПО) 4,85 т. А у «Протона» возможности выше — 6,3 т на ГПО. То есть с точки зрения актуальных запросов рынка «Протон» переразмерен. Мы нашли такое решение: убрать вторую ступень «Протона-М». Это не создание новой ракеты, а модификация прежней. Определенные доработки, конечно, потребуются. Но они будут не слишком сложными и дорогостоящими. В такой комплектации носитель сможет выводить до 5 т на ГПО. Носитель станет дешевле примерно на 25%, и стоимость услуг по выводу нагрузок уменьшится, а значит, мы сможем эффективно зайти в эту рыночную нишу. Этот проект воспринимается нашими казахстанскими партнерами как продолжение реализации «Байтерека».

Сегодня SpaceX, компания Илона Маска, предлагает вывести спутник весом до 4,85 т на ГПО ракетой Falcon 9 за $61,2 млн. Пока Falcon не было на рынке, коммерческие пуски «Протонами» стоили порядка $100 млн за вывод спутника на орбиту. Конкуренция уже заставила снизить цену, и сейчас «Протоны» опустились примерно в ту же ценовую категорию, что и Falcon 9.

Безусловно, коррекция валютных курсов сделала снижение валютных цен на «Протоны» не столь чувствительной для их производителя — Центра имени Хруничева. Даже если продавать пуски по $60 млн, то выручка составит около 4 млрд рублей, а это почти на миллиард рублей больше, чем стоит запуск «Протона» для внутрироссийских заказчиков в рамках федеральных программ.

— Замысел понятен: «Роскосмос» стремится создать ракету на замену «Зениту», причем создать быстро, и поэтому хотят модифицировать «Протон», — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Убрать вторую ступень — это достаточно остроумная идея, лежащая в русле современных тенденций: четырехступенчатых ракет, какой является «Протон», сейчас уже не конструируют. Интенсификация совместного проекта с Казахстаном — это правильный шаг, но при этом хотелось бы понять, каким образом в данной ситуации будет соблюдено соглашение о нераспространении ракетных технологий, по которому Россия вообщем-то не может так просто поделиться с Казахстаном соответствующими технологиями.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer