← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Каждый новый руководитель "Туполева" и КАЗа чувствует себя временщиком


30 июня 2016 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Как и прогнозировал «БИЗНЕС Online», новым гендиректором туполевской фирмы назначен выходец из «Сухого» Александр Конюхов. Вчера, чтобы представить его коллективу Казанского авиазавода, в столицу РТ прилетали Денис Мантуров и Юрий Слюсарь. Сбылось и другое наше предположение: бывший гендиректор «Ту» остается руководить казанским филиалом и вытягивать выполнение проблемного гособоронзаказа.

НИКОЛАЙ САВИЦКИХ ОСТАЕТСЯ. НАДОЛГО ЛИ?

Нового гендиректора ПАО «Туполев» представил вчера вечером руководству Казанского авиазавода — филиалу ПАО «Туполев» (КАЗ) президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Также он прояснил будущее бывшего главы «Ту» и одновременно директора КАЗа Николая Савицких. Решения о кадровых изменениях, по нашим данным, огласили на общем собрании акционеров ОАК 28 июня. А официально об этом пресс-служба компании объявила сегодня утром.

Как и прогнозировал «БИЗНЕС Online», новым главой туполевской фирмы назначен 41-летний Александр Конюхов. 1 февраля он был назначен вице-президентом ОАК по программам и стратегии. До этого экономист Конюхов (экономический факультет РГГУ и аспирантура РГУ нефти и газа им. Губкина) был первым заместителем гендиректора по программам ПАО «Компания «Сухой», руководил перспективным направлением беспилотной авиации. В 2009–2010 годах занимал пост заместителя гендиректора по материально-техническому обеспечению ОАО «Корпорация «МиГ». В 2008–2009 годах возглавлял в «Сухом» дирекцию программы истребителя Су-35. В корпорации Конюхов 5 месяцев отвечал за создание системы управления авиационными программами и проектами на всем их жизненном цикле, контроль рисков программ, организацию запуска новых программ, реализацию межпрограммных проектов ОАК, формирование долгосрочных планов развития, реализацию маркетинговой, продуктовой и функциональной стратегий.

«Основными задачами нового генерального директора ПАО „Туполев“ являются безусловное выполнение государственных контрактов министерства обороны, министерства промышленности и торговли, проведение глубокого технического перевооружения компании, развитие кадрового потенциала, вывод ПАО „Туполев“ на безубыточный уровень деятельности», — цитирует Слюсаря его пресс-служба.

Что ожидает 56-летнего Савицких? Напомним, его назначили руководителем КАЗа (и «Туполева») в декабре 2013 года, в ходе реформы по объединению Казанского авиазавода и туполевской фирмы. До этого он был директором дирекции программ специальной авиации ОАК. На этих постах он сменил Александра Бобрышева (сегодня — вице-президент и директор департамента сервисного обслуживания авиационной техники государственной авиации ОАК). Он становится первым заместителем Конюхова и остается директором КАЗа, но при этом пока непонятно, будет ли постоянно жить в Казани.

Такое положение, по данным наших источников, продлится как минимум до конца года, а потом все будет зависеть от настроения военных, которым, может статься, потребуется «содрать с кого-нибудь шкуру» за проблемы с гособоронзаказом, а они, как и в прошлом году, неизбежны, утверждают собеседники «БИЗНЕС Online». Напомним, КАЗ ведет обслуживание, ремонт и модернизацию бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160. А в этом году завод, предположительно, начал еще и радикальную модернизацию Ту-22М3. Версия, которую в СМИ принято именовать Ту-22М3М, должна получить новые авионику, системы навигации и связи, расширенную номенклатуру вооружения, также улучшится эргономика кабин пилотов и штурманов. Предположительно, до этого стандарта должно быть доведено 30 машин. Но, как бы то ни было, перед Савицких сейчас стоит сверхважная задача — дать толчок запуску производства Ту-160М2. Насколько можно понять, пока военные не особо довольны ходом программы. «Мы как заказчики заключили все контракты с головным исполнителем — „Туполевым“, а он еще не развернул всей необходимой работы», — говорил недавно замминистра обороны Юрий Борисов.

НАГРАДЫ ЗА СИРИЮ НАШЛИ ГЕРОЕВ

Несмотря на то что c кадровыми переменами в Казани связывают определенные надежды на возрождение авиазавода (вспомним недавние многомиллиардные обещания Слюсаря), в авиастроительных кругах РТ к новостям относятся сдержанно. «Все эти постоянные смены руководства „Туполева“ и КАЗа приводят к тому, что каждый новый руководитель чувствует себя временщиком, — подчеркнул источник „БИЗНЕС Online“, — такое же отношение к ним и в коллективах. Я уже не говорю о масштабах личностей, несравнимых ни с Андреем Николаевичем Туполевым, ни с руководителями авиазавода советского времени».

Но, похоже, авиастроительное начальство решило приободрить коллектив КАЗа. Вчера, по нашим данным, 13 заводчанам (причем не руководителям, а «тем, кто реально работает руками», по словам источника) вручили правительственные награды — «за вклад в развитие авиационной промышленности».

Поскольку особых успехов за КАЗом в последнее время не замечено, можно предположить, что награды связаны с действиями российских Военно-космических сил в Сирии. Во всяком случае, по нашим данным, именно за это недавно были награждены 5 сотрудников «Туполева» в Москве. Напомним, что первый удар по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) построенные, ремонтируемые и модернизируемые КАЗом самолеты Ту-22М3 и Ту-160 нанесли 17 ноября прошлого года, причем Ту-160 до этого никогда не участвовали в боевых действиях (Ту-22М3 применяли в Афганистане). Усиленная эскадрилья Ту-22М3 действовала из Моздока, Ту-160 — с авиабазы в Энгельсе. Есть предположение, что прямо из Сирии некоторые машины прямиком шли в Казань — для текущего ремонта. Эксперты указывают, что сирийская операция была в том числе и проверкой работы КАЗа.

В Сирии действовал и построенный КАЗом самолет комплексной разведки Ту-214Р. Два Ту-214Р (также упоминаются как «изделия 411», опытно-конструкторская работа «Фракция») строились по контракту минобороны с «Туполевым» и КАПО (прежнее название КАЗа) от 29 ноября 2002 года. Машина создана на базе пассажирского Ту-214. Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным «нашлепкам». Он предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов. Его назначение — комплексная разведка приграничной полосы без пересечения государственной границы, то есть он способен получать разведданные, не вторгаясь на территорию других стран. Головная машина совершила первый полет 24 декабря 2009 года и пока не передана заказчику — проходит испытания. Вторая впервые взлетела в конце 2014-го и была передана военным год спустя. Именно этот борт, взлетев 15 февраля с аэродрома КАЗа, прибыл на сирийский аэродром Хмеймим, используемый российской авиационной группировкой. По мнению экспертов, у Ту-214Р в Сирии было две главные задачи. В связи с тем, что Турция сосредоточила на границе с Сирией значительную группировку сухопутных войск и ВВС, было необходимо в режиме реального времени получать сведения о ее местонахождении, намерениях и т. д. Ту-214Р имеет для этого все необходимое оборудование, включая многоспектральный локатор бокового обзора, который позволяет вскрывать позиции войск на достаточно большую глубину на территории Турции. Вторая задача — обнаружение движущихся и неподвижных целей на территории, контролируемой ДАИШ, что было необходимо в том числе для повышения точности ударов ВКС и для целеуказания кораблям ВМФ...

В беседе с «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Равиль Зарипов несколько обнадежил по поводу ближайших перспектив КАЗа. По его словам, деньги на связанные с Ту-160М2 НИОКР на завод уже пошли. Средства на модернизацию и строительство начнут поступать после проведения соответствующих конкурсов в сентябре. Кроме того, он сообщил, что долгожданный указ президента РФ о запуске производства в Казани Ту-160М2 находится в работе.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/6/30/27296/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.