← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Долетались


14 июля 2016 года Татьяна Шадрина, Российская газета


Легкие беспилотники обяжут ставить на учет в Минтрансе. В России появится база данных беспилотников, в том числе популярных маленьких квадрокоптеров с фото- и видеокамерами на борту. В Минтрансе предлагают создать их реестр в рамках действующей единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

Логика авторов идеи понятна - в случае столкновения беспилотников в воздухе с самолетами, нарушения неприкосновенности частной собственности, закрытого воздушного пространства или аэропорта найти виновных после создания такого реестра будет гораздо проще.

То есть всем любителям беспилотной авиации придется выйти из тени. Дроны тяжелее 30 килограммов нужно будет не только регистрировать как пилотируемые самолеты (получать номер и допуск к полетам от Росавиации), но и оформлять право собственности на них как на объект недвижимости. "Это достаточно дорогие и сложные устройства, которые могут нанести значительный ущерб - как здоровью, так и имуществу. И подходы к их безопасности должны быть строже, чем легким дронам", - отметил в беседе с корреспондентом "Российской газеты" заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Андрей Шнырев.

Сейчас уже готовятся изменения в порядок регистрации для пилотируемых судов, чтобы он касался и беспилотных бортов, отметил он.

Для беспилотников с массой от 0,25 до 30 килограммов государственную регистрацию отменили поправки в Воздушный кодекс, утвержденные в начале июля. Но теперь такие дроны в обязательном порядке необходимо ставить на учет. Куда идти? Какие бумаги для этого оформлять? Процедура пока не определена. По закону у чиновников есть еще целый год, чтобы утрясти все формальности - найти исполнителя, прописать правила и определить цену данной госуслуги.

Скорее всего, поставить на учет беспилотник можно будет через Интернет.
Требования к системе, в которую войдут данные о беспилотниках - больших и маленьких - очень жесткие. Она должна обеспечивать целостность информации, предоставлять при регистрации защиту персональных данных, быть максимально простой и приближенной к заявителю, отметил Шнырев.

И сейчас прорабатываются разные варианты организации такой базы данных. Первый, как уже было сказано, информационная система Минтранса.

Второй - придать статус официальных реестрам, которые сегодня по собственной инициативе ведут различные ассоциации беспилотников (причем за деньги - за оформление они берут 250 рублей). Третий вариант - учитывать всех дронов в общем государственном реестре Росавиации.
Какую систему выберут, пока не понятно. Идет обсуждение с экспертами и представителями заинтересованных ведомств. Окончательное решение должно быть принято в ближайшие месяцы.

Дроны тяжелее 30 кг нужно не только регистрировать как пилотируемые самолеты, но и оформлять на них право собственности как на объект недвижимости.

Что касается ЕГИС ОТБ, то она создана Минтрансом еще в 2013 году в рамках закона о транспортной безопасности. Порядка 208 авиакомпаний, в том числе 171 иностранная, более трех тысяч автоперевозчиков и железнодорожники передают в эту базу данные о пассажирах, отметил директор департамента программ развития ведомства Алексей Семенов.

Информация поступает из пяти глобальных систем бронирования билетов, а также аэропортовых систем регистрации. Всего передают в нее информацию о пассажирах, которые едут в Россию или транзитом через нашу страну, 120 баз мира, в том числе ЕС. Сейчас в системе хранится 2,7 миллиарда записей из 20 стран мира, и в течение ближайших двух лет количество записей превысит число жителей Земли - 7,4 миллиарда записей, прогнозирует Семенов.База данных показала себя уже на зимних Олимпийских играх 2014 года. Тогда было проверено более 700 тысяч пассажиров и выявлен 21 человек, представлявший реальную угрозу пассажирам и всему транспортному комплексу. В 2014 году, по данным МВД, с помощью этой системы было найдено и задержано более 4 тысяч человек, которые находились в розыске.

В планах - внедрить в систему новую технологию по подтверждению брони билета. Эти данные нужны для формирования объективной картины работы транспортного комплекса, контроля за деятельностью перевозчиков, сбора данных и по всем видам транспорта, обеспечения безопасности пассажиров, оценки уязвимости системы. Ведомство в будущем намерено развивать и учитывать в этой системе не только пассажиров, но и транспортные средства. Возможно, первыми такими средствами станут как раз беспилотные летательные аппараты.

23 тысячи рублей в среднем стоят популярные модели квадрокоптеров с фото- и видеокамерой на борту. Вес такого летательного аппарата может быть 400 граммов, а может достигать и трех килограммов. Самый дорогой беспилотник в этом сегменте может подниматься на высоту до 4500 метров, а развивать скорость полета до 22 м/c.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2016/7/14/27351/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.